Новости раздела

Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья

Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Казанская учительская семинария стала первым средним специальным учебным заведением педагогического профиля, куда наряду с русскими поступали представители других народов Поволжья и Сибири. По окончании курса их назначали учителями в народные училища. Подробнее о работе семинарии рассказывает в своей книге «Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья (XIX — начало XX вв.)» доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радик Исхаков. Фрагмент издания публикует дзен-канал «Татарский мир».

В Институте истории увидела свет книга доктора исторических наук, заведующего отделом истории Поволжья и Приуралья Института Радика Исхакова «Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья (XIX — начало XX вв.)».

Монография посвящена формированию письменных традиций православных тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья (татар-кряшен, чувашей, мари, удмуртов, мордвы) в XIX — начале XX вв. В работе рассматриваются роль православных просветителей в процессе культурной мобилизации народов региона, дается оценка значения их переводческой деятельности в становлении национальной книги.

Вниманию читателей предлагаем небольшой отрывок данной книги.

2.2. Казанская учительская инородческая семинария

Официальное признание в конце 1860-х гг. религиозно-просветительской концепции Н.И. Ильминского в качестве основы школьной политики в отношении коренных народов восточной России, законодательно закрепленной в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., привело к расширению сети начальных министерских, земских, миссионерских и церковно-приходских школ с двуязычной системой преподавания и открытию в 1872 г. в Казани учительской (инородческой) семинарии, директором которой был назначен Н.И. Ильминский.

Казанская учительская семинария стала первым средним специальным учебным заведением педагогического профиля, в которое могли поступать, наряду с русскими, представители других народов Поволжья и Сибири, назначавшиеся после окончания курса учителями в народные училища. Подчеркивая особую связь нового учебного заведения с Казанью и Казанским краем, ее директор при торжественном открытии в частности отметил: «Эта учительская семинария есть поистине казанская, не по топографическому только отношению, но и по родственному некоторым образом отношению своему к Казани — к братству (казанскому Братству св. Гурия, — прим. Р.И.), к крещено-татарской школе казанской — этому предмету общего и единодушного сочувствия казанского общества. Настоящим временным помещением семинарии в здании крещенотатарской школы и будущим постоянным водворением ее на месте, особенно драгоценном для Казани по воспоминанию о старинных попытках казанских иерархов к образованию инородцев (здание КУС было построено на берегу озера Кабан в Татарской слободе, где в XVIII в. существовали новокрещенские школы, — прим. Р.И.) — еще более должна скрепляться родственная связь семинарии с Казанью».

Крещено-татарская школа Братства Св. Гурия в д. Ерыкса Мамадышского уезда Казанской губернии. Начало ХХ в. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

В соответствии с «Положением о Казанской учительской семинарии» 1872 г. в круг изучаемых здесь предметов вошли: Закон Божий (12 часов в неделю), русский и церковнославянский языки (19 часов), естествознание (5 часов), арифметика и геометрия (8 часов), русская история и география (16 часов), основы педагогики и дидактики (11 часов), письмо и черчение (12 часов).

Первоначально срок обучения в семинарии составлял 3 года. Как и в других государственных среднеобразовательных учебных заведениях, ученики здесь делились на «казеннокоштных» — обучавшихся за счет средств казны, и «своекоштных», ежегодно вносивших за свое образование 130 рублей. Семинаристы, обучавшиеся за счет средств государства, после окончания курса были обязаны прослужить на должности учителей начальных школ не менее 6 лет. Были стипендиаты земских организаций и различных благотворительных обществ.

При семинарии были организованы 4 образцовые начальные школы (чувашская, черемисская (марийская), мордовская, вотская (удмуртская). Эти школы должны были готовить будущих семинаристов, в них проходили педагогическую практику воспитанники старших классов КУС. Ученики из числа крещеных татар проходили практику в стенах созданной в 1863 г. Казанской центральной крещено-татарской школы (КЦКТШ). Педагогический состав этих школ комплектовался из представителей этих национальностей, воспитанников КУС. В разное время в них преподавали такие видные представители «инородческой» интеллигенции, как А.В. Рекеев, А.С. Степанов, П.П. Будников, Н.А. Александров, Г.Л. Михайлов, П.М. Михайлов, В.В. Захаров, А.И. Емельянов, И.С. Михеев, А.Ф. Юртов, М.Е. Евсеев и др.

Всего в семинарию предусматривалось принимать 150 человек. Но вскоре из-за большого количества желающих поступить сюда руководству КУС пришлось увеличить количество учеников до 180. В дальнейшем количество семинаристов достигло 240 человек. О высоком статусе и популярности этого учебного заведения свидетельствует тот факт, что на 30 вакантных мест поступало до 300 заявлений на поступление. Для каждой народности существовали определенные квоты на прием, формировавшиеся в соответствии с потребностями в учителях этой национальности в Казанском учебном округе. В связи с неразвитостью системы начального образования среди нерусских народов в 1870—1880-х гг. существовала проблема с набором в семинарию достаточно подготовленных абитуриентов из числа чувашей, удмуртов, татар-кряшен, мордвы и марийцев. В связи с низким уровнем подготовки, не все поступавшие ученики из «инородцев» оканчивали курс. Лишь с 1890-х гг. наметилась тенденция по улучшению этого положения, что являлось наглядным свидетельством улучшения системы образования в нерусских школах и развития сети начальных училищ.

Продолжение следует.

Радик Исхаков
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров