Решение «мусульманского вопроса» в работах Исмаила Гаспринского
Известный просветитель и издатель Исмаил Гаспринский, изучавший деятельность казанских, крымских татар и других российских мусульман, большое внимание уделял в своих трудах и межэтническому опыту. В большинстве своем поволжские мусульмане стремились сохранить язык, религию и образ жизни. Подробнее об этом в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани пишет соискатель степени к.и.н., и.о. заведующего отделом истории религий и общественной мысли им. Я.Г. Абдуллина Динара Марданова.
Российское общество характеризуется богатством культур проживающих здесь народов, разнообразием форм их взаимодействия и контактов. Данное обстоятельство влияло на историю страны, делая опыт межэтнических отношений уникальным. В разные исторические моменты отношения между русскими и представителями так называемых национальных меньшинств развивались по-разному. На рубеже XIX—XX веков предпринимались многочисленные попытки «просветить» «инородцев» (нерусские народы) посредством политики «русификации» и «христианизации». На «просвещенческую миссию» империи реакция «инородцев» была разной. Наиболее восприимчивые — полностью ассимилировались, утрачивая родной язык, образ жизни и религию, другие — частично.
Мусульманское население Поволжья в своем большинстве старалось сохранить язык, религию и образ жизни.
Об этом свидетельствует деятельность И. Гаспринского, Ш. Марджани, Р. Фахреддина, Х-Г. Габаши, Г. Баруди и многих других, которые показывали, что татары-мусульмане готовы к интеграции, но не ассимиляции: важными и ключевыми для них были язык и религия.
Сегодня мы часто говорим о мирном диалоге, единстве, сотрудничестве, в этой связи хотелось бы остановиться на программе решения «мусульманского вопроса», предложенной Исмаилом Гаспринским.
Как показала Надежда Тихонова в своей статье (Minbar. Islamic Studies. 2022; 15(3)), Гаспринский стремился консолидировать российских мусульман как особую группу имперских подданных и пытался донести до них информацию об имеющихся в империи потенциальных социальных возможностях, а с другой — старался показать властям готовность мусульман к интеграции (но не ассимиляции) в Российской империи. То есть Гаспринский не был против империи как таковой, он искал в ней достойное место для мусульман.
В этой связи интересны два произведения Гаспринского — его знаменитое эссе «Русское мусульманство» (1881) и художественное сочинение, утопическая футурология — «Французские письма».
«Русское мусульманство»
В «Русском мусульманстве», ориентированном в первую очередь на русскоязычных читателей империи, автор стремился показать, что для дальнейшего развития российского государства необходимо сближение русских и мусульман в бесконфликтном «русско-восточном соглашении». Тем самым Гаспринский предлагает форму двунациональной империи, где ведущая роль отведена русским христианам и мусульманам, последним при этом принадлежит миссия по возрождению духовности империи. По мнению автора «Русского мусульманства», взаимодействие в «русско-восточном соглашении» позволит избежать падения Российской империи, как произошло со всеми мировыми империями.
«Французские письма»
Дальнейшее развитие взглядов Гаспринского о месте мусульман, причем не просто в Российской империи, а в мире в целом, нашло отражение в его знаменитых «Французских письмах». В них уже речь шла не просто о мусульманах Российской империи, а в целом об исламе и его роли в мировой истории.
Основная канва этого романа — повествование о приключениях ‘алима муллы Аббаса из Туркестана, приехавшего на Запад в последней четверти XIX века. Во время путешествия по Европе он посещает Гранаду и, к своему удивлению, находит тайную мусульманскую страну, спрятанную в горах Сьерра-Невады, называемую ее жителями Дар ар-Рахат («Дом безмятежности или наслаждения»). Жители этой страны — потомки ал-андалузцев, тайно покинувших Гранаду после решения о сдаче ее испанскому королю. В Дар ар-Рахат живут в мире и благоденствии мусульмане и христиане, сохраняя духовные ценности и религиозные традиции.
В недавней статье И. Алексеев, С. Лахути и К. Куликова (Al-Andalus in Motion... London, 2021) сообщают, что в оригинальной версии «Французских писем» описывается посещение муллой Аббасом лекции, на которой мударрис предсказывает бедствия, ожидающие Европу.
Гаспринский верил, что правильный общественный порядок, основанный на исламских ценностях, и рациональное мышление, продвижение прогресса (таракки) через модернизацию системы образования во всем мире может помочь преодолеть фатальность упадка, непременно ожидающего европейское общество и культуру.
Следуя этой же логике, можно предположить, что Гаспринский искренне верил, что мусульмане Российской империи также помогут империи возродиться, дадут ей духовный толчок. Теоретически «бесконфликтное существование» в рамках «русско-восточного соглашения» действительно могло усилить Российскую империю изнутри. В начале ХХ в. она как никогда нуждалась в таком внутреннем единстве. Однако идеи Гаспринского не нашли отклика ни в русском обществе, ни во властных кругах империи. Еще меньше внимания и понимания эти идеи вызвали в среде самих российских мусульман. Представленные в «Русском мусульманстве», они были утопичны и неосуществимы: прежде всего, потому что двустороннее соглашение оставляло за списком другие народы империи.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.