Вьетнам хочет третью пару зеленодольских «Гепардов»
«Ак Барс холдинг» может выкупить Зеленодольское проектно-конструкторское бюро уже в этом году
«Зеленодольский завод имени Горького» может продолжить сотрудничество с ВМС Вьетнама. Об этом после церемонии спуска на воду фрегата «Гепард-3.9» журналистам рассказал заместитель генерального директора завода Александр Карпов. В то же время, как стало известно «Реальному времени», в скором будущем «Ак Барс холдинг» может пополниться еще одним подразделением — проектно-конструкторским бюро, разговоры о котором идут уже не первый год. Корреспондент «Реального времени» узнал некоторые подробности грядущей сделки.
«Гепард-3.9» подкрепил дружбу между Вьетнамом и Россией
Сегодня на зеленодольском заводе имени Горького прошла церемония спуска на воду фрегата «Гепард-3.9», изготовленного для ВМС Вьетнама. Военно-техническое сотрудничество между заводом и азиатской страной началось еще в 2006 году, когда был заключен контракт на строительство первой пары фрегатов «Гепард-3.9». В 2011 году состоялись официальные церемонии поднятия на судах государственного флага Социалистической Республики Вьетнам.
Заказчики качеством первой партии фрегатов остались довольны, что и послужило поводом для продолжения сотрудничества. Об этом на церемонии спуска рассказал заместитель начальника Генерального штаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь. Примечательно, что его речь прозвучала не на вьетнамском, а на русском языке.
«Хочу сообщить вам, что корабли 954 и 955 постоянно служат на вооружении военно-морских сил Вьетнама. Эти корабли показывают в море хорошие характеристики», — рассказал вьетнамский гость.
Контракт на вторую пару сторожевых фрегатов был заключен в 2012 году. Первый корабль торжественно спустили на воду сегодня, второй также уже спущен, но работы на нем полностью завершатся через месяц.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков назвал своевременно выполненное обязательство со стороны завода имени Горького одним из подвигов, которые они совершают. Он также отметил, что между двумя странами десятилетиями сохраняются теплые отношения.
— Я хочу отметить, что между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам всегда были только взаимоотношения сотрудничества, взаимной поддержки и единых стратегических позиций. И сегодняшнее событие — еще одно тому свидетельство. Не менее важным является то, что вы, произведя два первых судна, сумели доказать, что эти корабли сегодня обеспечивают высокую безопасность Социалистической Республики Вьетнам, что побудило наших партнеров заказать новые суда. Это лучшее подтверждение вашего труда, большой работы проектировщиков и заводчан, которые эти суда создают, — сказал Ильдар Халиков.
Сам ритуал спуска корабля на воду не обошелся без традиции разбивания бутылки шампанского о носовую часть корабля. Как позже рассказал заместитель генерального директора «Зеленодольского завода имени Горького» Александр Карпов, фрегат будет переведен на Черноморский флот, где будут проводиться испытания, и уже потом направится в конечную точку. Второй, как говорилось выше, повторит эту судьбу через месяц. Главное отличие второй партии кораблей от первой — наличие противолодочного комплекса.
Украина услышала Вьетнам
Во время строительства кораблей возникли трудности с турбинами, так как контракт на их поставку был заключен с Украиной, но впоследствии «Зоря» — «Машпроект» отказался поставлять главные газотурбинные агрегаты российской стороне. Подробнее об этом рассказал заместитель генерального директора завода имени Горького Александр Карпов.
«Социалистическая Республика Вьетнам выступила стороной, которая сказала, что, якобы, эти турбины конкретно для них, и Украина пошла навстречу».
Спикер также рассказал, что сейчас идут переговоры о заключении договора на строительство третьей пары фрегатов для Вьетнама.
— Мы сейчас закрывали определенный платежный этап. Он заключался в том, что мы спустили корабль и закончили на нем предмонтажные работы. После того как они проверили состояние дел, господин Мень дал высокую оценку, сказал, что эти корабли намного лучше первой пары, поэтому, в принципе, у них есть желание заключить с нами договор и на третью пару, — рассказал Карпов.
По его словам, вьетнамские партнеры хотят иметь у себя на вооружении корабли, которые осуществляли деятельность на берегах Сирии. Скорее всего, речь здесь идет о кораблях «Серпухов» и «Зеленый Дол», оснащенных ракетными установками большой дальности «Калибр-НК». Когда начнется строительство кораблей, зависит от даты подписания контракта, в среднем, на строительство уйдет три года.
«Ак Барс Холдинг» купит акции ПКБ
На прошлой неделе президент РТ Рустам Минниханов встречался с главой АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексеем Рахмановым. Подробности встречи не раскрывались. Уточнялось только, что они обсуждали вопросы кооперации предприятий РТ и ОСК.
Корреспондент «Реального времени» уточнил у Карпова, на каком этапе находится обсуждаемый вопрос с поглощением заводом проектно-конструкторского бюро, на данный момент входящего в ОСК. Собеседник издания пояснил, что оптимальным вариантом было выбрано не присоединение ПКБ к заводу, а покупка его акций «Ак Барс холдингом». То есть предприятие станет еще одним подразделением холдинга.
«Таким образом, мы берем их под крыло. То есть и мы входим в «Ак Барс холдинг», и они входят в «Ак Барс холдинг». Они будут самостоятельной единицей со своим расчетным счетом. Мы договорились с ОСК. В принципе, они готовы к тому, что мы выкупим у них эти акции. Я думаю, что в этом году, в принципе, эта сделка должна быть закрыта и какая-то ясность уже наступит», — рассказал Карпов.
«Сначала действительно был разговор, что мы его возьмем в состав завода. Но зачем? Когда они, в принципе, нормальная организация, которая себя зарекомендовала на определенном рынке. Ну и когда будем в одном холдинге, станет понятно, что у нас не будет никакого раздора, конкретно [президент ОСК Алексей — прим.ред.] Рахманов не будет влиять на наше Зеленодольское ПКБ».
В целом, по словам собеседника издания, у «Зеленодольского завода имени Горького» работа расписана до 2021 года, основным заказчиком выступает ВМФ России и Минобороны РФ. Сейчас предприятие одновременно работает сразу над 17 заказами. Среди них — противодиверсионный катер проекта 21980 («Грачонок»), малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян-М»), патрульные корабли проекта 22160, сторожевой корабль проекта 11661 («Гепард»), пограничные сторожевые корабли проекта 22100 («Океан») и другие.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.