Новости раздела

Эмирали Аблаев, муфтий Крыма: «Теперь татары оказались в другой системе. Кому-то это нравится, кому-то нет»

Татарстан профинансировал реконструкцию мечети и дома имама в подшефном городе Бахчисарае на Крымском полуострове

VII всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» открыл свою работу в Казани. На первой части, которая прошла без первых лиц (видимо, большинство из них оказались задействованы на KazanSummit), участники изливали свои переживания о судьбе языка и нации. Почувствовать атмосферу крупнейшего форума мусульманских деятелей предлагается в репортаже корреспондента «Реального времени».

Без Равиля хазрата

Как сообщил ректор РИИ Рафик Мухаметшин, открывая конференцию, сегодня присутствуют более 850 мусульманских деятелей из десятков регионов России. Все они — представители официального духовенства. Большинство из них — пенсионного или предпенсионного возраста. Отметим, из руководителей крупнейших муфтиятов России на форум на этот раз не прибыл ни Равиль Гайнутдин (Совет муфтиев России, ДУМ РФ), ни кто-либо из его замов. Хотя в прошлые годы он и другие известные лица СМР (Дамир Мухетдинов, Шамиль Аляутдинов и др.) были замечены на форуме. Однако его региональные муфтии и имамы приехали.

Не было даже муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Во всяком случае, они отсутствовали в первой части заседания. С Северного Кавказа никто не приехал, поскольку там татарских религиозных деятелей почти нет. Зато очередной раз почтил своим присутствием председатель ЦДУМ России, верховный муфтий Талгат Таджуддин.

«То, что Джамала заняла первое место, конечно, мы радуемся»

Еще одним почетным гостем стал муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Корреспонденту «Реального времени» удалось взять блиц-интервью с председателем ДУМ Крыма.

— Муфтий хазрат, вокруг строящейся симферопольской мечети идет много разговоров. Скажите, на какой стадии ее строительство?

«Президенту России, когда приезжал в Крым, Симферополь, ему сказали о нашей мечети. И тот дал добро, чтоб строили. Мы попросили, чтоб строительство он взял под свой патронат. Слава Богу, все идет». Фото c-inform.info

— Земельные работы уже начались. Все трудятся, потихоньку все идет вперед. Хотя есть сложности. Президенту России, когда приезжал в Крым, Симферополь, ему сказали о нашей мечети. И тот дал добро, чтоб строили. Мы попросили, чтоб строительство он взял под свой патронат. Слава Богу, все идет. Все хорошо.

— А кто подрядчик?

— Ребята с Москвы. Точно не могу назвать их имена и фамилии. Они будут и подрядчиками, и будут финансировать. Строители будут также из Крыма, подрядчики их сами находят. На сегодняшний день нет проблем.

— Татарстан как-нибудь помогает строить мечеть (интерьеры симферопольской мечети разрабатывают казанцы — прим. ред.)?

— Татарстан помогает нам в Бахчисарае. Там в шестом микрорайоне, где проживают мусульмане, крымские татары, есть мечеть. Реставрацию провели, построили для имама дом. Хорошо там помогают. Насчет новой мечети никто ничего не говорит, потому что есть спонсоры, люди, которые будут финансировать.

— Когда будет построена мечеть в Симферополе?

— Нам сказали, что срок — три года.

— То есть к 2019 году?

— Да.

— На какое количество человек она будет рассчитана?

— На 5000.

— На Евровидении победила крымская татарка Джамала. Ее песня была о депортации. Вы рады ее победе?

— Знаете, где бы в мире ни были крымские татары, то, что она заняла первое место, конечно, мы радуемся. Она же крымская татарка.

«То, что она заняла первое место, конечно, мы радуемся. Она же крымская татарка». Фото tvc.ru

— Говорят, что в Крыму до сих пор крымские татары подвергаются каким-то преследованиям. Вы это можете подтвердить или опровергнуть?

— Мы 30 лет проживали и двигались в одном русле, теперь оказались совсем в другой системе. Кому-то это нравится, кому-то не нравится. Но в общем никаких проблем не существует. Есть недоразумения, но они будут всегда. Эти проблемы решаемы.

— Не собирается ли Крымский муфтият слиться с каким-нибудь крупным духовным управлением России?

— Мы со всеми сотрудничаем: Казань, Москва, Уфа, Дагестан, Чечня. Мы всех мусульман уважаем, находим общий язык.

— Муфтии Талгат Таджуддин или Равиль Гайнутдин не предлагали объединиться?

— Нет.

— С Милли Меджлисом крымскотатарского народа остались какие-то отношения или они прекратились?

— Конечно, никаких у нас с ними связей нет. Но надеемся на лучшее.

«У нас были сильные богословы, и их не осталось»

И, как всегда, здесь находился, пожалуй, главный организатор действа — председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. Временами это действо в Театре им. Камала немного имело оттенок посиделок мулл на каком-нибудь маджлисе. Разве что не раздавали садака после чтения Корана. Кстати, завершилась первая часть раздачей благодарственных грамот имамам и женщинам-абыстай. Их вручал Закиров.


«У нас были сильные богословы, и их не осталось», — отметил имам-мухтасиб из Кировской области Зуфар Галиуллин. Фото islamreview.ru

Татары или мусульмане? По традиции, все выступающие имамы вещали исключительно на татарском, ибо название форума обязывает, во всяком случае, они поняли именно так. И тематика выступлений была соответствующей: практически все имамы и муфтии говорили о необходимости сохранять свой язык, нацию, родную культуру. Выступление каждого из них превращалась в назидательную проповедь, и в регламент в 7 минут почти никто не уложился. Имамы с трибуны наставляли друг друга дидактическими нравоучениями и беспокоились за судьбу татарского народа.

— Россия объединяет все народы. Но если стремиться к унификации и ассимиляции, то у нас ничего не получится. На уроках литературы не изучаются татарские или чувашские писатели. Когда к нам, татарам, пришли миссионеры, они увидели, как мы держимся за свой народ, ислам. Тогда они стали нас делить. Они увидели нашу просвещенность, тогда они стали уничтожать наше образование. У нас были сильные богословы, и их не осталось, — отметил имам-мухтасиб из Кировской области Зуфар Галиуллин. К слову, в первой части форума не выступали известные муфтии. Видимо, организаторы оставили их «на десерт».

Поставить диагноз

Как рассказал корреспонденту «Реального времени» муфтий Азиатской части России, сопредседатель СМР Нафигулла Аширов, на таких форумах правильней было бы не делать отчеты об уменьшении татар, а «поставить диагноз».

— Имамы могли бы не жаловаться, а предлагать пути решения проблем. В мечетях имамов нет, татарских имамов мало. Их даже не берут на работу. Почему они работают на рынках? Все эти вопросы нужно задавать, искренне обсуждать. На прошлых форумах об этом не было сказано и сегодня тоже. Если эти проблемы будут накапливаться, то этот форум так и останется на бумаге, — подчеркнул Аширов.

По его мнению, то, что религиозные деятели говорят о проблеме татарского языка и культуры, а не об экстремизме или безграмотности имамов, вполне обосновано. Поскольку организатор — Всемирный конгресс татар, и именно эта организация задает повестку.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров