Новости раздела

Страховые компании vs. «автоюристы»: кто получил 10 млрд рублей по ОСАГО?

Страховые компании просят скорректировать работу судей, чтобы заблокировать возможность применения мошеннических схем

По данным ТАСС, в 2015 году «автоюристы» вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей. Страховые компании несут огромные убытки из-за судебных издержек, вызванных работой «автоюристов». Причем, по словам страховых компаний, растет и само количество судов, и доля выплат через суды. Такая ситуация привела к тому, что Центробанк и Верховный суд были вынуждены назначить совещание, на котором планируется выработать общие подходы по борьбе со схемами, имеющими признаки мошенничества. Крупные суммы через суды получают от страховщиков профессиональные «борцы с ОСАГО» и в Татарстане.

Все на борьбу с «автоюристами»

Представители страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда на 26 мая запланировали встречу для обсуждения проблемы так называемых «автоюристов», специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках ОСАГО. «В рамках встречи предполагается очно обсудить комплекс сформулированных Российским союзом автостраховщиков (РСА) мер по решению проблемы, которые после майских праздников были направлены Верховному суду для предварительного ознакомления», — сообщает ТАСС со ссылкой на собственный источник.

По словам страховщиков, уже давно сформировался отдельный огромный рынок и отдельная специализация — «автоюризм».

— Вы можете заехать в любое отделение ГИБДД, прикинуться пострадавшим, — рассказывает Рустэм Сабиров, президент Союза страховщиков Татарстана. — Возьмите чистый лист бумаги, сделайте потерянное лицо — вас начнут хватать за рукав, обрывать пуговицы на вашем пальто. Огромные суммы идут в карманы посредникам, которых вообще не должно быть. Есть отдельные трюки и ухищрения, которые позволяют на этом зарабатывать.

«Автоюристы» вывели 10 млрд со страхового рынка

По мнению страховщиков, проблема «автоюристов» является основной для рынка обязательного автострахования, поскольку из-за нее компании столкнулись с многомиллиардными убытками. По данным ТАСС, только в 2015 году «автоюристы» вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей.

— Выплаты только в «Росгосстрахе» в РТ по ОСАГО увеличились в 2 раза. В прошлом году они составляли 700 млн, в этом году — 1,3 млрд, — рассказывал «Реальному времени» об итогах года Альберт Ишбулатов, директор филиала компании «Росгосстрах» в РТ. — Портфель-то не рос. Всего выплаты по республике — 2,3 млрд.

При этом растет количество выплат именно через суды. По словам страховщиков, «автоюристы» заинтересованы рассмотреть дело именно в суде, минуя страховую компанию, так как штрафы и пенни существенно увеличивают размер «доходов» от аварий.

— Вот только по нашей страховой компании из-за того, что практически создали отдельный вид бизнеса, «автоюризм» так называемый, доля судебных дел выросла с 10 до 17% буквально за год, — рассказала Ранизя Баширова, генеральный директор страховой компании «АСКО». — 100 млн рублей у нас просто в трубу вылетело: по представительским расходам, штрафные санкции, моральный ущерб… Когда клиент был недоволен выплатами, он пришел к нам и сказал: «Ребят, доплатите мне 3 тысячи». А потом просто включились юристы. Был повод стащить с компании еще 60 тыс. рублей. Наши клиенты еще сами не всегда знают, что эти их помощники-автоюристы очень хорошо на них зарабатывают.

По данным Рустэма Сабирова, с 2012 по 2015 годы количество судебных дел в районных (городских) судах по спорам, вытекающим из договоров страхования, возросло в 2,5 раза, и около 60% дел из них занимает незначительная, по мнению истцов, страховая выплата по ОСАГО.

Заменить выплаты ремонтом или научить судей выявлять «схемы»?

Рустэм Сабиров уверен, что проблему необходимо решать радикально, ведь она приводит не только к ущербам страховых, но и, как следствие, к дальнейшему росту стоимости ОСАГО.

— Первое решение, которое напрашивается, — это выплата не деньгами, а в натуральной форме, то есть ремонтом, — говорит Сабиров. — Как мы знаем, по КАСКО сегодня 92% машин ремонтируются, а по ОСАГО львиную долю выгребают посредники.

Однако пока власти, видимо, не готовы к радикальным решениям. РСА подготовил план мер по борьбе с деятельностью «автоюристов». По данным ТАСС, в письме РСА подробно разъясняется схема работы «автоюристов», которые перехватывают потерпевшего после ДТП и на месте аварии заключают с ним договор или же оформляют доверенность. По информации страховщиков, «автоюристы» на месте выплачивают своему клиенту определенную часть средств, после чего у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Далее страховщику ОСАГО направляется досудебная претензия, а поврежденный автомобиль на осмотр не предоставляется.

В письме страховщики просят Верховный суд выпустить ряд разъяснений для судов по наиболее популярным схемам, благодаря которым «автоюристам» удается выигрывать судебные разбирательства и взыскивать судебные выплаты. Страховщики также предлагают при оценке ущерба руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными РСА, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра.

ФАС заступилась за «автоюристов»

Впрочем, «автоюристы» получили неожиданную поддержку со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

— У каждого гражданина есть право выбирать способ защиты. И если кто-то что-то недоплачивает, надо в первую очередь смотреть на себя с точки зрения выплат, а не обижаться на кого-то, кто защищает права, если они требуют защиты по существу, — передает ТАСС слова заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова на экспертном совете ведомства.

По мнению Кашеварова, в том случае, если, по мнению автовладельца, страховая компания не в полном объеме выплачивает страховое возмещение, то привлечение адвокатов или юристов для защиты прав страхователей — «вполне нормальный процесс». Кроме того, замглавы ФАС не разделяет мнение страховых компаний в том, что деятельность «автоюристов» генерирует им убытки.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров