Татарстанский бизнес не торопится брать субсидии на развитие придорожного сервиса на М-12
«Пока у нас нет ни одной заявки от предпринимателей, которые хотели бы развивать придорожный сервис вдоль М-12 «Москва — Казань» за счет госсубсидий», — заявила «Реальному времени» руководитель дирекции по развитию природных территорий и экотуризма фонда «Институт развития городов РТ» Оксана Саргина в преддверии конкурсного отбора Минэкономразвития РФ. Татарстан готовится принять участие в конкурсе на получение трехлетней субсидии на туризм, где будет разыграно 27 млрд рублей. В приоритеты впервые включили придорожную инфраструктуру вдоль платных федеральных трасс, но желающих развивать эти объекты в республике пока не нашлось. «Сложно получить участок у ГК «Автодор», — объяснил вице-президент общероссийской Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Сергей Ли.
На три года вперед
Минэкономразвития России объявило о старте главного конкурсного отбора среди регионов на привлечение безвозмездных ресурсов для развития туристической инфраструктуры. Конкурс проводится в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство», в ходе которого субъекты страны впервые получат единую региональную субсидию на три года вперед — с 2025-го по 2027-й.
Новизна подхода в том, что федеральные власти решили собрать разрозненные туристические субсидии вместе, продлили срок реализации проектов до трех лет (вместо одного года, — прим. авт.) и разрешили тратить деньги по своему усмотрению, уточнили «Реальному времени» в пресс-службе федерального министерства.
Единственное условие — регионы обязаны достигнуть заявленных показателей по росту туристического потока к 2027 году, подчеркнули в пресс-службе ведомства. Развязав руки субъектам, им предоставят возможность комплексно подойти к развитию туризма в регионах, объяснял летом министр экономического развития Максим Решетников суть перехода на единую региональную субсидию.
— Цель конкурса — предоставление субсидий на реализацию мероприятий (результатов), обеспечивающих достижение показателя «Число туристских поездок», которые будут определены субъектами Российской Федерации самостоятельно, — пояснили в ведомстве.
На какую высоту замахивается Татарстан
На конкурсе разыграют 27 млрд рублей, то есть по 9 млрд на каждый год из трех, уточнили в пресс-службе МЭР. Субсидию получит регион, а затем местные власти распределят деньги среди бизнеса. Шансы получить максимум у тех субъектов страны, кто генерирует больший прирост туристов. К примеру, внутренний поток в стране за год вырос на 20% — до 78 млн человек, но организаторы состязания прогнозируют ежегодный прирост на 5—7% до 2027 года, то есть до 90 млн человек.
Какую планку собирается поставить перед собой Татарстан — порядка 5—7 млн туристов в год? Ведь по итогам 2023 года республика нарастила поток до 4 млн гостей.
— В настоящее время заявка находится на стадии формирования. Кроме величины прироста туристического потока, которую регион укажет в заявке, заявка будет оцениваться также по другим критериям, определенным Министерством экономического развития России, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе Госкомитета РТ по туризму.
Точную цифру планируемого турпотока в ведомстве не назвали. Если предположить, что регионы «пишут» прогнозы в сопоставимых темпах по 5—7% в год, то республике придется нарастить количество гостей до 5 млн человек. Добавим, что половина из 4 миллионов туристов в прошлом году пришлась на Зеленодольский район (остров-град Свияжск, Раифский монастырь и множество глэмпингов). Как сообщил «Реальному времени» глава района Михаил Афанасьев, муниципалитет рассчитывает получить от Казани средства на реализацию трех проектов по развитию туристической инфраструктуры.
Ни одной заявки по М-12 «Восток»
Единая субсидия нацелена на расширение общественной туристической инфраструктуры в регионах, отметили в пресс-службе Минэкономразвития. Но впервые в приоритеты включили развитие придорожного сервиса вдоль платных автомобильных дорог федерального значения М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток». Но к началу старта заявочной кампании ни один татарстанский предприниматель не заинтересовался этим направлением.
По ее словам, вдоль трассы предприниматели строят многофункциональные зоны (МФЗ) возле заправок, но без участия в программах по развитию туристической инфраструктуры. «Езжу часто по М-12 и не скажу, что вокруг пустые поля. Бизнес вкладывается самостоятельно», — отметила она. По ее мнению, нужно строить МФЗ и вдоль М-7, которая примыкает со стороны Лаишевского и Зеленодольского районов. «Возле перемычек нужно строить не просто «зеленые стоянки», а загородные объекты», — рассуждает она, аргументируя большим автомобильным трафиком.
Что пугает инвесторов на дороге
«Неправда, что частный бизнес не проявляет интереса, — возразил вице-президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Сергей Ли. — Татарстан сильно развивается в этом плане. У вас есть сеть АЗС «Ирбис», которая выходит в соседние регионы. Но, видимо, не хочет пользоваться субсидиями», — предположил он.
По словам собеседника издания, придорожный сервис — важная тема, так как автотуризм на подъеме, дороги строятся быстро. По новым правилам заправка на дорогах должна быть через каждые 44—50 км, а не через 110 км, как раньше. «Если лампочка загорелась на машине, вы должны быть уверены, что до заправки доедете», — говорит он.
Главным препятствием на этом пути он считает сложности с присоединением земельного участка к скоростным магистралям. «Конечно, есть сложности по присоединению участков к дорогам, — рассказывает он. — Раньше трудно было договориться с «Росавтодором». Одно время они хотели открывать свои МФЗ, но, видимо, не хватило сил, поэтому отдали в частные руки. Сейчас дороги строятся быстро, и для «Росавтодора» придорожный сервис превратился в досадную обузу».
Схожая картина с правообладателями платных федеральных дорог. «На мой взгляд, самая лучшая с точки зрения сервиса — это трасса «Дон». Чем дальше от Москвы, тем меньше МФЗ. Но по Татарстану все более-менее нормально — есть хорошая кухня, набор услуг. Другое дело, что сами объекты выглядят внешне непрезентабельно. Кафе и гостиницы строились по моде прошлых лет и теперь выглядят как старомодные красавицы. Единых стандартов нет, поэтому строят, как хочется. «Шанхай» возле дорог», — отметил спикер.
За рубежом другой подход. «В Австрии, например, инфраструктура создается государством. Там, когда получаешь участок, есть готовые заезды, подготовленная парковка, готово подключение к инженерным сетям. А у нас — за свой счет. Даже когда подрядчики чистят дорогу, объезжают «чужой» участок», — смеется он.
С другой стороны, отпугивает дороговизна проектов. Строительство одной МФЗ обойдется как минимум в 400 млн рублей. «Тут 1,5 млн рублей, как на глэмпинг, точно не хватит. На этом рынке работают серьезные игроки, вряд ли они будут связываться с государственными субсидиями», — полагает он.
В Минэкономразвития определили четыре магистральных направления для получения единой региональной субсидии. Среди них господдержка общественных инициатив, поддержка и продвижение событийных мероприятий, развитие общественной территории муниципалитета. Наиболее востребованными называют обустройство пляжей, прокладку национальных туристических маршрутов с установкой навигации и создание туристско-информационных центров.
С чем собирается выйти на конкурс Татарстан, в Госкомитете РТ по туризму деталей пока не раскрывают. «Конкурсный отбор проводится среди регионов Российской Федерации, поэтому заявка подается одна — от региона. Цель конкурса: предоставление и распределение субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, обеспечивающих достижение показателя «Число туристских поездок». После подведения итогов и распределения лимитов финансирования субъекты Российской Федерации самостоятельно будут определять направления конкурсных отборов и принимать заявки на участие от предпринимателей», — сообщили в ведомстве.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.