Новости раздела

Кадры для цифровой экономики: какими качествами должен обладать начинающий специалист

Кадры для цифровой экономики: какими качествами должен обладать начинающий специалист
Фото: realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Главной проблемой российской экономики является дефицит кадров, а не денег или кредитов. В этом убеждена глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее словам, регулятор выяснил это по результатам опроса предприятий. При этом, несмотря на возросшее количество выпущенных специалистов, IT-отрасль также нуждается в большом количестве квалифицированных кадров. Подробнее об этом в авторской колонке для «Реального времени» рассказывает генеральный директор платформы Round, основатель фонда развития доступности современного образования «Дарвин», участник Евразийского объединения женщин — региональных лидеров, член «Межрегиональной Ассоциации Женского бизнеса» Галина Ахмерова.

Про популярность IT-сферы

Популярность IT-сферы последние 10 лет ни для кого не секрет. Тем не менее, несмотря на количество желающих примкнуть к индустрии, нехватка кадров на сегодняшний день по разным оценкам достигает 1 млн специалистов.

Татарстан является лидером по подготовке таких специалистов на всех уровнях: от среднего специального и высшего образования до обучения на месте работы. И каждый год субъект наращивает масштабы — не зря многие в кулуарах называют Татарстан «IT-столицей».

В своем выступлении менеджер комплексных продаж компании HeadHunter Инна Рамазанова подтверждает недостаток специалистов аналитическими данными:

«В целом на рынке труда в стране острейший дефицит людей. Между спросом и предложением возник колоссальный разрыв. По данным на сентябрь 2022 года, количество вакансий увеличилось на 47%, тогда как число резюме уменьшилось на 3%. Уровень конкуренции в целом в России сейчас остановился на цифре 3: то есть на одну вакансию приходится 3 резюме. Тогда как показатель здоровой конкуренции составляет от 4 до 8 резюме на одну вакансию. Все, что ниже 4, — это дефицит кадров. А вот в IT-сфере динамика резюме превысила динамику спроса, особенно это заметно на позиции «Junior» (начинающий специалист)».

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Усложняется все тем, что компаниям нужны готовые, уже опытные специалисты. Вопрос, возможно ли поднять качество подготовки молодых специалистов для удовлетворения запросов рынка, подробно рассматривался в рамках одной из секций форума «Новые вызовы».

Бизнес, власть и студенты на одной площадке

31 октября 2023 года Минцифры РТ и ГАПОУ «МЦК-КТИТС» провели Всероссийский форум «Новые вызовы: подготовка кадров для цифровой экономики». Особенно ценно, что организаторам удалось объединить органы власти, педагогов, бизнес и, конечно, студентов и родителей.

Я участвовала в панельной дискуссии «IT–трансформация: карьерные и образовательные траектории», посвященной карьере и образованию молодежи в IT-сфере.

Участниками дискуссии также стали:

  • Алена Шаронова, менеджер по работе с учебными заведениями и студенчеством фирмы «1С», руководитель проекта «Цифровые кафедры» Казанского федерального университета,

  • Кирилл Семенихин, директор университета Иннополис,

  • Надежда Дёмкина, директор колледжа информатики и программирования Финансового университета при правительстве РФ,

  • Андрей Филиппович, руководитель лаборатории искусственного интеллекта IT-факультета ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет».

Модератором выступил Айрат Рафкатович Нурутдинов, генеральный директор ПАО «Таттелеком» и член Наблюдательного совета ГАПОУ «МЦК-КТИТС». Здорово, что он не стеснялся задавать спикерам провокационные вопросы, необходимые для понимания истинной ситуации. А благодаря честным и открытым ответам участников дискуссия получилась действительно плодотворной.

предоставлено realnoevremya.ru Галиной Ахмеровой

Нужна ли сильная математика и физика IT-специалистам?

Мнения разделились. Для кого-то матчасть — это основа основ: глубоко разбирающиеся в этих дисциплинах будут более конкурентоспособны на рынке труда (при конкуренции за вакансию 1 к 16!). К сожалению, мало кто после школы понимает логику технических дисциплин, и еще меньше тех, кто продолжает после углублять свои знания вне основных дисциплин, предложенных в сузе и вузе (прямо в зале провели опрос среди присутствующих студентов, и на 50 человек были подняты одна-две руки тех, кто дополнительно занимается повышением квалификации). Вторая точка зрения была посвящена комбинированному подходу: сочетанию гуманитарного и технического образования для успешности в современном мире. Если тебе не дается математика, то надо делать упор на то, что лучше получается. Сейчас время объединять и дополнять свои софты и харды друг другом.

Лично мне сложно представить себя без математики, хоть я и не IT-специалист в классическом понимании. Чтобы быть предпринимателем (стартапером, что модно среди молодежи), без знаний «цифр» никуда. Даже гуманитарные специальности сейчас должны понимать, например, как работает ИИ (искусственный интеллект) и как его правильно применять. Сейчас только кажется, что современные инструменты упростят требования к знаниям, на самом деле произойдет разрыв в уровнях квалификации.

Онлайн- или офлайн-обучение? Способствует ли онлайн-образование повышению качества и увеличению количества IT-специалистов?

В данном вопросе участники дискуссии были единогласны: онлайн — лишь новый инструмент для обучения. Качество знаний в любом случае зависит от человека. В офлайне больше шансов «себя заставить»: все мы по себе знаем, «когда тебя ждет тренер, ты идешь на тренировку».

Живое общение, ниже шансы отмолчаться, большая включенность, сложнее имитировать присутствие, нельзя выключить камеру и звук и заняться другими делами — это все несравненные преимущества классического обучения. Онлайн же дает шанс тем, у кого нет финансовой или географической возможности получить информацию.

Стоит отметить, что и онлайн бывает разный. Заниматься на дистанционных курсах по вебинарам и с репетитором по удаленному доступу не одно и то же. Второе — это, по сути, тот же офлайн, разговор один на один, только новым способом.

Курсы с вебинарами — это преимущественно маркетинговая история, особенно в подготовке IT-кадров. Все работодатели отмечают низкую квалификацию после их прохождения и, возможно, именно поэтому на рынке возникла эта странная ситуация — 16 резюме начинающих специалистов на одну вакансию.

Мне кажется, что базовые знания хорошо получать именно офлайн, а онлайн-обучение — хорошее дополнение при наличии высокой самодисциплины и мотивации для закрепления уже имеющихся знаний.

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Может ли педагог с зарплатой 30—50 тысяч хорошо учить специалистов, которые после получают 300 тысяч?

Все, конечно, согласны, что любой труд должен достойно оплачиваться, что работа педагогов сильно недооценена и имидж педагогов стоит повышать наравне с другими специальностями. Начать можно было бы с повышения баллов для поступления на такие факультеты: высокий показатель демонстрировал бы престижность будущей профессии. По моему опыту общения со студентами, сейчас педагогические специальности выбирают из-за высокой вероятности на успешное поступление и получение заветного высшего образования. В отрасли после учебы остаются далеко не все, изначально принимая такое решение еще в момент подачи документов.

Радостно, что дискуссия не скатилась в плач Ярославны и участники сделали акцент на работе учителя как призвании. Ведь те, кто идет по желанию, действительно видят себя в качестве наставников и проводников для молодежи.

Здесь важно, чтобы учащиеся были благодарными, успешными и «превзошли своего учителя» — для учителя это порой важнее своих материальных наград.

Все спикеры также затронули роль бизнеса и предприятий в привлечении к обучению студентов: говорили и про роль практических знаний, и про обучение от тех, кто зарабатывает те самые желаемые «300 тысяч». Участники признали недостаточность вовлечения со стороны компаний: готовы прийти на часик-два, но не глубоко вовлекаться в учебный процесс.

А ведь все могло быть иначе, если бы для сотрудников такая работа была почетной — стать преподавателем от своей компании, а не нежеланной допнагрузкой.

Какие качества вы цените в сотруднике?

Ответственность или честность — то самое, чего не хватает сотрудникам, по мнению работодателей. Что под этим кроется? Адекватность оценки собственных сил и умение иногда сказать: «Я с этим не справлюсь», а также неравнодушие, вовлеченность в работу, заинтересованность и любовь к тому, что ты делаешь.

Далее расположился критерий «гибкий ум»: умение находить нестандартные решения, применять знания на практике, придумывать, креативить. Не смогли обойти вниманием и командность: умение работать сообща, ставить общие цели и достигать совместных результатов.

предоставлено realnoevremya.ru Галиной Ахмеровой

Хочется отметить, что то, что важно на практике, в большинстве своем подтверждается и исследованиями «Атласа новых профессий», где на первых позициях сейчас:

  • навыки тайм-менеджмента (умение организовать себя),
  • способность эффективно работать в команде,
  • способность к эффективному общению,
  • готовность быть гибким и адаптивным.

Думаю, эти навыки точно надо развивать каждому из нас, невзирая на специализации.

Галина Ахмерова
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ПромышленностьЭкономикаОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров