Новости раздела

«Мы без религии не можем»: Средняя Елюзань — мусульманская община в центре России

Исламские ценности при советском атеизме. Часть 2

Антирелигиозная политика в СССР внесла серьезные изменения в развитие татарского общества. Однако, несмотря на давление, ислам в нашей стране продолжал играть важную роль у татар, определяя жизнь мусульманских общин. Подробнее об исламских ценностях при Советах на примере мусульманской общины крупного татарского села Средняя Елюзань Пензенской области продолжает рассказывать на канале «Татарский мир» доктор политических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Лилия Сагитова.

Приоритет в воспроизводстве и поддержании религиозных практик принадлежал институту семьи

И это отмечалось в докладных записках инструкторов Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (СДРК).

«А что скажет на это ахун?»

Именно традиционная большая, двух- или трехпоколенная семья становилась базой, которая давала представление о религиозных нормах и ценностях. Тотальная занятость родителей в сельском хозяйстве компенсировалась участием в воспитании детей бабушек и дедушек, которые и становились первыми религиозными воспитателями внуков. Они же выполняли функцию проводников в публичное пространство — мечети. Праздничные моления на кладбище, в пустующих домах или широких улицах села, когда мечеть не вмещала верующих, приобретали функцию неформального социального института, также структурировавшего жизнь общины и участвующего в социализации детей:

«Народ посещал мечети <…> Да, в праздники, тогда полно было народу, даже не умещались, тогда вся деревня ходила на кладбище на Гает намаз, в Кадер кич народ не умещался в мечетях, тоже где-нибудь организовывали в пустых местах читать. Если это было летом, то ходили на кладбище, а в остальное время где-нибудь на открытых площадях. <…> Иногда вот дома ставили… большие площади, но хозяин еще там сам не живет, вот в таких домах читали. <…> Помню, когда мы были маленькими, мы ходили охранять обувь отца (во время службы в мечети, — Л. С.). Потом он приходил и нам денег давал» (Инт. №7)
Праздничные моления на широких улицах села, когда мечеть не вмещала верующих, приобретали функцию неформального социального института. скриншот realnoevremya.ru с сайта музея мечети «Марджани»

Конфликт семейных традиций с нормами и правилами учреждения

Пожалуй, одним из важнейших событий, объединявших сельчан всех возрастов, а также представителей всех страт колхозной общины было проведение Рамазана:

«Ежегодно в татарских селах обычно отмечается массовое соблюдение населением религиозного поста «Рамазана» (Уразы) в том числе и некоторыми учениками старших (7-10) классов школ, которые не кушают в дневное время» (1966 г.)

Мы были пионерами. Но в Рамазан не носили галстуки — грех...

Устные истории всех информантов содержат воспоминания о том, как они с детства держали Уразу, о том, что соблюдение поста в условиях светского института (в нашем случае школы) входило в конфликт с нормами и правилами учреждения. И тогда усвоенные в семье нормы и практики порождали сопротивление. Вот свидетельство молодой женщины, школьные годы которой пришлись на эпоху «зрелого социализма» — 1980-е годы:

«Когда младше была — уразу не держала. <…> Где-то с 6, 7 класса я стала соблюдать. <…> Мы были пионерами. Но в Рамазан не носили галстуки — грех. <…> нас всем классом выгнали — из-за того, что мы сняли галстуки. <…> взяли галстуки и в карманы положили. Нас стали ругать: почему? Мы говорим: грех, красный нельзя на шею одевать. <…>Из-за того, что коммунисты, там, из-за этого…<…> Пока кто-нибудь не поругает — снимешь, поругают, потом, может, оденешь. Парни не надевали. Мы (девочки, — Л. С.) боялись — надевали. Потом обратно снимали. <…> А еще у нас праздник был «Курбан байрам». В этот праздник мы учились. В школу не приходили. Где-то 10-20 человек из класса не приходило» (Инт. №10)

Продолжение следует.

Лилия Сагитова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров