Как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска
В Оренбургском казачьем войске состояли две группы татарских казаков: мусульманы и кряшены. В казачье сословие татарское население края записали в конце XVIII века. В каждой из этих групп была своя система школьного образования. О том, как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска, в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Рустем Аминов.
Наличие двух групп татар-казаков — православной (нагайбаки) и мусульманской — предопределило особенности становления школьного просвещения в их среде.
С 1748 г. (именно этим годом датировано образование Оренбургского казачьего войска (ОКВ) и до появления в 1819 г. Белл-Ланкастерских школ в Оренбургском казачьем войске образование казаков проходило, как правило, у мусульман в мектебе при мечетях, а у нагайбаков в школах при церквях. Весьма важным является то обстоятельство, что в получении образования нагайбаков ключевую роль играли священники не из их среды, так как на первых порах в общине просто не было подготовленных лиц, которые могли бы взять на себя ответственность и обучать татар-казаков православного вероисповедания. В поселениях татар-мусульман обучение местных казаков было возложено на мулл. Относительная малочисленность мусульман в некоторых деревнях способствовала тому, что казачатами занимались духовные лица из соседних поселений, в которых доля мусульман была гораздо выше.
25 сентября 1797 г. Военная коллегия подготовила положение «О гарнизонных школах и школьниках». Гарнизонные школы наблюдались и в поселениях татар-казаков (Орская крепость), число учащихся в данных школах определялось 50 чел. В начале XIX в. гарнизонные школы переименовали в военно-сиротские отделения, в них обучались солдаты, казаки и крестьяне.
В 1819 г., основываясь на предписании начальника штаба Отдельного Оренбургского корпуса генерал-майора Г.П. Веселитского, в ОКВ учредили станичные школы. В них обучали арифметике, чтению и письму. Курс обучения длился 4 года. Основной упор делался не на грамотность, а на обучение военным манерам, выправке и стойке, гимнастике, джигитовке. Казачат, которые не преуспевали в учебе, ставили на 15 минут на колени, а также к ним применялись телесные наказания (5—10 ударов розгами). Не последнюю роль в расширении знаний играли библиотеки.
Необходимо отметить, что станичные школы основывались на так называемой Белл-Ланкастерской системе обучения. Данная методика появилась в конце XVIII в. в Англии. Ее создателями считают священника Эндрю Белла и учитель Джозефа Ланкастера. В 1791 г. Эндрю Белл заведовал приютом для сирот в Индии, где ввиду острой необходимости учителей им была введена система взаимного обучения. Данная идея получила развитие в труде «Британская система обучения» (1819 г.). Суть этой системы заключалась в том, что один учитель получал возможность одновременно обучить свыше тысячи человек, используя помощников-учителей, выбираемых из числа наиболее одаренных учеников. Обучавшихся дробили на небольшие группы (десятки).
К началу 1831 г. в ОКВ насчитывалось 18 школ, обучающих по Белл-Ланкастерской системе, к концу года их число возросло до 24, а к 1835 г. — до 30. В поселениях татар-казаков школы действовали в Бакалинской, Нагайбакской и Нижнеозерной станицах.
Интересно, что учителя станичных школ ОКВ избирались обществом из числа грамотных нижних чинов казачьего населения и утверждались в должности войсковым атаманом. Их работа не оплачивалась, но засчитывалась за действительную полевую службу в войске. Тем не менее в «Правилах о порядке управления школами», опубликованных в 1838 г., предусматривалась добровольная плата родителей учителям детей хлебом или деньгами (от 1 до 3 рублей в год за ученика). Высочайшим повелением от 8 марта 1848 г. определялось: в станичных школах ОКВ положено иметь по одному учителю, которому устанавливалось жалованье в 28 руб. 28 коп. серебром в год. Кроме того, учителя имели возможность получить по 50 копеек в месяц с каждого ученика из семей невойскового сословия.
Со второй половины XIX в. в системе обучения казаков появились нововведения. Так, на выпускных экзаменах в станичных казачьих школах вошло в традицию присутствие полковых командиров, станичных атаманов, почетных гостей, священников, родителей и родственников учеников. Учащиеся, закончившие станичную школу с отличием, награждались похвальными листами (грамотами), по желанию ученики направлялись для продолжения образования в войсковые и уездные училища. Обогащались и местные библиотеки, причем книгами могли пользоваться не только учащиеся, но и все желающие. Приобретались книги разного содержания: духовно-нравственного, повествовательного и исторического.
2 января 1825 г. открылось Оренбургское Неплюевское военное училище (в 1844—1868 гг. — Неплюевский кадетский корпус). Оно имело два отделения: европейское и азиатское. В европейском отделении обучение носило сословный характер. Наряду с военными дисциплинами, мусульманской и христианской религией, русским языком, учащимся преподавали также родные и иностранные языки. Татарам-казакам, обучавшимся в азиатском отделении, не преподавались военные науки, их обучали предметам, связанным с лесным хозяйством и земледелием. Несмотря на то, что Неплюевский кадетский корпус был открыт, как уже было сказано, еще в 1825 г., татары-казаки начали получать знания в данном учебном заведении лишь на рубеже XIX—XX вв. В частности, Неплюевское военное училище в начале XX в. закончили Абдрахман Менанович Кочуров и Николай Иванович Бектеев.
В это же время татары-казаки, прежде всего представители татарских офицерских династий (В.М. Альметьев, П.М. Альметьев, Н.М. Альметьев, И.М. Бектеев, П.А. Бектеев, З.Ш. Дашкин, Ш.А. Кочуров), обучались и в Оренбургском казачьем юнкерском училище.
(Продолжение следует.)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.