Новости раздела

Решение «мусульманского вопроса» в работах Исмаила Гаспринского

Решение «мусульманского вопроса» в работах Исмаила Гаспринского
Фото: использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги Института истории им. Ш. Марджани «Исмаил Гаспринский. Полное собрание сочинений»

Известный просветитель и издатель Исмаил Гаспринский, изучавший деятельность казанских, крымских татар и других российских мусульман, большое внимание уделял в своих трудах и межэтническому опыту. В большинстве своем поволжские мусульмане стремились сохранить язык, религию и образ жизни. Подробнее об этом в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани пишет соискатель степени к.и.н., и.о. заведующего отделом истории религий и общественной мысли им. Я.Г. Абдуллина Динара Марданова.

Российское общество характеризуется богатством культур проживающих здесь народов, разнообразием форм их взаимодействия и контактов. Данное обстоятельство влияло на историю страны, делая опыт межэтнических отношений уникальным. В разные исторические моменты отношения между русскими и представителями так называемых национальных меньшинств развивались по-разному. На рубеже XIX—XX веков предпринимались многочисленные попытки «просветить» «инородцев» (нерусские народы) посредством политики «русификации» и «христианизации». На «просвещенческую миссию» империи реакция «инородцев» была разной. Наиболее восприимчивые — полностью ассимилировались, утрачивая родной язык, образ жизни и религию, другие — частично.

Мусульманское население Поволжья в своем большинстве старалось сохранить язык, религию и образ жизни.

Об этом свидетельствует деятельность И. Гаспринского, Ш. Марджани, Р. Фахреддина, Х-Г. Габаши, Г. Баруди и многих других, которые показывали, что татары-мусульмане готовы к интеграции, но не ассимиляции: важными и ключевыми для них были язык и религия.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги Института истории им. Ш. Марджани «Исмаил Гаспринский. Полное собрание сочинений»

Сегодня мы часто говорим о мирном диалоге, единстве, сотрудничестве, в этой связи хотелось бы остановиться на программе решения «мусульманского вопроса», предложенной Исмаилом Гаспринским.

Как показала Надежда Тихонова в своей статье (Minbar. Islamic Studies. 2022; 15(3)), Гаспринский стремился консолидировать российских мусульман как особую группу имперских подданных и пытался донести до них информацию об имеющихся в империи потенциальных социальных возможностях, а с другой — старался показать властям готовность мусульман к интеграции (но не ассимиляции) в Российской империи. То есть Гаспринский не был против империи как таковой, он искал в ней достойное место для мусульман.

В этой связи интересны два произведения Гаспринского — его знаменитое эссе «Русское мусульманство» (1881) и художественное сочинение, утопическая футурология — «Французские письма».

«Русское мусульманство»

В «Русском мусульманстве», ориентированном в первую очередь на русскоязычных читателей империи, автор стремился показать, что для дальнейшего развития российского государства необходимо сближение русских и мусульман в бесконфликтном «русско-восточном соглашении». Тем самым Гаспринский предлагает форму двунациональной империи, где ведущая роль отведена русским христианам и мусульманам, последним при этом принадлежит миссия по возрождению духовности империи. По мнению автора «Русского мусульманства», взаимодействие в «русско-восточном соглашении» позволит избежать падения Российской империи, как произошло со всеми мировыми империями.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги Института истории им. Ш. Марджани «Исмаил Гаспринский. Полное собрание сочинений»

«Французские письма»

Дальнейшее развитие взглядов Гаспринского о месте мусульман, причем не просто в Российской империи, а в мире в целом, нашло отражение в его знаменитых «Французских письмах». В них уже речь шла не просто о мусульманах Российской империи, а в целом об исламе и его роли в мировой истории.

Основная канва этого романа — повествование о приключениях ‘алима муллы Аббаса из Туркестана, приехавшего на Запад в последней четверти XIX века. Во время путешествия по Европе он посещает Гранаду и, к своему удивлению, находит тайную мусульманскую страну, спрятанную в горах Сьерра-Невады, называемую ее жителями Дар ар-Рахат («Дом безмятежности или наслаждения»). Жители этой страны — потомки ал-андалузцев, тайно покинувших Гранаду после решения о сдаче ее испанскому королю. В Дар ар-Рахат живут в мире и благоденствии мусульмане и христиане, сохраняя духовные ценности и религиозные традиции.

В недавней статье И. Алексеев, С. Лахути и К. Куликова (Al-Andalus in Motion... London, 2021) сообщают, что в оригинальной версии «Французских писем» описывается посещение муллой Аббасом лекции, на которой мударрис предсказывает бедствия, ожидающие Европу.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги Института истории им. Ш. Марджани «Исмаил Гаспринский. Полное собрание сочинений»

Гаспринский верил, что правильный общественный порядок, основанный на исламских ценностях, и рациональное мышление, продвижение прогресса (таракки) через модернизацию системы образования во всем мире может помочь преодолеть фатальность упадка, непременно ожидающего европейское общество и культуру.

Следуя этой же логике, можно предположить, что Гаспринский искренне верил, что мусульмане Российской империи также помогут империи возродиться, дадут ей духовный толчок. Теоретически «бесконфликтное существование» в рамках «русско-восточного соглашения» действительно могло усилить Российскую империю изнутри. В начале ХХ в. она как никогда нуждалась в таком внутреннем единстве. Однако идеи Гаспринского не нашли отклика ни в русском обществе, ни во властных кругах империи. Еще меньше внимания и понимания эти идеи вызвали в среде самих российских мусульман. Представленные в «Русском мусульманстве», они были утопичны и неосуществимы: прежде всего, потому что двустороннее соглашение оставляло за списком другие народы империи.

Динара Марданова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров