Ильгиз Зайниев: «У народного достояния не может быть отдельных хозяев»
От казанского театра «Экият» требуют денег за «Шурале» и «Су анасы»
Казанскому театру кукол «Экият» предъявили досудебную претензию за фольклорных героев, затребовав за использование персонажей татарских сказок полмиллиона рублей. Впрочем, сейчас казанская компания, запатентовавшая наименования «Шурале» и «Су анасы», согласна оформить договор за 1 рубль. Но Министерство культуры РТ уже намерено обратиться в «Роспатент» за разъяснениями.
Все началось с претензии
О патентном споре Ильгиз Зайниев рассказал на заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. С этой осени художественный руководитель театра «Экият» — депутат парламента республики.
— У меня лежит досудебная претензия к моему театру. Некая фирма запатентовала «Су анасы», «Камыр батыр», «Шурале», «Казанская царица», «Кар кызы». Сейчас предъявляют претензии, хотят с нас 500 тысяч рублей сначала, а потом какие-то проценты, видимо, со сборов, — указал Зайниев, — Они просто слова запатентовали и хотят на этом зарабатывать. Мы будем судиться. Любое наше нематериальное культурное достояние какие-то мошенники могут взять и забрать себе. С этим может столкнуться любое учреждение культуры — мы первые.
Комментируя ситуацию «Реальному времени», парламентарий дал понять, что готов судиться с правообладателем товарных знаков: «Что можно сказать? Досудебное разбирательство, просят деньги. Я дал ответ. Если их не устроит наш ответ, и на нас подадут в суд — мы подадим встречный иск. Я считаю, что у народного духовного достояния не может быть отдельных хозяев!».
«Мне кажется, деловые вопросы так не решаются»
Ильгиз Зайниев говорит о казанской компании «Национальные игрушки». «Мы занимаемся продажей лицензий на товарные знаки, вдохновленные культурой и историей Татарстана. Наша миссия — сохранять и популяризировать национальные символы и героев, создавая уникальные и качественные продукты, которые могут стать носителями культуры», — гласит информация на сайте фирмы, который открывается фотографией свидетельства на товарный знак «Камыр-батыр».
Стоимость лицензии будет состоять из роялти (в среднем — 9—12% от оптовой отпускной цены без НДС за использование товарного знака) и суммы минимальной гарантии (ее производитель выплачивает правообладателю, даже если не произведет и не продаст ни одной единицы товара). В компании подтвердили, что изначальная сумма претензий составляла 500 000, но также была указана возможность обговорить варианты.
— К «Экияту» у нас претензия по поводу использования наших товарных знаков. Они зарегистрированы в «Роспатенте» в этом году, мы получили товарные знаки только в конце лета, — отметил директор компании Искандер Асянов, добавив, что сейчас начинает заключать первые лицензионные договоры, — Мы не поняли, зачем они вынесли это на всеобщее обозрение, так как мы отправили претензию, они с нами связались, с нашим юристом. Мы им предложили заключить мировое соглашение за один рубль.
— Нам не жалко для бюджетных учреждений предоставить лицензию на один рубль, но они не захотели это обсуждать, сказали, что вынесут на Госсовет и поднимут сумму, чтобы привлечь внимание. Мне кажется, деловые вопросы так не решаются, — добавили в руководстве «Национальных игрушек».
В компании также заявили, что к авторам книг про тех же сказочных героев у них претензий нет. Что касается других театров, где на сцене те же персонажи, письма к ним еще не начинали направлять. Можно вспомнить, что в Камаловском много лет идет спектакль «Җанкисәккәем», буквально населенный Шурале. А в Кариевском показывают историю «Камыр батыр».
ООО «Национальные игрушки» как юрлицо было создано 10 января 2024 года. Казанская фирма владеет следующими товарными знаками — Кар Кызы, Су Анасы, Шурале, Камыр-Батыр и Милли Зилант. Среди товарных знаков, на которые компания подала заявки на регистрацию: Дом Татарской Сказки, Алтынчеч, Убырлы Карчык, Царь Иван Грозный, Гусь в тюбетейке, Татар кызы, Татар егете, Казанская царица (как уже указано на сайте, имеется в виду Сююмбике).
Кто первый встал — того и тапки
— Роспатент только проверяет, нет ли другого аналогичного товарного знака, — говорит Муллануров. — Иными словами, кто первый встал — того и тапки. Поэтому у таких расторопных правообладателей есть преимущество. На мой взгляд, театру сейчас нужно подавать заявление в Роспатент об отмене охраны этого товарного знака у правообладателя. Нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, указывая на факт недобросовестной конкуренции, ссылаясь на то, что правообладатель это сделал не ради того, чтобы защитить свой товар, а исключительно для того, чтобы препятствовать продаже товаров/услуг другими лицами.
— На первый взгляд ситуация кажется абсурдной, — резюмирует Муллануров. — Очевидно же, что Шурале и Су анасы не могут принадлежать кому-то одному, они наши, народные. Однако, с точки зрения права не все так однозначно. Исход дела во многом зависит от активности и качества подготовки позиции театра. Приведу пример. Не так давно уфимский юрист зарегистрировал права на марку «1000 мелочей» и смог взыскать крупные компенсации с владельцев одноименных магазинов по всей стране. Всем было понятно, что магазины существуют с советских времён, своего рода «народная» марка. Тем не менее предприниматели были вынуждены платить компенсации и менять названия своих магазинов. Это подтверждает серьезность ситуации. Однако у истории счастливый конец, — когда этот «патентный тролль» настиг нашего клиента, то мы смогли добиться отказа во взыскании и даже отменили права «злодея» на марку. Надеюсь, что и у «Әкият» все получится.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.