Как неправильные коридоры завели «Стрелу-Ак Барс» в тупик
Итоги второго матча полуфинала чемпионата России по регби
В субботу, 28 сентября, в Казани состоится третья решающая игра полуфинальной серии чемпионата России по регби между «Стрелой-Ак Барс» и красноярским «Красным Яром». Победитель выходит в финал первенства страны где его будет ждать «Енисей-СТМ». Подробности прошедшего второго матча и прогнозы перед предстоящим — в материале «Реального времени».
Казанцы больше тайма играли в меньшинстве
Проигрыш «Стрелы-Ак Барс» в первом домашнем матче полуфинала со счетом 6:15 можно связать с исторической закономерностью. Казанская команда почему-то не может проводить решающие игры на домашнем стадионе. Дважды играли поединки за бронзовые медали и оба раза уступали «ВВА-Подмосковье» и все тому же «Красному Яру». При том что Кубок России выиграли в Москве, Суперкубок — в Саранске, да и сейчас мы в игре потому, что приехали с берегов Енисея с уверенной победой. Что-то пока не ладится дома, слишком нервничаем перед родной публикой, как случилось и с одним из болельщиков на трибунах, которого пришлось возвращать в чувство с помощью руководителя медицинского штаба клуба Дмитрия Цурикова, а затем и врачей, которые дежурят на спортивных мероприятиях согласно регламенту их проведения.
Болельщику было от чего нервничать на старте второго матча полуфинала, поскольку уже к четвертой минуте Омари Гриняев дважды врезался в оппонентов, и во второй раз судьи посчитали, что столкновение тянет на красную карточку. При этом пострадавший Дилан Смит, побывав в состоянии грогги, как и тот болельщик на трибунах, был успешно реанимирован и какое-то время оставался на поле, пока красноярцы его не заменили.
Но быстрое удаление в какой-то мере исказило фокус и болельщиков, и игроков казанской команды, и представителей тренерского корпуса. В своих послематчевых комментариях они настаивали на том, что в 14 человек играть сложно, с чем не поспоришь, и в таком режиме команда провела 76 минут. Все-таки по ходу матча игроков Красноярска трижды удаляли, в совокупности они заработали 30 минут штрафа. Так что получается, что меньшинство для казанцев длилось на протяжении 46 минут, а полчаса команды сыграли в равных составах. Да и 46 минут — это колоссально много, чуть больше одного тайма, и надо отдать должное защите казанцев, которая за это время пропустила только одну нереализованную попытку, на которую ответила двумя точными штрафными. Иными словами, даже в меньшинстве казанцы были вполне конкурентоспособными, уступая только в одном игровом компоненте — так называемых коридорах.
Тагир Гаджиев: «В первом тайме после удаления нам приходилось выкладываться гораздо больше»
Этот компонент — ввод мяча, аналог вбрасывания шайбы в хоккее, стартового ввода мяча в баскетболе и водном поло с той лишь разницей, что в регби мяч вбрасывает в поле не судья, а игрок своей же команды. В какой-то момент процент потери на своих коридорах у казанцев достиг показателя: пять выигранных из 13. Более того, вторая попытка красноярцев с реализацией, когда недавние игроки «Стрелы», как тогда еще называлась казанская команда, Алексей Цейцын и Роман Ходин сделали все, чтобы красноярец Хушнуд Сангинов занес попытку в зачетное поле Казани, началась со своего же проигранного коридора. Итоговая статистика в этом плане будет немного искажать реальность, поскольку в какой-то момент наставники казанцев поменяли хукера, человека, ответственного за вброс коридора, и запасной наконец-то начал бросать в руки партнеров.
Игрок «Стрелы-Ак Барс» Тагир Гаджиев в послематчевом комментарии говорил: «В первом тайме после удаления нам приходилось выкладываться гораздо больше, и у нас это неплохо получалось. К сожалению, немного не хватило. В 14 человек играть сложно, но мы старались, и большое спасибо всем ребятам, которые выкладывались, играли в более сложное регби в защите, были какие-то другие проблемы. Разберем все это, проделаем работу над ошибками и выиграем следующий матч. Даже в 14 человек мы много раз заходили в их 22-метровую зону, но не получалось набирать очки. В прошлом матче почти каждый наш заход в чужие 22 метра заканчивался набором очков. В этот раз не получилось — заходя в 22 метра, теряли мяч, не было завершения атаки. Конечно, на фоне усталости было тяжелее играть, но не думаю, что это связано. Просто [будь] чуть более точный пас, и мы могли набирать очки. То, что соперник в большинстве во втором тайме набрал всего три очка — однозначно позитивный момент, перенесем его в следующую игру».
Джей Пи Нил: «В большинстве «Красный Яр» во втором тайме набрал всего три очка»
Со своим подопечным был согласен и наставник «Стрелы-Ак Барс» Джей Пи Нил, отмечавший, что, играя в большинстве, соперники во втором тайме набрали всего три очка: «Против «Красного Яра» у нас всегда бывают тяжелые битвы, и даже в равных составах очень тяжело, а сегодня играли в меньшинстве. Хочу поблагодарить игроков — даже в 14 человек они сыграли как воины и бились до конца. Команде потребовалось 20 минут, чтобы прийти в себя после красной карточки. Много решений пошло не в нашу сторону, много всего осталось не увиденным на поле. Будем использовать все это, чтобы мотивировать себя на следующий матч».
Будем надеяться, что разбор игры будет больше посвящен не решениям судьи, а исправлению ошибок, которые принято называть невынужденными. У Казани будет преимущество в том, что гости не остались готовиться к третьей игре, а вынуждены возвращаться домой, и два перелета — это еще два дополнительных перемещения по разным часовым поясам. Помнится, наставник олимпийских чемпионов по гандболу Анатолий Евтушенко говорил, что в ключевом матче на Олимпиаде 1976 года с Югославией он на незаметную чашу весов положил тот факт, что соперники в перерыве отправились в раздевалку, вынужденные продираться сквозь толпу людей, а он оставил своих подопечных, игроков сборной СССР, на площадке, получив на один процент больше времени для отдыха, не растратив концентрацию, и его бойцы с начала следующего тайма сделали решающий задел. «Красный Яр» за пару недель налетает по маршруту Красноярск — Москва и обратно (на финал Кубка страны), Красноярск — Казань, обратно и снова в Казань, и это принесет компенсаторный эффект, когда утомление организма обернется в тяжелые гири на ногах.
Та часть команды «Стрела-Ак Барс», выступающая в чемпионате страны по регби-7, уже, наверное, праздновала бы досрочно чемпионство, проведи она успешно четвертый тур чемпионата страны. Но игроки вначале провели тяжелый сбор в ЮАР, после чего сбор в Сочи, после которого команда еще нашла в себе силы на успешное выступление в третьем туре, а затем навалилась усталость, и четвертый тур, откровенно говоря, был провален.
Григорий Войтенко: «Семерочная специализация приводила к тому, что у команды мало игровой практики»
Пресс-служба «Стрелы-Ак Барс» традиционно предоставляет возможность пообщаться на игре с кем-то из игроков, не попадающих в заявку на матч, чтобы прокомментировать его ход, а также представить себя широкой публике. На этот раз это был Григорий Войтенко, разносторонний регбист, который способен сыграть и в пятнашку, и в семерку.
— Сам я родом из Москвы, воспитанник школы «Южное Тушино» (там территориально базируется «Спартак»), первый профессиональный контракт был подписан с ЦСКА. Клуб вышел в Суперлигу одновременно с Казанью, и дебютная игра в Суперлиге была в Казани между армейцами и «Стрелой», сразу после отмены ограничений по коронавирусу. ЦСКА тогда выглядел очень мощно, за счет состава, в котором были Василий Артемьев — легенда российского регби, Валерий Морозов, который сейчас в Красноярске. Из того ЦСКА еще Антон Дроздов, Егор Зыков и Рикерт Корф, выступающие нынче за Казань.
На следующий год после дебюта в Суперлиге я подписал контракт с армейцами, но ЦСКА прекратил существование на уровне профессионального клуба, столкнувшись с отсутствием финансов. Тогда в клубе было принято решение заявиться в молодежный чемпионат, чтобы полностью не прекращать существование. В итоге клуб выжил, и сейчас входит в четверку сильнейших команд в высшей лиге.
Что касается меня, то я принял приглашение питерской команды «Застава», которая специализируется на регби-7, а мне она была интересна в том плане, что помогает развивать личные навыки. Классно поработал там с южноафриканским специалистом, после чего получил приглашение перейти в Казань. Все-таки чисто семерочная специализация приводила к тому, что у команды мало игровой практики, когда раньше было только четыре тура за год.
— Зато с нынешнего сезона сразу шесть. Было бы четыре, Казань уже праздновала бы золото в чемпионате страны по регби-7.
— Постараемся сделать это по окончании чемпионата, и уже с моей помощью. Дело в том, что я стартовые туры провел как игрок Питера, затем переехал в Казань. Но по условиям контракта не имел права играть третий и четвертый туры, на чем настаивал Питер, хотя сам был в то время на играх в Сочи. Если же говорить о прошлом, то в сезоне 2022/23 годов мы заняли 3-е место, сразу после казанской команды, куда я затем перешел. А еще годом ранее была обратная ситуация, когда Питер финишировал вторым, а Казань третьей.
Сейчас я готовлюсь к пятому и шестому туру, они запланированы на 3 и 10 ноября соответственно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.