Китайские автомобили разъезжаются по России
В топ-10 самых продаваемых авто в 2024 году вошли автомобили из Поднебесной и Lada
Неискушенному покупателю становится все сложнее ориентироваться на российском рынке новых автомобилей: по данным Российской ассоциации автомобильных дилеров, на рынке представлено более 57 китайских брендов, которые активно конкурируют между собой. Лидерство на авторынке пока за Lada, но и она уже начинает терять долю. Какие китайские бренды выбирали татарстанцы в 2024 году, сколько новых автомобилей они купили и ждать ли стагнации после бурного роста 2023 года — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
Количество новых автомобилей в Татарстане удвоилось
В первом полугодии 2024 года в России было продано 713,3 тысячи новых легковых автомобилей — это на 79%, или на 315,9 тысяч, больше, чем в первом полугодии 2023 года. При этом в Татарстане было продано 31,04 тысячи новых легковых автомобилей — это на 90% (почти вдвое) больше, чем за январь—июнь прошлого года года, рассказал «Реальному времени» эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.
В марте российский авторынок продемонстрировал свой лучший показатель — 146,5 тысячи проданных автомобилей. Однако на фоне изменения правил ввоза машин через страны ЕАЭС, а также после повышения ключевой ставки ЦБ авторынок находится в стагнации.
Судя по аналитике, предоставленной «Автостат-Инфо», российский рынок новых авто практически полностью захвачен китайцами, которые растут динамичнее, чем отечественный АвтоВАЗ. В топе самых популярных брендов лидерство по-прежнему за автомобилями Lada, но доля АвтоВАЗа в первом полугодии 2024 года снизилась с 29,4 до 28,1%.
Серьезно нарастил присутствие в России Haval — доля в продажах новых авто выросла с 10,2 до 12,4%. На третьем месте Chery, но доля этого бренда сократилась с 12,5 до 11,1%. Активно росли Changan (доля выросла с 4,3 до 8%), Geel (доля увеличилась с 8,5 до 9,1%) и Jetour (практически с нуля до 2,6%).
Топ-10 автомобильных брендов в 1 полугодии 2024 года в России
Бренд | Количество автомобилей | Динамика | Доля рынка | |
1 | Lada | 209,4 тысячи | +55% | 28,1% против 29,4% в 2023-м |
2 | Haval | 82,2 тысячи | +113% | 12,4% против 10,2% |
3 | Chery | 72,1 тысячи | +52% | 11,1% против 12,5% |
4 | Geely | 69,8 тысячи | +113% | 9,1% против 8,5% |
5 | Changan | 48,2 тысячи | +448% | 8% против 4,3% |
6 | Omoda | 25,4 тысячи | +83% | 4,2% (осталась прежней) |
7 | Exeed | 22,9 тысячи | +38% | 2,9% против 3,8% |
8 | Jetour | 14,6 тысячи | рост в 11,7 раза | 2,6% против 0,1% |
9 | Belgee | 14,2 тысячи | с нуля | 2,7% |
10 | Tank | 13,3 тысячи | рост в 5,3 раза | 1,9% против 1,36% |
Данные «Автостат-Инфо»
Картина в Татарстане слегка отличается от общероссийской: так, доля Lada на татарстанском рынке выше — 33,8%. В целом топ-10 самых популярных брендов среди новых автомобилей схож с общероссийским — за исключением попадания в него в Hyundai и «Москвича».
Топ-10 автомобильных брендов в I полугодии 2024 года в Татарстане
Бренд | Количество автомобилей | Динамика | Доля рынка | |
1 | Lada | 11,7 тысячи | +57% | 33,8% против 39,8% в 2023-м |
2 | Haval | 3,7 тысячи | +182% | 12,6% против 8,5% |
3 | Chery | 2,9 тысячи | +52% | 11,1% против 12,5% |
4 | Geely | 69,8 тысячи | +103% | 10,1% против 9,8% |
5 | Changan | 1,9 тысячи | +13,5 % | 8,2% против 1,8% |
6 | Omoda | 1 тысяча | Рост в 3 раза | - |
7 | Exeed | 0,8 тысячи | +40% | - |
8 | Hyundai | 0,7 тысячи | — 41% | - |
9 | Jetour | 0,6 тысячи | с нуля | - |
10 | «Москвич» | 0,5 тысячи | +159% | - |
Данные «Автостат-Инфо»
«В первом полугодии 2024 года мы реализовали 12 930 новых автомобилей. Рост продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года существенный — на 121,3%. Что касается направления авто с пробегом, то здесь продажи в первом полугодии 2023-го составили 11 036 автомобилей, а за тот же период 2024-го — 14 350 машин, что больше на 30%», — рассказал «Реальному времени» Руслан Шайхлисламов, коммерческий директор казанского дивизиона ТТС.
Средняя цена автомобиля, купленного в ТТС, в первом полугодии 2024 составила 2,14 млн рублей. Она изменилась несущественно, в прошлом году было 2,1 млн рублей, уточнил он.
Чувствительными факторами для авторынка сегодня, по его словам, являются высокая ключевая ставка, инфляция и изменения в правилах ввоза машин по параллельному импорту, действующие с 1 апреля этого года.
Доля китайских марок приближается к 60%
При этом цены в первом полугодии на разные модели двигались разнонаправленно: часть поднялась, но часть осталась стабильной или снизилась, отмечает Климнов. «Глобального снижения цен не произошло, а после роста утильсбора иномарки по параллельному импорту подорожали существенно», — прокомментировал он.
«С начала 2024 года идет снижение продаж, но ажиотаж на рынке не заканчивался даже на фоне роста стоимости кредитов, а так как программа льготных кредитов в начале июня закончилась, вторая половина года может выйти проблемной, — прогнозирует Александр Климнов. — По итогам июля и августа станет понятно, куда идет рынок».
Эксперт: к концу года топ-10 лидеров снова изменится
Цены на автомобили, по прогнозам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, продолжат увеличиваться, однако растущая конкуренция на авторынке будет служить ограничивающим фактором и не позволит цене автомобилей подняться значительно.
По данным аналитического агентства «Автостат», в апреле 2024 года средневзвешенная цена на новый автомобиль впервые сократилась — она составила 3,14 млн рублей, или на 100 тысяч рублей меньше, чем в марте (тогда средняя цена нового авто составляла 3,24 млн рублей). За последнее десятилетие средняя цена нового автомобиля в России выросла втрое. В 2014 году средневзвешенная цена нового автомобиля, по данным «Автостата», составляла 1,001 млн рублей. Затем она постоянно росла: после ковидных ограничений к 2021 году средняя цена на новую машину выросла вдвое, до 2,07 млн рублей. Санкционные ограничения довели среднюю цену на новые авто в России до 3 млн рублей.
О том, что АвтоВАЗ вот-вот сместят с первого места по продажам в РФ, говорят уже много лет, однако этого не происходит, потому что компания не стоит на месте, она развивается, выпускает новые модели автомобилей, модернизирует производство, имеет развитую сбытовую сеть в стране. АвтоВАЗ уже давно стал классическим автопроизводителем, как многие другие мировые компании, его позиции в стране устойчивы, так что компания останется лидером продаж в стране по итогам 2024 года, уверен эксперт.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.