Владимир Захаров: «У нас открытый бассейн закрыли, остались колонны, чтобы ностальгировать»
Тренер по водному поло — о развитии спорта в Волгограде, Казани и по всей России
Владимир Захаров стал тренером ватерпольной команды Казани на тот момент, когда она называлась просто «Синтез», но еще не побеждала и даже не занимала призовых мест в чемпионате России. Все это — первое чемпионство и выигранный Кубок страны, победа в Кубке ЛЕН Трофи и переход из состояния середнячка в число фаворитов отечественного ватерполо — состоялось уже при нынешнем собеседнике «Реального времени».
«Я высказался, что Казани нужны бассейны»
— Владимир Николаевич, вы приехали на празднование 50-летия «КОС-Синтеза», но последние полтора десятка лет провели вне Казани и нашего поля зрения. Чем сейчас занимаетесь?
— Я в родном Волгограде, помогаю в работе с детьми в нашей родной ДЮСШ. Один из ведущих тренеров юношей Алексей Агарков работает с разными возрастами и попросил оказать практическую помощь в работе, я это предложение принял с удовольствием. Надеюсь, что приношу пользу, поскольку ребята вроде бы довольны нашей совместной работой, в которую входят и проведение тренировок, и консультационный процесс, и поездки на соревнования.
— Главный тренер волгоградского «Спартака» Владимир Карабутов заметил, что местная ДЮСШ в последние годы сдала некогда ведущие позиции.
— Вы правильно заметили, что и волгоградская, и казанская школы водного поло входили в число лидеров в стране, даже в Союзе добирались до призовых и даже первых мест, если вспомнить чемпионство той же Казани с 1968—1969 годами рождения, команды, куда входили Олег Владимиров и Ирек Зиннуров, которых мы сейчас видим на юбилее, неприехавший Владимир Горбач, покойный Олег Усов. Потом у Казани произошел определенный спад, когда подъем начался с нашим приходом в команду, я имею в виду и себя, и названного Зиннурова, и тренеров, пришедших на работу в местную ДЮСШ.
Что касается Волгограда, то спад наступил позже, разорвалась связь времен, были причины приземленного характера, связанные с финансированием, когда не хватало воды, средств на участие в соревнованиях, все это привело к определенному временному провалу. Но в последние годы ситуация начала налаживаться, заметен очевидный прогресс, и ребята 2011 года рождения, с которыми мы работаем, стали вторыми на соревнованиях «Золотой мяч» по своему возрасту, уступив в финале один мяч казанским сверстникам. Недавно я вернулся с первенства Южного федерального округа, где наши ребята 2010 года рождения стали первыми. Главное, что заметно поступательное движение, и не за горами то время, когда Волгоград снова будет пополняться своими воспитанниками. Но для этого нужен союз желаний, поскольку низы сейчас хотят работать, готовы прогрессировать, необходимо встречное желание верхов.
Что я под этим подразумеваю. Ну, взять, например, условия тренировок, которые есть у перечисленных мной 2010—2011 годов, а также 2012-го, и даже немного 2013 года, когда все они тренируются на одной половине бассейна. Три возраста на одной половине! На второй половине тренируются девочки, поскольку в Волгограде есть и женская команда, и девичья ватерпольная секция. Тренер Федотов тренируется с оставшимися пацанами 2013 года за воротами.
— Был в Волгограде всего один день, и то 25 лет назад. Поэтому про ваши условия не знаю, наслышан только от бывшей пловчихи Яны Толкачевой, что там был открытый бассейн.
— Его уже нет, открытый бассейн закрыли. На месте бассейна построили многоэтажки, остались только колонны, напоминающие о бассейне, чтобы была возможность ностальгировать о нем. Я, когда мимо проезжаю, так и делаю.
Что касается тренировочного процесса, то приходится выкручиваться, ставить дополнительные ворота, придумывать возможность, чтобы сделать тренировки более насыщенными. Не скажу, что это моя заслуга, но когда на встрече с первым президентом республики Минтимером Шаймиевым он спрашивал о моем желании, я высказался, что хотел бы, чтобы здесь, на Волге, было выстроено несколько бассейнов и чтобы это было по всему Татарстану. У нас Виктор Авдиенко тормошит, построил по одному закрытому и открытому бассейну, сейчас ему отдали землю под строительство еще одного закрытого бассейна, хотя бы плавание у нас продвигается, как спортивное, так и массовое по абонементам. Когда человек отдается работе, то это приятно наблюдать.
«Накануне 1000-летия Казани ситуация со спортом в Татарстане оставляла желать лучшего»
— Спортивная Казань с Волгоградом как будто находятся на одних качелях, постоянно меняясь занимаемыми позициями: когда один взмывает вверх, другой летит вниз. В 90-х ваше ватерполо лидировало с казанцем Зиннуровым в составе, мы завидовали вашим баскетболу и гандболу, как мужскому, так и женскому, футбольному «Ротору», где играли два казанца — Олег Нечаев и Рустем Хузин. Подростки шли в водное поло, становясь звездами, как нынешние игроки Казани Сергей Лисунов, Николай Лазарев. Сейчас же в Волгограде конкуренции в детском спорте нет — водное поло, по сути, последний игровой командный вид спорта на плаву.
— С одной стороны, количество занимающихся у нас очень большое, что приводит к большому отсеву, и проблем с комплектованием, по сути, нет, чтобы мы прямо так страдали от того, что ребята выбирают другой вид спорта. Надо ожидать, что количество в конечном счете перерастет в качество.
Я же еще хотел сказать о другом — что, например, по итогам 1992 года, когда Россия впервые приняла участие в летней Олимпиаде в составе сборной СНГ, то есть максимально близкой к сегодняшнему состоянию, уже без спортсменов из других республик, то тогда Волгоградская область в неофициальном командном зачете среди регионов входила в призовую тройку, опережая по количеству медалей такие крупные сборные, как Франция.
— Так это неудивительно, когда у тебя один пловец Евгений Садовый завоевывает три золотые медали.
— Садовый, а еще Александр Попов, Владимир Сельков, далее Денис Панкратов. Если мы говорим о плавании, позже женщины запрыгали, выигрывая все направления, как в высоту (Слесаренко), так и в длину (Лебедева) и с шестом (Исинбаева). И так получалось, что высочайшая конкуренция межу видами спорта идет только на пользу, если есть внимание к спорту на самом высоком уровне. И у нас тогда была хорошая поддержка на государственном уровне со стороны губернатора Ивана Шабунина, мэра Волгограда Юрия Чехова. Внимания на всех хватало, и на гандбол, чей тренер, мой хороший товарищ Леня Коросташевич, недавно ушел из жизни, и женский гандбол с Левой Акопяном, тоже Царствие ему Небесное. Но потеря поддержки на государственном уровне потихоньку приводила к тому, что интерес к спорту заметно пропадал у спонсоров, у населения. И сейчас зачастую население само становится спонсором занятий своих детей спортом, вкладывая финансы в их поездки на соревнования. Хорошо, когда родители от этого не отказываются, но порой бывает так, что возможности у родителей нет, а их дети лучшие в данной возрастной группе.
Что далеко ходить. В нашем нынешнем положении находился «Синтез», который начал подниматься вверх только с получением поддержки сверху: пока президент республики Минтимер Шаймиев не поставил перед командами задачу — сделать подарок к празднику 1000-летия города Казани, ситуация со спортом в Татарстане оставляла желать лучшего. Кстати, поменялась она довольно быстро, и мне очень важно было знать, что в 2007 году именно возглавляемый нашим тренерским штабом «Синтез» был признан лучшей спортивной командой. И это не на безрыбье, а на фоне успешных выступлений хоккеистов и баскетболистов, волейболистов, хоккея на траве и так далее. Собственно, под выполнение этой задачи меня и приглашали из Волгограда. Сейчас Казань — столица чемпионов, особенно с учетом того, что наконец-то и баскетбольный УНИКС покорил эту высоту, а все это исключительно благодаря поддержке на государственном уровне, не мне вам об этом говорить. Отмечу, что приз за лучшего тренера в республике — блюдо — до сих пор хранится у меня дома на самом видном месте.
«Когда команда выиграла и чемпионат, и Кубок страны — в Волгограде это прошло почти незамеченным»
— Как блюдо, которое вручают победителям турниров Большого шлема в теннисе.
— Там еще важна теплота, которая ощущалась во взаимоотношениях с коллегами по тренерскому цеху. Я был знаком со всеми, кто работал в командных видах, — и футболистом Курбаном Бердыевым, и хоккеистом Зинэтуллой Билялетдиновым, и волейболистом Виктором Сидельниковым, а потом уже Владимиром Алекно. Нас часто приглашали на совместные мероприятия, проводимые Минспорта либо администрацией президента РТ, на тот же День республики, на традиционные скачки. Мы могли при встречах обменяться мнением, обогатиться новыми знаниями.
В Волгограде, увы, такой культуры общения нет, чему я был удивлен по реакции 2023 года, когда ватерпольная команда выиграла и чемпионат страны, и стала обладателем Кубка России, но прошло это почти незамеченным. Мне не попадались статьи в газетах, не видел телевизионных передач, никакого ажиотажа на фоне того, что в других видах спорта вообще ничего же нет.
У нынешнего губернатора области Андрея Бочарова я вижу какие-то намечающиеся подвижки в плане популяризации спорта, но они зависают в среднем управленческом звене, а это Минспорта. В нашем случае его возглавлял наш — в кавычках — друг Александр Глинянов, сейчас он президент областной федерации водного поло, хотя я его считаю одним из могильщиков волгоградского спорта. Наш известный тренер Виктор Авдиенко, при котором волгоградское плавание было на первых местах в стране, тоже был недоволен, благо у него есть поддержка со стороны российской федерации плавания. И футболисты не в восторге, знаю это хотя бы потому, что «Ротором» руководил наш ватерполист Андрей Рекечинский. И это на контрасте с воспоминаниями о Казани, где у нас было настоящее тренерское братство. Как-то мы летели с Зинэтулой из Москвы — Билялетдинова имею в виду. Мы летели, и я выспрашивал, как он добивается того, что в третьем периоде ведущая пара защитников — а это были тогда Илья Никулин и Виталий Прошкин — практически не уходила с площадки. Он мне объяснил, что они играют головой, а не ногами, без лишних телодвижений, а потом предложил привести к нему на игру нашего доктора.
— Позвольте, так это Петр Лернер был, который как раз и перешел в «Синтез» из «Ак Барса»?
— Нет, Лернер к тому моменту уже ушел из жизни, а это был другой доктор, который увидел процесс восстановления в 15-минутном перерыве, включающий в себя кислородные коктейли, другие процедуры, которые позволяли бороться с закислением мышц.
Волгоград подобного коллегиального общения, насколько я знаю, лишен. Но я — назло врагам — живу долго и надеюсь, что мы по примеру Казани восстановим интерес к спорту в области и по примеру самих себя периода 90-х годов вернемся в элиту. Правда, оговорюсь, подобной атмосферы, как в Казани, я нигде в периоды своей работы не застал. Но в Ханты-Мансийске там и не с кем было общаться в такой плоскости, на момент моей работы там была только единственная женская команда по водному поло, которая, увы, прекратила существование.
— Видимо, дорого содержать, вот и сэкономили. Зато там мужская хоккейная команда существует, в высшей лиге сейчас играет.
— Да, но мы-то играли на самом высоком уровне, выходя на Европу. К нам на игру с греческим «Олимпиакосом» приходила губернатор Ханты-Мансийска Наталья Комарова, переживала на трибунах, прыгала от радости после победы, послала каждой из наших девочек по розе. Этим все внимание и ограничилось, а на следующий год команду закрыли. Там край заточен под развитие биатлона.
(Окончание следует)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.