Новости раздела

Церковно-приходские школы и миссионерские школы по системе Ильминского у татар-казаков

Церковно-приходские школы и миссионерские школы по системе Ильминского у татар-казаков
Фото: Нагайбаки. Начало XX в. Архив музея села Париж. Фото: С.Ю. Белоруссова/скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

В Оренбургском казачьем войске состояли две группы татарских казаков: мусульман и кряшен. В казачье сословие татарское население края записали в конце XVIII века. В каждой из этих групп была своя система школьного образования. О том, как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска по системе Н.И. Ильминского, в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжает рассказывать кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Рустем Аминов.

Создание данной системы «инородческого» просвещения в последней трети XIX в. связано с именами Н.И. Ильминского и Василия Тимофеева (священник), которые развернули сеть миссионерских школ в Поволжье и Приуралье в соответствии с «Правилами о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», утвержденными 26 марта 1870 г. и установившими правовые основы правительственной школьной политики в Казанском и Одесском учебном округах. Система обучения Н.И. Ильминского была признана официальным курсом для обучения основам христианства и русскому языку для нерусских народов империи, исповедующих православие.

Первой татаро-кряшенской школой в Оренбургском крае, функционировавшей по системе Н.И. Ильминского, стало открытое в 1871 г. воспитанником Казанской центральной крещено-татарской школы (далее КЦКТШ) Игнатием Тимофеевым миссионерское училище в пос. Фершампенуаз, в которое в первый же год поступили на обучение 60 детей.

Кроме духовных и светских дисциплин, преподававшихся в других начальных учебных заведениях татар-кряшен, большое внимание в среде нагайбаков уделялось физическому воспитанию и военной науке. Детей нагайбаков учили строевой подготовке, военным песням, рассказывали о военной истории казаков. Активная деятельность И. Тимофеева и других воспитанников КЦКТШ, направленных Н.И. Ильминским в Оренбургский край, способствовала тому, что за сравнительно небольшой срок среди нагайбаков появилось достаточно много лиц, получивших начальное образование.

В общей сложности во второй половине 70-х гг. XIX в. в Оренбургском казачьем войске была создана 21 «инородческая» школа, в том числе и в поселениях нагайбаков в пос. Фершампенуаз, а также в поселках Парижский и Остроленский. Все это делалось для того, чтобы нагайбаки лучше понимали русскоязычное население войска не только в быту, но и во время службы в составе полков первой очереди. В целом татары-казаки отреагировали на данные преобразования положительно. Наиболее крупные отчисления из своих общественных фондов на народное образование в конце XIX в. производили казаки станиц Каменноозерная (30,8%, в нее входил пос. Нежинский) и Верхнеуральская (29,3%, поселки Кассельский, Остроленский).

Младший урядник 16 ОКП нагайбак Сафронов Павел, Верхнеуральская ст., 1917 г. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

На начальном этапе некоторые школы татар-казаков подвергались оптимизации, которая заключалась в закрытии и переводе школ в другие места. Наличие у нагайбаков миссионерских и казачьих школ привело к тому, что их функции порой дублировались. Поэтому уже в 1889 г. братские (миссионерские) школы пос. Нежинский и станицы Ильинской вошли в состав казачьих местных школ.

Существенное расширение сети учебных заведений нагайбаков произошло «в начале ХХ в. с учреждением особого благочинного округа и Преображенского миссионерского стана (1901 г.)». На 1904 г. в Оренбургской губернии функционировали 16 поселковых школ, 4 миссионерских и 1 школа грамоты, где обучались 596 учеников и 432 ученицы из нагайбаков.

Таким образом, обучение татар-казаков на начальном этапе проходило в медресе и мектебе при мечетях и школах при церквях.

Впоследствии система обучения реформировалась и приобрела окончательный вид у мусульман в виде модели джадидистского обучения. У нагайбаков первоначальные миссионерские школы перестали функционировать в конце XIX в., а в некоторых случаях объединены с местными казачьими в этот же период времени. Местная элита татар-казаков — офицерские дети — получали престижное образование, обучаясь в Неплюевском кадетском корпусе и Оренбургском казачьем юнкерском училище. Основная масса татар-казаков обучалась в местных медресе и поселковых школах. Огромную роль в получении необходимых знаний для казачат играл местный мулла, уровень знаний которого предопределял, насколько грамотным и дельным будет подрастающее поколение.

Рустем Аминов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров