Новости раздела

Необходимо признать величие престижного учебного заведения с твердой опорой!

Из истории медресе «Касимия».Часть 2-я

Необходимо признать величие престижного учебного заведения с твердой опорой!
Фото: скриншот realnoevremya.ru «Google Карты»

Касимовское медресе считается одним из старейших мусульманских учебных заведений города. В разные времена его называли по-разному, но название «Касимия» — в честь руководителя медресе последних лет Касима Салихова — сильнее отложилось в душе народа, пишет в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Эльмира Салахова.

Сначала у медресе не было четкой учебной программы. Если преподаватели обучали лишь по программе, которую они считали подходящей, когда уже в начале XX века в медресе начали внедряться реформы, изменения, то в медресе «Апанай» также сформировалась своя образовательная программа. Согласно образовательной программе 1913—1914 гг., 12-летний курс обучения состоял из трех частей: 1) начальная школа; 2) средняя школа; 3) старшая школа. На прохождение каждой части отводилось 4 года. Если в начальной школе преподавали основы религии, татарского языка, арифметики, географии, то в средней школе программа была расширена с преподаванием религии, татарского языка, арабского языка, арифметики, истории, географии. Последняя старшая школа давала знания по религии, арабскому языку, логике, истории и геометрии. Тот факт, что известные личности татарского общества были преподавателями этого медресе, также считается показателем престижа данного учебного заведения. Если арабский язык преподавал прославленный в будущем педагог, журналист, издатель Ахметхади Максуди, то, начиная с 1909 года, уроки по тюркской и арабской литературе давал будущий тюрколог Заки Валиди. В русском классе при медресе работал драматург Гафур Кулахметов, он также давал уроки по арифметике.

Ахметхади Максуди. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Не препятствуют изучению русского языка… Наверняка есть и те, кто учит французский и немецкий…

Несмотря на внедрение новшеств в учебную программу медресе «Касимия» в конце XIX — начале XX веков, сохранило свое лицо как учебное заведение с традиционными взглядами. Даже создание обязательных русских классов при медресе было принято с большим трудом. Разумеется, ни одно медресе не встретило эту новость с радостью. Пользующийся большим авторитетом у татарской общественности хазрат Саляхетдин Исхаков принципиально не признает требование создать русские классы в медресе по приказу Министерства народного образования от 2 февраля 1870 года. Во время отсутствия хазрата в 1873 году Радлов привозит в медресе «Апанай» учителя по русскому языку.

Шакирды медресе «Апанай», будучи свидетелями изменений того времени, в целом не были против изучения русского языка, но они не принимают учителя по русскому языку Вафу Мусина. Ранее было обещано, что русский язык будет преподавать Каюм Насыйри. Шакирды старшей школы встали на пути учителя по русскому языку и требовали его документы. Из-за враждебного настроя по отношению к Вафе Мусину инспектор татаро-башкирских учебных заведений В.В. Радлов был даже намерен закрыть медресе.

скриншот realnoevremya.ru «Google Карты»

Однако конфликт закончился лишь исключением общавшихся с Вафой Мусиным и выражавших несогласие с ним шакирдов Хасана Тангатарова и Габдракипа Нургалиева. Разумеется, на самом же деле это не был только межличностный конфликт. Документы с печатью «Секретно!» свидетельствуют о том, что у медресе было свое мнение на этот счет.

По словам учителя по русскому языку из медресе Старо-Татарской слободы, обучавшиеся в 1906 году в медресе «Апанай», «Ахун», «Азим» шакирды, а также те, кто посещал занятия ранее, перестали ходить на уроки. Он объясняет это как результат несогласия администрации медресе. Ответ на это обвинение был опубликован в газете «Звезда» от 6 января 1907 года.

«На самом деле ни один преподаватель не препятствует изучению русского языка шакирдами. В каждом медресе они не позволяют им даже прогуливать уроки после занятий по исламу, которые длятся до 12 часов дня. Учащиеся не могут посещать училище в это время, поскольку каждый шакирд занят чтением полуденного намаза до часа дня… Медресе испокон веков являются религиозными учреждениями. У каждого учреждения есть свой порядок… Ни полицейский, ни помощник пристава не сумеет изменить этот закон».

После часа шакирды свободны, кто-то перекусывает, кто-то выходит на улицу подышать воздухом. «Те, кто готовились стать имамами, возможно, занимаются изучением русского. Среди них также наверняка есть изучающие французский и немецкий. Ни один преподаватель не препятствует этому… Однако ни один учитель не согласится с тем, что кто-то может покинуть медресе во время официальных занятий. Медресе — не дом престарелых», говорится в нем.

Гаяз Исхакый. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

В конце XIX — начале XX вв. русский класс существовал и в «Касимие». Согласно информации от 1897 года, здесь обучались 20 шакирдов. Революционные события не обошли стороной и это медресе, среди шакирдов появляются революционно настроенные студенты. Известно, что преподаватель медресе Габдельбари Салимов подал жалобу на шакирдов, которые нападали на него и пели революционные песни.

Престижное учебное заведение, воспитавшее известных личностей татарского народа

В разные годы в медресе «Апанай» обучались известные личности татарского народа — общественный деятель Г.Г. Исхаки (1878—1954), богослов М.Я. Бигиев (1873—1949), общественный деятель С.Н. Максуди (1875—1945), писатели З. Бигиев, Г. Камал, А. Шамов и другие.

Имена личностей, получивших образование в медресе «Касимия», воспитание татарских интеллигентов, работников культуры в этом заведении указывают на место медресе в истории татарского образования.

Муса Бигиев. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Несмотря на то, что вместе с переменами того времени ожидалось, что среди шакирдов появится несогласие, образовательная система изменится, необходимо признать величие образовательного заведения, которое сформировалось благодаря собственным усилиям татарского общества, существовало на свои средства и превратилось в образовательный центр высокого уровня с твердой опорой и своими традициями.

Выделение медресе «Апанай» («Касими») и «Галиев» («Мухаммадия») в официальных документах под грифом «Секретно», демонстрация крайне религиозно-национальных взглядов воспитываемых там шакирдов, предложение об отказе окончившим эти медресе студентам на должностях муллы и преподавателей — все это дает повод для размышления об уровне образования в этих учебных заведениях.

Эльмира Салахова, перевела Айгуль Зиятдинова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров