«Извините, что подвел вас»: как Доронин потерпевших допрашивал, а журналистам предъявил за миллиард
В суде Казани две вкладчицы Finiko признались — о рисках инвестиций знали, а подсудимых — нет
Размер арестованных «финикийских» активов завышен следователями минимум на миллиард рублей. Таких активов на счете Кирилла Доронина на криптовалютной бирже Binance в июне 2021 года попросту не было. Эту информацию озвучили накануне в суде Казани сам обвиняемый в организации криптовалютного ОПС и его адвокат, упрекнув СМИ в дезинформации. Тем временем одна из арестанток попыталась добиться выхода из СИЗО, а две потерпевшие рассказали, как их обманывали люди, которых на скамье подсудимых нет. При этом одна из этих дам поведала — ее отец получал бонусы за привлечение новых вкладчиков и также получил статус пострадавшего. Подробности — в репортаже «Реального времени».
«Иначе мы это дело будем рассматривать до моей пенсии»
Вызов на заседание Вахитовского райсуда Казани получила первая пятерка потерпевших казанцев. Из них пришли трое, однако за день допросить успели лишь двоих — уж слишком много вопросов припасла защита для тех, кто писал заявления о возбуждении уголовного дела о мошенничестве.
Допрос третьего пришлось прервать, когда выяснилось — его красивая письменная речь в протоколе весьма серьезно расходится с устной. «Деньги принес и отдал Дина (обвиняемой Ахметзяновой) — 12 тысяч 675 долларов», — успел рассказать уроженец Узбекистана Содик Бегов. Когда выяснилось. часть вопросов он не понимает, суд посчитал нужным обеспечить на следующем заседании участие переводчика.
При этом председательствующая по делу судья Марина Шаронова попросила десятку адвокатов обвиняемых внимательно слушать ответы на вопросы коллег и не спрашивать по 15 раз одно и то же. «Иначе мы это дело будем рассматривать до моей пенсии», — лишь с долей шутки заметила она.
Уже после допросов сооснователь Finiko Кирилл Доронин заявил ходатайство о вынесении предупреждения либо судебного запрета на участие в заседаниях представителей СМИ, которые, по его мнению, необъективно освещают процесс. Назвал два издания.
— Корреспонденты указывают — под арестом активы Доронина на криптобирже, оцененные следствием в 1 млрд рублей. Данная информация не соответствует действительности, — сообщила суду адвокат Регина Шайхутдинова, сославшись на ответ криптобиржи Binance о нулевом балансе счета Доронина на 3 июня 2021 года и на решение Тверского суда Москвы, который установил эти обстоятельства.
На тот момент в зале суда присутствовал лишь представитель «Реального времени». Пришлось пояснить известные защите обстоятельства — данные об арестованном миллиарде приводятся в официальной справке, приобщенной в 2024 году следователями центрального аппарата МВД к обвинительному заключению по данному делу. Так что в этой части журналисты намеренно ничего не искажали. В итоге вопрос был снят.
За рамками процесса адвокат Кирилла Доронина объяснила — откуда взялся этот якобы арестованный миллиард. Еще на старте расследования следователи предварительно оценили потенциальный ущерб в 1 млрд рублей и ходатайствовали перед судом о наложении ареста на криптовалютные активы Доронина на указанную сумму. А суд ходатайство удовлетворил, даже не выяснив состояние счета обвиняемого на Binance. При этом само по себе исполнение подобного решения в отношении криптобиржи за пределами российской юрисдикции — процедура сложнейшая. Но в документах следствия отсутствующий арестованный миллиард включен в число имущества, на которое может быть обращено взыскание для удовлетворения исков потерпевших.
«По факту таких денег нет — там ноль», — сообщила адвокат Шайхутдинова «Реальному времени», дав понять, что подтверждающие эти слова документы суд обязательно исследует.
Относительно других арестованных активов Доронина защита претензий не предъявляет. Речь идет о долях в уставных капиталах компаний «Цифрон Вейк», «Доронинум» и «Территория смыслов», а также о резиденции в Сочи и квартирах в Краснодаре и Казани.
Напомним, на финише следствия ущерб по этому делу оценили в 209 млн рублей. Правда, есть неоконченные дела в отношении беглых фигурантов. Из подсудимых вину никто не признает.
«В «ветке» отца были я с сестрой и еще двое»
У двух других вкладчиц Finiko проблем с языком не было. Хотя Дина Фефилова (ранее Садриева) сообщила — тоже родилась в Узбекистане. При этом заметила — на момент вложения средств работала бухгалтером в строительной компании. Вспоминает — поначалу отговаривала отца, когда тот решил взять кредит 1,7 млн рублей и вложить всю эту сумму в надежде на доходы в размере 1% в день. Но в марте 2021-го сходила с ним на презентацию проекта и позже сама поддалась на агитацию. Правда, вложилась не личными сбережениями, а получила займ в сумме 600 тысяч рублей от папы. Вдохновилась чужим примером успеха: «Были живые люди, которые приобрели автомобили, купили квартиры в центре Казани и показывали нам подтверждающие документы...».
Потерпевшая сообщила — ни с кем из подсудимых ранее лично не общалась. При этом деньги передавала по странной схеме: «финикийские» менеджеры Альбина и Индира, которые вели отдельную группу из 500 вкладчиков в мессенджере, дали телефон некой Лилии Нафиговой якобы «звезды 10-го уровня». «Она мне сказала, что сейчас не в Казани — приедет ее муж, ему отдадите, а она со своего личного кабинета переведет в мой уже цифроны», — рассказала Фефелова. Добавив, что операции по переводу рубли — биткоины — цифроны прошли без ее участия, однако в течение часа средства были зачислены и отразились в ее виртуальном кабинете на платформе Finiko.
Выбрала продукт «Авто», в надежде уже осенью приобрести иномарку. «В конечном итоге приложение сайта перестало работать, и деньги остались там», — констатировала она.
На вопрос защитников — кто вас обманул? Потерпевшая уверенно заявила: «Обманула Лилия Нафигова, которая, как она говорила, тесно общается с Дорониным». Жертвой обмана женщина считает и своего отца, которого «агитировали за Finiko менеджеры Альбина с Индирой». При этом по совету тех же дам Садриев решил создавать свою «ветку» на проекте — ему обещали бонусы, если он пригласит от четырех человек, — поясняет дочь.
— В «ветке» папы были я, сестренка и еще двое, — ответила она на вопрос Вадима Максимова, адвоката обвиняемого Антона Семыкина.
Дина Фефилова вспомнила — бонусы за привлеченных отцу начисляли, и в целом информация в личных кабинетах была радужной. Однако семья приняла решение — не выводить эти средства с платформы, а вложить в другие «финикийские» продукты. А в итоге осталась ни с чем. «На руки отец и я ничего не получили, — уверяла она. — Когда пошла паника — все из нашей «ветки» пошли и написали заявления».
— По какой причине, как считаете, вы не получили средства? — приступил к допросу потерпевшей подсудимый Кирилл Доронин.
— Потому что все перестало работать, не получилось вывести.
— Вы задекларировали криптовалюту? — уточнил обвиняемый.
— Если бы получила доход — задекларировала бы.
На что Доронин поинтересовался — читала ли дама закон о цифровых финансовых активах, декларировать необходимо и свой криптокошелек. Ответ был отрицательным.
Своим вышестоящим партнером в проекте Фефелова назвала Флюру Ахатовну, уверяя, что та стояла выше Нафиговой. Тут стоит уточнить — ни Нафигова, ни упомянутые выше Индира с Альбиной в списках очно и заочно обвиняемых «финикийцев» не числятся. Со слов потерпевшей, об этих людях следователю она говорила.
Адвокат Шайхутдинова поинтересовалась — знала ли женщина о рисках вложений. Та отвечала — эта информация была и в договоре. «Любые вложения — это высокие риски, — признала она. — Просто мы действовали, исходя из того, что были живые люди, которые приобрели автомобили, купили квартиры в центре Казани и показывали нам подтверждающие документы...».
— А заявление в органы вы на кого писали? — продолжила допрос защитник Доронина.
— Я писала и на Нафигову. А потом в дальнейшем как-то объединили и сделали на Доронина и группу лиц. Видать, эта Лилия Нафигова — слабое звено.
— Сделали и написали кто?
— С моих слов следователь написал.
Далее потерпевшая пояснила — выбор продукта для вложений она делала самостоятельно, лишь прислушивалась к советам Альбины и Индиры.
«Так в чем обман — если о рисках вы знали и действовали самостоятельно? Какие действия в отношении вас совершили подсудимые?», — попытался выяснить адвокат Максимов.
— Деньги вложили и не вернули — вот обман, — не сразу нашлась с ответом бухгалтер.
Защита о «левых» криптокошельках и сознательности потерпевших
Также суд допросил москвичку с казанскими корнями Юлию Бикмухаметову. Ей за 50, окончила в Казани институт культуры по специальности «библиотекарь», но сейчас трудится в столичном ресторане. Вложилась в июне 2021-го на 429 тысяч рублей — на тот момент 5,4 тысячи долларов. Рассчитывала в ноябре получить уже 14 тысяч долларов. Хотела заработать деньги на лечение, но выбрала продукт Finiko, который не позволял вывести деньги раньше срока, — объясняла суду потерпевшая.
Никаких прямых показаний в адрес обвиняемых от нее не прозвучало — денег у нее никто из них не брал. Да и ни с кем лично знакома не была. Хотя видела ролики с Дорониным в Сети.
Вкладчицей стала, вдохновившись примером знакомого Фаниля Алтынбаева — мол, у него раньше были проблемы с финансами, а потом все изменилось. С марта 2021-го, по словам потерпевшей, этот знакомец стал рассказывать ей про проект «автоматической генерации прибыли» и показывать деньги, которые смог вложить и вывести с прибылью за счет того, что компания в интересах клиентов ведет игру на биржах.
В мае по его реферальной ссылке она зарегистрировалась на платформе Finiko, далее не без чужой помощи зарегистрировала личный криптокошелек и в июне пришла с деньгами в один из офисов криптопроекта — в бизнес-центре на Декабристов. И там отдала девушке деньги, которые перед этим сняла с банковского вклада. Помнит — та представилась Гульнарой, фамилию называть отказалась, но показала учредительные документы компании и тут же убрала их в стол. Чек о передаче денег не предоставила. Однако в тот же день Бикмухаметова, по ее словам, обнаружила на своем виртуальном счете — средства зачислены.
На допросах у следователя и в суде женщина называла адрес своего криптокошелька. Вчера Марина Фаткутдинова, адвокат обвиняемой Алены Ларионовой, заявила суду — защита проверила данный адрес на профильных веб-сервисах и обнаружила — он не относится к «финикийской платформе». Соответствующую распечатку суд приобщать не стал, на предложение адвоката перепроверить ее выводы в режиме онлайн с компьютера — также последовал отказ.
При этом со стороны защиты прозвучала информация — с того же криптокошелька, который Бикмухаметова считает своим, кто-то вывел все деньги через три дня после их поступления... «Я не делала этого», — говорит потерпевшая. Версии — кто может стоять за такой операцией — на заседании не звучали. Между тем один из источников «Реального времени» отмечает — примерно у 50 из 161 потерпевшего по уголовному делу адреса криптокошельков также не связаны с Finiko.
Заметим, что Бикмухаметова одной из первых написала заявление о преступлении и попала в число тех, кому главный фигурант дела с помощью адвокатов возместил часть ущерба. «124 тысячи мне Кирилл Леонидович Доронин вернул — спасибо большое», — сообщила суду вкладчица, заявив, что поддерживает свой иск за минусом этой суммы.
«Вы принимали пользовательское соглашение? В противном случае — не смогли бы пользоваться услугами платформы», — уточнил уже после этой благодарности подсудимый. Ответ был — не помню. Тогда Доронин поинтересовался — почему клиентка написала заявление в полицию до истечения срока заключенного договора на платформе. «Я поняла, что не верну эти деньги. Смотрела СМИ, читала в интернете», — со слезами на глазах отвечала Юлия Бикмухаметова.
— Вы думали — произошло хищение. Уверенности не было на тот момент? — озвучил следующий вопрос арестованный основатель проекта.
— Уверенности не было. Знакомые, друзья говорили — зачем туда вложилась, это пирамида...
— Извините, что подвел вас, как директор компании, — сказал Кирилл Доронин и поинтересовался. — Что побудило вас подумать, что это пирамида?
— СМИ и слухи.
— На допросах вы говорили о предупреждениях, что есть риски потерять деньги. В чем вас обманули? — поинтересовался адвокат Максимов.
— В том, что деньги потеряла...
Через некоторое время на вопрос того же защитника потерпевшая ответила: «Я знала, что это пирамида и риски мы берем на себя. Потому что это не банк». На повторный вопрос — в чем обман, отреагировала фразой: «Любая пирамида — это обман. Finiko, на мой взгляд, нестандартная пирамида. В МММ и другие я никогда не вкладывалась».
Заметим, перед началом заседания Юлия Бикмухаметова интересовалась у журналиста «Реального времени» ходом следствия по делу Frendex. Пояснила — часть денег потеряла и там.
Судом был объявлен перерыв в заседании на две недели. Однако уже после этой информации адвокат Алены Ларионовой попыталась добиться ее перевода из СИЗО под домашний арест — по медицинским показаниям. Сообщила — уже арендована квартира в Казани, хозяин которой готов принять подсудимую постоялицу, которой в октябре исполнится 55. Под стражей она уже более двух лет. За решеткой у нее выявили новообразование в одном из внутренних органов. При этом опухоль увеличивается, и Ларионова нуждается в обследовании у онкологов. Гособвинитель Елена Петрова возражала. Суд ходатайство отклонил.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.