Кремниевая долина: школы на дому, учеба без дневников и соревнование в денежных сборах
Дошкольное и школьное образование в Силиконовой долине. Часть 2
Если поборы в российских школах — это проблема, то в США — это обычное явление. Более того, классы даже соревнуются, кто быстрее соберет с родителей деньги. Кроме того, обучение детей можно проводить не только в школах, но и на дому, объединившись с другими семьями. Однако о высшем образовании родители вынуждены задумываться с начальных классов их чад и копить на это деньги, поскольку колледжи и университеты платные. Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, проживающий в Кремниевой (Силиконовой) долине, в продолжение к предыдущей колонке рассказывает, как проходит организация школьного дня в Штатах. Некоторые американские идеи могут понравиться россиянам, а какие-то нет.
Дорога в школу
Школьный день начинается, конечно, с дороги в школу. Если ученики частных и чартерных школ вынуждены ехать сами, то детей государственных школ забирает (и потом развозит) школьный автобус —тот классический желтый автобус-буханка, которые часто можно видеть в американских фильмах. Такой транспорт имеет на дороге приоритет, сравнимый с машинами спецслужб: если он остановился на загрузку или выгрузку учеников, то его нельзя обгонять и нужно дождаться, пока он продолжит движение.
Автобус ходит по заранее указанному маршруту, проложенному через весь район таким образом, чтобы всем детям было примерно одинаково идти до ближайшей его остановки. Автобус может ехать десятки миль по району, собирая детей. При этом около самой школы автобус может и не останавливаться — считается, что живущие рядом дети могут дойти сами или доехать на велосипеде или самокате.
Некоторые родители, однако, предпочитают подвозить своих детей до школы. Для этого каждое образовательное учреждение имеет специальную площадку (drop-off zone, «зона высадки»), на которой дежурит завуч школы, управляя процессом «выгрузки» детей и их поклажи из машин.
Каждый ученик несет с собой, помимо портфеля, небольшую сумочку с обедом, называемую ланчбоксом (lunchbox). Сама школа не занимается организацией питания никак, и единственная альтернатива — заказывать у фирмы по доставке готовых школьных обедов, которая привозит еду непосредственно в школу. Но это себя не всегда оправдывает, поэтому 90% учеников несут свой обед с собой.
Уроки
Занятия в школе начинаются около 8.20–8.30 утра (в preschool обычно на полчаса-час позже, чтобы младшие дети не приходили вместе со старшими). Обычно в день бывает 6-7 уроков, которые заканчиваются около 2-3 часов дня.
От школы к школе организация учебного процесса может несколько отличаться. Так, во многих из них вместо учебников используются обычно подготовленные учителем и заранее размноженные материалы в виде отдельных листочков. В таком же виде дети получают домашнее задание, которое они просто приносят домой в специальной папке. В связи с этим нет и дневников. В случае серьезных контрольных работ, которые влияют на итоговую оценку, проверенные контрольные в другой папке «посылаются» домой, и родители должны расписаться на них, что видели эти работы и рекомендации учителя, которые он обычно пишет рядом с оценкой.
После уроков школа предлагает разные кружки (extracurricular activities), которые проводятся здесь же, в помещении школы приглашенными педагогами (а не учителями школы!). Эти занятия уже платные и стоят порядка 200-300 долларов за курс, который идет около 3 месяцев.
Продленки как таковой не существует, но практически всегда сторонние организации предлагают возможность детям остаться в школе подольше — за дополнительную плату. Обычно в это время организуются спортивные игры с детьми, а также им помогают делать домашние задания. Стоимость «продленки» варьирует от 500 до 1000 долларов в месяц. Работающим родителям, как и в случае daycare, эти расходы можно списать с общей суммы дохода.
Каникулы
Каникулы в США в общем сходны с каникулами в России. Здесь также есть большие каникулы летом (summer break), довольно длинные каникулы в период рождественских праздников (winter break), а также небольшие (порядка недели) каникулы весной (пасхальные) и осенью (около праздника Благодарения).
Формального деления обучения на четверти с выведением итоговых оценок по каждой из них тут нет: оценка выставляется по завершении большой темы (модуля), один модуль может продолжаться от недели до нескольких месяцев. С некоторой периодичностью, обычно перед летними и зимними каникулами, на каждого ученика составляется характеристика с оценками и рекомендациями всех учителей, которая посылается родителям. На основе оценок в ней и высчитывается средний балл ученика.
Участие родителей в школьной жизни
Родители учеников обычно объединяются в родительско-учительский комитет (parents-teacher association, PTA), который представляет интересы учеников в школе. Обычно от каждого класса выбирается несколько родителей, которые «представляют» интересы данного класса в этом комитете.
В случае каких-то разногласий с учителем, хулиганства или дедовщины и прочего родители могут жаловаться как напрямую в администрацию школы, так и своему представителю родительского комитета, который, в свою очередь, может поднять этот вопрос на своих регулярных встречах с администрацией школы.
Кроме комитета наша школа два раза в год организует так называемые конференции. В одном случае «конференция родителей и учителей» (parent-teacher conference) представляет возможность родителю встретиться со всеми учителями и поговорить с ними о своем ребенке. Для этого ученики освобождаются на два дня от занятий, и это время отдается на общение родителей и учителей. В другом случае — так называемая «ученическая конференция» (student-led conference) — состоит в том, что ученики показывают родителям, что они сделали за последние полгода работы в классе (обычно свои проекты, снятые и смонтированные фильмы и так далее).
Волонтерская деятельность в школе
Каждая школа активно приглашает родителей к волонтерской работе, и это является довольно обычным явлением. Так, волонтеры регулируют движение в «зоне высадки» учеников по утрам и после окончания уроков, они же часто помогают учителю в классе (например, раздавать и собирать какие-то учебные материалы). Несколько раз в год организуется что-то вроде субботника по уборке школьной территории, и опять приглашаются родители учеников.
Кроме непосредственно волонтерского труда, наша школа организует каждый год кампанию по сбору денежных средств. В рамках этой кампании родители всех учеников жертвуют небольшие суммы в фонд школы, и классы соревнуются между собой, в чьем классе все родители быстрее осуществят это пожертвование.
Кроме денег, раз в год осуществляется продажа на так называемых «аукционах». Школьные аукционы — это мероприятия, организуемые силами родителей (например, посещение какой-то фермы, прогулка по туристической тропе, небольшой курс по плетению венков и икебане и так далее), на которые школа продает билеты и получает все средства от их продажи.
Домашнее обучение (homeschooling)
В США официально разрешено обучение на дому. То есть если родители не хотят, чтобы их ребенок ходил в школу, они могут сами организовать процесс его обучения дома. Для этого семьи часто объединяются в небольшие «семейные кооперативы» (homeschool cooperatives), чтобы вместе выбирать репетиторов и домашних учителей для своих детей, а также определяют, где проходят эти занятия.
Обучение на дому позволяет не только применять различные альтернативные методы образования, как, например, Вальдорфскую систему или анскулинг (unschooling, система обучения, основанная на том, что дети сами пытаются найти ответы на вопросы, а не получают их от учителя). Также домашнее обучение дает возможность закончить всю программу школы экстерном, сэкономив несколько лет «сидения» в классе и начать осваивать программу вуза, что позволяет одаренным детям быстрее раскрыть себя.
Несмотря на серьезную критику домашнего обучения, особенно в плане развития социальных навыков у детей (умение общаться в коллективе, соблюдение дисциплины, половое воспитание и прочее), некоторые семьи предпочитают такую форму даже частным школам, утверждая, что это домашнее обучение не является более затратным. Важным фактором, однако, является то, что даже при домашнем обучении дети обязаны периодически присутствовать на обязательных тестах, которые проводятся также и в обычных школах для оценки уровня учащихся. В связи с тем, что оценка по тесту является решающим фактором в дальнейшей жизни, зачастую подготовка к таким тестам становится отдельным вектором в обучении наряду с основной программой (которая может совсем не относиться к тому, что спрашивается в тестах).
Поступление в колледж
Колледж является следующей ступенью образования после школы, и, увы, даже в случае государственных колледжей обучение здесь платное. Поэтому родители начинают еще с первого класса копить деньги на колледж для своих детей.
Однако поступить в колледж совсем не так просто. Кроме хороших оценок имеют значение твои спортивные достижения (каждый колледж имеет спортивную команду, и хорошего спортсмена возьмут в любой колледж — этот пример можно видеть в фильме «Форрест Гамп»), а также твоя волонтерская активность как школьника. Престижные университеты и колледжи просят присылать им любые доказательства «уникальности» заявителя: фильмы, аудиозаписи, компьютерные программы и так далее.
Кроме того, для поступления нужно написать небольшое сочинение на тему «Почему я хочу поступить в колледж?», где требуется убедительно описать причины, почему ты хочешь учиться в колледже и как ты себе это представляешь.
Отбор в колледжи и университеты является закрытым процессом, однако по общей тенденции предпочтение при равных оценках отдается детям из худших и более проблемных школ. Это решение часто обосновывается тем, что в худших школах приходится прилагать больше усилий для получения аналогичных оценок, чем в хорошей или частной школе. Более того, выпускники частных школ зачастую могут себе позволить и частные университеты, где отбор может меньше зависеть от твоего балла.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.
- Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
- В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
- В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
- С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
- В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
- С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
- Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
- Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru.