«По экспорту мы должны захватить все страны тихоокеанского региона»
На бизнес-бранче «Реального времени» эксперты обсудили проблемы перестройки экспорта и новые направления сбыта татарстанских товаров
Российский экспорт в первом полугодии снизился на 0,4%, до $207,1 млрд, следует из данных ФТС. Спад продолжается за счет обвала в направлении Европы, в то же время доля Азии растет — на нее приходится три четверти объема. Меняет географию поставок и Татарстан, активно наращивая новые каналы сбыта и даже выйдя в плюс по экспорту сельхозпродукции. Однако развитие внешней торговли сдерживают сложности логистики, прохождения таможни и трансграничных переводов. Эти и другие проблемы отрасли вместе с вариантами решения участники рынка обсудили в рамках бизнес-бранча «Реального времени».
«Очень плохо идет транзит из Европы, компании боятся вторичных санкций»
Разговор начали с изменений в географии поставок. Участники бранча рассказали, какие страны рассматривают как перспективные на замену потерянным партнерам на Западе. Впрочем, некоторым игрокам удалось не только сохранить прежних заказчиков в Европе и США, но и найти новых. Правда, это редкость, в основной массе татарстанские экспортеры, как и их российские коллеги, переключились на Азию.
— Одно из самых перспективных направлений для российских экспортеров алкоголя — рынок Азии и стран Латинской Америки. У нас уже есть действующие партнеры в Китае, Южной Корее и Индии. Экспортируем крепкий алкоголь — водку, настойки, ликеры, бальзамы, джины. В этом году произвели первую отгрузку в Перу, так как видим потенциал развития и большой интерес потребителя, — рассказала менеджер департамента внешнеэкономической деятельности «Татспиртпрома» Элина Ибрагимова.
«Также активно развиваем поставки в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Грузию, Армению, Беларусь, Туркменистан. Ведем контрактный розлив в Беларуси, Узбекистане и Монголии», — добавила она.
Производитель гибкой упаковки «Данафлекс» рассказал, как изменились его поставки по экспорту. «Если раньше вся ориентация была на европейские страны — у нас традиционно поставки шли в Восточную Европу, в Чехию, то сейчас — на страны Центральной Азии: Узбекистан, Казахстан, Киргизию, а также на Турцию и страны Африки. Там стремительно идет рост производства продуктов питания. Конечно, также интересны страны Южной и Латинской Америки», — сообщил директор компании по продажам Алик Губайдуллин.
В «Барс Профи» занимаются негабаритными перевозками и проектными работами в этой области. В компании также подтвердили переориентацию рынка. По словам руководителя департамента развития Айнура Симашева, сейчас активнее всего поставки идут в Турцию и Китай, потому что все европейские направления закрылись.
— Очень плохо идет транзит из Европы, потому что компании боятся вторичных санкций. Многие европейские компании попали под них, поэтому сейчас им тяжело вести транзит через Россию. Много замен приходится делать, и это не совсем надежная конструкция, они этого боятся. Вот такая проблема: огромный кусок рынка — европейского, можно сказать, пропал, — отметил он.
Руководитель группы продаж на экспорт АО «Аммоний» Юрий Шадрин отметил, что для производителя минеральных удобрений приоритетными направлениями были и остаются Латинская Америка и Европа. «Мы не поставляем свою продукцию в Азию, страны Персидского залива, географическое расположение нашего производства, а также наличие производителей аналогичной продукции в этих регионах, не позволяет нам быть конкурентоспособными на этих рынках», сообщил он.
В «Казанских деликатесах» лишь недавно получили экспортную лицензию для работы со странами ЕС. Главный же покупатель мясных изделий у татарстанского производителя — это Казахстан. Но в компании подозревают, что большая часть товара отсюда уходит экспортом в Китай, потому что внутреннее потребление этой республики в Центральной Азии не может поглотить такой объём.
— Плюс, когда мы участвовали в работе экспозиции Татарстана на выставке GulFood, большую заинтересованность проявили Саудовская Аравия, Эмираты, Кувейт. Там люди ждут, когда мы получим лицензию на эти страны, — сообщил консультант по развитию бизнеса компании Ринат Султанов, — Мы сертифицированы в Комитете по стандарту «халяль» ДУМ РТ, на данный момент комитет ведет большую работу по сертификации на страны Персидского залива.
Виктор Ахтямов, заместитель гендиректора ООО «Мир» и зампредседателя Комитета девелопмента при ТПП РТ, заметил: «Поскольку мы являемся девелоперами, у нас об экспорте и импорте речь не идет, мы говорим в рамках работы недавно созданного комитета при палате. Мы развиваем любое направление бизнеса, у нас есть проектная деятельность. Недавно была бизнес-миссия в Азербайджан. Сейчас есть интерес по взаимному сотрудничеству, и наши партнеры здесь, в Татарстане, заинтересованы в выходе на этот рынок, и оттуда предприниматели тоже готовы рассматривать сотрудничество с нашей республикой. Проблемы пока не озвучивали, но скорее всего будут вопросы».
У другого татарстанского экспортера — ООО «Виртуальные технологии», по сравнению с коллегами, нет проблем с логистикой. «У меня история нетиповая, нам ничего никуда не надо отправлять — все летит по проводам. Арабские Эмираты, Япония, Юго-Восточная Азия, страны СНГ, чаще Казахстан, Таджикистан. По Америке есть лицензия на использование систем, нам чуть проще», — признался гендиректор Алексей Гришин. Компания предлагает программный продукт — нейросеть по созданию дизайн-проектов жилой недвижимости. Не боятся ли на Западе работать с российскими разработчиками ПО, поинтересовался модератор.
— Мы ищем тех людей, которые не боятся, и они нормально с нами контактируют. На самом деле есть определенное количество нюансов: мы обжигаемся и нам вставляют палки в колеса. Но находится клиент, свой человек, который нормально реагирует, понимает и ценит продукт, а не политику. Мы обеспечиваем готовность дизайн-проекта менее, чем за сутки, по цене, как чашка кофе там. Конкурируем с дизайнерами интерьеров, и у нас расценки ниже где-то в 30 крат, — сообщил он.
Поставщик химического сырья «Эдже Групп» ведет внешнеторговую деятельность в основном со странами СНГ. Разовые поставки идут в Китай, Турцию, Иран, рассказал директор компании Джейхун Исаев.
«Экспортные сделки усложняют проблемы с платежами и логистические нагрузки»
В 2023 году российский экспорт упал на 28,3% — с $592,5 млрд до $425,1 млрд. Основное падение пришлось на Европу — с $265 млрд до $84,9 млрд. Экспортеры переключились на страны Азии, доля которой, хоть и выросла на 5,6%, но полностью не компенсировала потери на европейском направлении — с $290,4 млрд до $306,6 млрд, привел данные Федеральной таможенной службы заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.
В то же время, по его словам, наблюдается определенное замещение поставок в сторону Азии, где отмечается рост экспортных объемов — в этом регионе, включая весь Тихоокеанский, доля составила 72%.
— Также имеет место интерес к другим рынкам, таким как Африка и Латинская Америка. В первом полугодии 2024 года тенденция сохраняется, однако объемы экспорта не так резко упали, оставаясь на уровне около 75%, по сравнению с предыдущими периодами. Основная часть экспорта представлена малыми и средними предприятиями, за исключением таких крупных игроков, как «Аммоний» и «Татспиртпром». Структура экспорта показывает, что порядка 80% составляют углеводороды, включая нефть, газ и уголь, а также золото. Однако нас также интересуют и остальные 20% экспортируемой продукции, — сообщил он.
В первом полугодии 2024-го падение экспорта в Европу продолжилось, добавил замглавы ТПП РТ. Несмотря на незначительный рост доли минеральных удобрений, поставки металла и продовольствия продолжают снижаться, составив около 5% от общего объема экспорта России.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Рустем Гайнуллов вначале своего выступления привел итоги 2023 года по агропромышленному комплексу республики. Минувший год, по его словам, был достаточно сложный. Санкционные ограничения, постоянная волатильность цен, снижение закупочных цен на молоко — все это повлияло на конъюнктуру рынка, конечную продукцию и в целом на развитие АПК.
Тем не менее Татарстан традиционно занимает 1-е место среди регионов России по производству молока. Республика — в лидерах, произвела в прошлом году более 2,2 млн тонн молока или примерно 6% от общего объема в стране. По этой продукции регион самодостаточный, у нас 55 молокоперерабатывающих предприятий, шесть из которых — крупные переработчики, остальные — малые. Татарстан производит более 5 тысяч тонн молока в сутки, из которых где-то 85% перерабатывает в республике, остальная часть уходит через трейдеров в соседние регионы и завозится к нам уже в виде готовой продукции. В Минсельхозпроде РТ сейчас работают над тем, чтобы весь объем молока оставался в республике — это и дополнительные рабочие места, и налоговые отчисления. По производству картофеля РТ на 2-м месте в России, по яйцу — на 6-м, по мясу скота и птицы — на 8-м, по сахарной свекле — на 9-м.
— В отличие от российских показателей, в Татарстане в 2023 году, по сравнению с 2022-м, снижения по объемам экспорта не произошло. Мы завершили год с $457,6 млн, в 2022-м было $444 млн, рост незначительный, но все же есть. Сказалась точечная работа с экспортерами. Мы постоянные завсегдатаи международных выставок, к примеру, Gulfood, Food Africa, «Продэкспо» и других, — рассказал замминистра.
По его словам, одна из самых эффективных выставок для российских экспортеров-пищевиков — это Gulfood, которая собирает на своей площадке более 5 500 предприятий. Она привлекает огромное количество посетителей, здесь проходят b2b встречи, участники приезжают с соглашениями о намерениях. «Мы ежегодно подписываем там более 10 соглашений именно по экспорту», — добавил Рустам Гайнуллов.
В связи с указанием президента Владимира Путина, важно поступательно переходить от сырьевого экспорта к несырьевому. К 2030 году этот показатель должен достичь 30%. Поэтому основная задача во время посещений зарубежных стран — привлечь инвестиции в экономику, агропромышленный сектор республики с целью переработки сельхозпродукции и ее экспортирования, подчеркнул спикер. За 8 месяцев 2024 года, республика экспортировала сельхозпродукцию почти на $300 млн, плановая задача выполнена на 64% по состоянию на 22 сентября.
— Конечно, задач еще много и проблем тоже хватает. Работа усложняется тем, что у нас большая волатильность курса валют, сложности с проведением платежей, очень большие логистические нагрузки, связанные с тем, что многие компании, такие как Maersk, MSC, ушли с нашей территории, а у тех компаний, которые остались, масштаб и география поставок не такие широкие. Где-то и компетенций у наших предприятий не хватает, и тарифы выросли на перевозку, сроки доставки увеличились. Все это, конечно, усложняет и удлиняет процедуру экспортных сделок, — признал Рустем Гайнуллов.
По этой причине поставки затормаживаются, и денежные платежи проходят с опозданием. «Хотя хотелось бы больше продукции отгружать на экспорт», заметил он. Для решения задачи совместно с Минсельхозом РФ и ФГБУ «Агроэкспорт» татарстанское министерство разрабатывает программу развития экспорта АПК до 2030 года. К 1 ноября документ будет готов. На данный момент уже разработана стратегия АПК до 2030 года, в которую интегрировали блок экспорта с обычным и неблагоприятным сценариями, с учетом всех рисков, которые могут произойти. Сейчас в Татарстане работает 258 участников экспортной деятельности. Если в 2017 году, когда республика начала активно развивать внешнюю торговлю, поставки осуществлялись в 40 стран, то на сегодня их уже 52.
— Несмотря на то, что произошли санкционные ограничения, есть определенный список недружественных стран, мы сумели переориентировать некоторые поставки на дружественные страны. Мы сейчас активно работаем со странами Юго-Восточной Азии. Для нас очень важен этот рынок. Недавно по поручению раиса РТ посетили Малайзию совместно с делегацией и предприятиями АПК. Есть хорошие наработки, планы развития, поэтому мы видим, что данные рынки еще до конца не освоены. Мы должны увеличить свое присутствие на этих рынках. Индонезия, Малайзия — это огромные рынки, по экспорту все страны тихоокеанского региона мы должны захватить, — убежден замминистра.
Активное сотрудничество также нужно продолжать с Китаем, Индией, а также по всем тем странам, где еще предстоит большой фронт работы в рамках экспортной деятельности. Для выполнения этой задачи федеральным Минсельхозом в штат введены более 44 сельхозатташе, которые по сути играют роль торговых представителей на местах для развития экспорта в АПК.
«Объемы дополнительной документации растут — закручивание гаек идет с обеих сторон»
Участники встречи перешли к более детальному обсуждению проблем логистики. Предпринимателей попросили рассказать о том, как они решают сложности с удлинением и подорожанием транспортных коридоров. В «Татспиртпроме» отметили, что основной вопрос отгрузок в дальние страны — это отсутствие прямой логистики: «Как решаем проблему? Отгружаем продукцию через третьи страны — морскими и железнодорожными путями, так называемыми мультимодальными перевозками. Все это увеличивает срок доставки продукции и влияет на стоимость».
Заводу «Аммоний» с учетом его продукции и объемов производства так или иначе необходимо экспортировать удобрения. Основной способ отправки — это железнодорожный транспорт до портов Балтийского моря.
— На сегодня самая большая проблема в железнодорожных перевозках — это «пробки» на дорогах, в результате которых вагоны «бросают» в пути, в результате чего мы несем убытки из-за простоя вагонов. Нециклический оборот вагонов прерывает наше «кольцо», в результате мы вынуждены складировать объемы, а потом пытаться все это быстро погрузить и отправить, чтобы вовремя доставить груз в порт для отгрузки судовых партий. Завод ежедневно выпускает готовую продукцию, и нам нужно отгружать ее ежедневно, чтобы не допустить остановки предприятия, — пояснил Юрий Шадрин.
В компании «Данафлекс» рассказали, что еще несколько лет назад компания была сильно зависима от европейских поставок сырья, но сейчас эта зависимость снизилась многократно. Многое шло морем — через Индию и Китай, и большую часть продукции реализовывали, в том числе «Сибуру».
— Сейчас идет большой поток поставок из Юго-Восточной Азии и Китая, а, например, фольга поставляется в том числе компанией «Русал Саянал». В основном используем автотранспорт для логистики. У нас нет сложностей с поставками в Среднюю Азию: Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Для нас существенно выросла стоимость перевозок — сказывается отсутствие водителей. Даже при отправке в ближнее зарубежье — в Алма-Аты и Ташкент — затраты существенно возросли, — сообщил Алик Губайдуллин.
У «Грузоподъема» глобальных логистических проблем не возникло, потому что экспортер работает в основном со странами СНГ. Однако прохождение таможни значительно усложнилось из-за бюрократической волокиты:
— С вывозом и ввозом объемы дополнительной документации растут каждый квартал года. Нужно какие-то дополнительные сертификаты получать, причем закручивание гаек идет с обеих сторон. И со стороны России, и со стороны Казахстана, например. Одну бумагу казахи могут получать по 3 недели, а машину мы отправляем, и она все это время может стоять на границе. Причем раньше таких проблем не было. Границы свободно пересекали с обычными товарными накладными, условно. Сейчас постоянно какая-то дополнительная история, — сообщил Тимур Галимуллин.
Мнзия Загидуллина, гендиректор ООО «НПК «Передовые технологии» рассказала, как ее компания ведет экспортную деятельность в сфере услуг. Предпринимательница хочет открыть несколько направлений, в частности страны Северной Африки: «Сейчас у нас есть небольшой контракт, где мы являемся консультантами. Если у кого-то есть передовые идеи, мы готовы сопровождать. Благодаря ТПП РТ я объездила полмира, к примеру, сотрудничали с Германией. У нас был подбор специалистов по робототехнике для работы в Калуге на заводе Volkswagen. Контракт заключили в 2014-м, а после начались мировой кризис и санкции против России из-за Крыма. Тем не менее у нас остались партнеры в Германии. Очень многие — наши бывшие соотечественники, которые хотят переехать к нам, и там очень много специалистов, которые у нас очень востребованы, например, в IT-сфере».
К теме информационных технологий участники бранча еще не раз возвращались, но одной из ключевых все же стала логистика. В татарстанской компании, которая перевозит через границу крупнотоннажные, мультимодальные и негабаритные грузы, рассказали о своих проблемах:
— Когда мы везем слишком широкие грузы, именно с российской стороны мы не проходим по габаритам. Допустим, ширина груза свыше 5 метров, а у нас на границе только 4,9 метра можно провезти. Это и Казахстана касается, и Маньчжурии. Нам приходится очень большой крюк делать, чтобы все это объехать. Реальная проблема для нашей отрасли, по габаритам не проезжаем. Часто сталкиваемся, и у нас идут большие расходы, — заявил Айнур Симашев.
По его словам, с водителями проблем особых нет, поскольку взаимодействие с ними наладили и подняли зарплату до 250—300 тысяч рублей. Но есть сложный вопрос по стоимости денег, для грузоперевозчика — это очень дорогая статья расходов: «Мы готовы брать технику в лизинг, но по таким ставкам невозможно ездить. Цены на запчасти растут из-за того, что логистические цепочки порвались. У нас парк в основном европейский, но сейчас один тягач стоит 25 млн, тралы сильно подорожали, вообще боль. Технологические тралы раньше 11—12 млн стоили, сейчас 36 млн!».
Бизнесмен обратился к представителям органов власти с просьбой создать систему субсидирования ставок по лизингу: «Сейчас много китайской техники собирают у нас. Если бы государство субсидировало ставки по лизингу, хоть какую-то часть, мы с удовольствием подписались бы».
«Проблема по финансированию есть — ее надо признать»
Как татарстанские промышленные предприятия нашли свой вариант решения логистических проблем, рассказал замминистра сельского хозяйства РТ. В структуре татарстанского экспорта сельхозпродукции 67% занимает масложировая продукция, ее поставляет «Казанский жировой комбинат».
— Как они решили свою проблему с логистикой? В летний период, в навигацию, пиковые нагрузки и цена возрастает, и дефицит возникает. Большая часть отгрузок у них наливом идет и обычно используют комплексную доставку, то есть довозят до порта Новороссийск. Делают перевалку на большой контейнер на судно. Два года назад было принято решение при поддержке Минсельхоза РТ и «Росагролизинга». Они приобрели в собственность 100 вагонов-цистерн, которые позволяют все их производства перевозить, — пояснил Рустем Гайнуллов.
Сегодня, по его словам, такую же работу ведут в компании «Август-Агро», которая недавно запустила на базе Свияжского мультимодального комплекса элеватор единовременного хранения на 190,5 тысячи тонн зерна. «Там по году выйдет 450 тысяч тонн, которые целенаправленно пойдут на экспорт. Они купили вагоны хопперы, и в этом плане себя обезопасили. Конечно, это огромные инвестиции, которые могут себе позволить только крупные предприятия, которые хорошо стоят на плаву и знают свои перспективы».
В рамках господдержки действует специальная программа «Транспортировка товаров АПК», которая регулируется постановлением правительства РФ от 15.09.2017 г. №1104. Программа реализуется Минсельхозпродом РФ совместно с АО «Российский экспортный центр» через единое окно. Лимит по программе в этом году составил 11 млрд рублей на всю России и в течение трех дней весь был выбран. «Поэтому мы вышли с инициативой увеличить лимит с учетом обработанных и неисполненными заявок до 16,5 млрд рублей», сообщил замминистра. Меры поддержки в рамках программы предусматривают возмещение 25% затрат на логистику от точки погрузки до точки выгрузки на трех видах транспорта: вода, железная дорога, автомобиль.
— Проблема по финансированию у нас есть, конечно, ее надо признать, но в целом программа работающая. В этом году две компании заявились: «КЖК» на 490 млн и «Эссен» на 15 млн рублей. В итоге «КЖК» 249 млн получила, а «Эссен» — 1,7 млн, — отметил Рустем Гайнуллов.
Желающим подать заявку, он рекомендовал следить за новостями в начале года, когда будет формироваться программа следующего года. Ее условия в минувшем году расширили, по приоритетным видам продукции можно было получить возмещение вплоть до 100%. «В этом году из-за того, что ситуация в стране, скажем так, нестабильная, немного изменили, оставили 25% и 50%. 50% получают те экспортеры, которые отгружают свою продукцию в менее развитые страны, к примеру, в Африку — тогда коэффициент двойной по возмещению».
В свою очередь, замглавы ТПП РТ напомнил, что когда наступила пандемия коронавируса, логистика пережила резкий скачок, и цены увеличились в три раза: «Хотя в некоторые моменты они немного снижались, все же стоимость, которая тогда установилась, сейчас держится на уровне чуть меньшем, но стабильном».
На сегодня, по его словам, предпринимаются серьезные попытки задействовать «чисто азиатское направление, не включая страны СНГ», в первую очередь север и юг: «Я сам видел, как в одном из портов Ирана разгружали российское подсолнечное масло — эта связка сейчас активно работает».
— Однако, если рассматривать исключительно Китай и другие азиатские страны, то РЖД не справляется с нагрузкой. Дороги забиты, и значительная часть грузоперевозок легла на фуры. Многие предприниматели стали заниматься перемещением грузов, покупая новые автомобили, в связи с этим ростом спроса. Некоторые из них оказались в сложной ситуации, и сейчас лизинговые компании занимаются изъятием автомобилей у тех, кто не в состоянии выдержать лизинговые нагрузки. В этой ситуации можно перехватить хорошие автомобили по выгодным условиям, — считает Николаев.
Кроме того, он напомнил, что в Татарстане предусмотрена отдельная программа по субсидированию логистики для малого и среднего бизнеса, которая осуществляется через Министерство экономики и Центр поддержки экспорта. Программа включает субсидирование перевозок до границы с Россией. «Если груз направляется в Казахстан, то это может существенно компенсировать часть затрат. Множество предпринимателей уже воспользовались этой возможностью, и деньги для субсидий еще есть», пояснили в ТПП.
«Доказываешь, что не вывозишь высокотехнологичное импортное оборудование»
Переходя к третьему вопросу сертификации товаров для таможенного оформления, у бизнеса спросили, как переориентация на новые рынки изменила привычные процессы с подготовкой документации для прохождения границы.
В «Барс Профи» признались, что поскольку возникают проблемы с импортом по причине опасений партнеров попасть под вторичные санкции, компания использует различные схемы, например, создает технического импортера, который с ней никак не связан: «Порой бывает, занимаемся подменой документов. Везем в Турцию, делаем так, что это как будто производство Турции, потом уже через Турцию отправляем».
В «Грузоподъеме» признались, что экспорт также порой «приходится провозить завуалированно». В «Эдже Групп» рассказали, как испытали большие сложности на турецком направлении: «Мы столкнулись и с банковскими ограничениями, и коды должны быть несанкционными — банк сам не пропустит платеж. А мы работаем с банком, который имеет корсчет в Турции. Возим из Европы как раз санкционное оборудование. Если еще с полгода назад в Турции не было таких проблем, а сейчас очень много. Остались буквально один-два турецких банка, которые могут что-то делать».
Татарстанский производитель кранов продолжил тему: «Касаемо нашей отрасли — машиностроение, многие считают по этим кодам, что мы возим какое-то оборудование, которое может применяться в военных целях или еще что-то, потому что грузоподъемные краны могут перегружать какую-то технику и что угодно. И на нас внимания больше начали обращать, причем со всех сторон, то есть мы должны полностью на бумаге отобразить, причем там много разных форм. Из чего это состоит оборудование, что там использованы такие-то гайки, со всеми сертификациями куплены. В этом вся сложность, и процесс отгрузки удлиняет».
— Есть ряд постановлений правительства РФ №310, 311 и 312, которые изначально были разработаны с целью сохранить технологическое оборудование внутри страны и минимизировать его вывоз за границу. Эти меры, хотя и направлены на защиту отечественного производства, создают определенные сложности, в чем я полностью поддерживаю своих коллег. Как я понял, для вывоза оборудования необходимо получать подтверждение через Минпромторг РФ, что существенно усложняет процесс. Кроме того, в Палате существуют дополнительные требования. Даже если планируется вывоз в Казахстан, надо доказывать, что экспортируемый продукт является конечным, и что в его производстве использовались отечественные компоненты. Также важно подтвердить, что высокотехнологичное импортное оборудование не вывозится, — пояснил Артур Николаев.
— В АПК, чтобы экспортировать сельхозпродукцию, обязательно нужна регистрация на площадке Россельхознадзора. Эта площадка цифровая, понятная, наши предприятия с ней знакомы. Никаких сложностей нет, — сообщил Рустем Гайнуллов. — За 6 лет мы получили доступ на зарубежные рынки по 250 видам продукции и получили право экспорта в 100 стран мира. За последние 2 года просто сделали акцент на Восток.
По его словам, анализ по итогам 2021 года показал, что в структуре татарстанского экспорта по линии АПК 17,5% составляли недружественные страны, то есть не такая большая доля. «Поэтому те экспортеры, которые работали на страны Восточной Европы, просто сумели переориентировать свои потоки и поменяли ассортимент экспортируемой продукции. Если, например, семена льна экспортировали, они перешли на что-то другое — рапс. Переориентировались на Китай, Вьетнам, Малайзию, Алжир, страны Северной Африки, тихоокеанского региона».
Предприятия, которые занимаются переработкой мяса, поставляют свою продукцию в основном в мусульманские страны. Для того, чтобы попасть на этот рынок, продукты обязательно должны быть сертифицированы по стандарту «Халяль». Требования очень жесткие, признал замглавы Минсельхоза. «Мы все эти аккредитационные органы знаем. Если в Саудовской Аравии и странах Персидского залива — это GAC, Esma, в Малайзии — Jakim, в Индонезии — BPJPH, в Марокко — Imanor. В Москве есть международный сертифицирующий орган, он имеет полную аккредитацию в эти страны. Наши предприятия могут пройти у них аудит и получить сертификацию в эти целевые страны».
На федеральном уровне разработана отдельная программа поддержки экспортеров в части сертификации товаров. Согласно постановлению правительства РФ №1816, на эти цели один субъект предпринимательства может получить до 1 млн рублей, но не более 90% от стоимости затрат на сертификацию. «Это фитосанитарные сертификаты, сертификаты «халяль» международные и сертификаты кошер для тех, кто занимается кошерной продукцией. Действующий механизм, на него средства есть еще, поэтому здесь можно обращаться», — пояснил Рустем Гайнуллов.
— Для многих бизнесов существуют региональные меры поддержки, особенно в сфере экспорта. Однако для их получения необходимо наличие актуального экспортного контракта, в котором должны быть четко прописаны требования по получению определенных сертификатов. Такие меры могут покрывать расходы до 1 миллиона рублей. Важно отметить, что сертификационные центры имеют свои особенности, особенно в области сельского хозяйства, где, как правило, уже работают специалисты, хорошо знакомые с местными требованиями. В данный момент, например, мы проводим проверку одного из сертификационных центров в Омане, который был предложен заказчиком. Мы стремимся выяснить, насколько эффективно можно провести сертификацию именно в этой стране, — добавил Артур Николаев.
Таким образом, по его словам, программы поддержки для экспортеров существуют, и через палату можно узнать о реальности работы различных сертификационных центров.
Производитель алкоголя сообщил, что в вопросе сертификации продукции проблем не испытывает, а помощь в этом направлении ему оказывают в том числе коллеги из ТПП.
(Продолжение следует)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.