Новости раздела

«Проще взять карьер целиком, чем покупать песок вразвес»

Президент Ассоциации операторов обращения с промотходами Марат Галиев приобрел второй песчаный карьер, выиграв конкурс с самой низкой стартовой ценой

«Проще взять карьер целиком, чем покупать песок вразвес»
Фото: realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Президент Ассоциации операторов обращения с промышленными отходами РТ Марат Галиев, затеявший строительство технопарка «Яшел парк», начинает бизнес по добыче строительного песка. Принадлежащая ему компания «Имеральд» выиграла аукцион на пользование Тогашевским месторождением в Пестрецах, заплатив за него 2,5 млн рублей, но проиграла битву за «Верхне-Иинский» участок в Высокогорском районе, уступив объект за 5,6 млн рублей. Ажиотаж связан с тем, что оба участка выставлялись с начальной ценой чуть более 1 млн рублей. Сейчас таких цен не встретить, объяснил «Реальному времени» один из участников аукциона Андрей Гремитских.

Недра в помощь

На фоне двукратного роста цен на сыпучие строительные материалы татарстанские власти «распаковали» нераспределенный фонд недр общераспространенных полезных ископаемых, к которым относится и песок. Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана в течение года трижды последовательно объявляло новые раунды аукционов по продаже месторождений песка, фактически запустив конвейер по получению доступа к этому ресурсу внутри республики.

В общей сложности в республике «расторговали» около 20 участков недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песка, чего не наблюдалось в прежние годы. Их запасы оцениваются приблизительно в 20 млн кубометров, что в 4 раза больше собственных потребностей стройкомплекса, подсчитало «Реальное время». Видимо, власти решили помочь бизнесу найти стройматериалы без внешних спекулятивных наценок. Нужно ли говорить, что без этого ресурса не обходится ни одна стройка.

Минэкологии РТ в течение года объявляло новые раунды аукционов по продаже месторождений песка. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

«Имеральд» Марата Галиева выиграла в Пестрецах

Самая острая борьба, как водится, развернулась за самые лакомые месторождения — те, чьи запасы достаточно изучены, а сами участки находятся поблизости от Казани или вдоль федеральных автомобильных дорог. Драйва прибавило участие в торгах VIP-тяжеловесов, рассказали «Реальному времени» конкурсанты.

На аукционы за право пользования месторождений в Пестречинском и Высокогорском районах вышла принадлежащая депутату Госсовета РТ Марату Галиеву компания «Имеральд». Сама компания осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности: ведет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов II—IV классов опасности. По итогам 2022 года ее выручка составила 370 млн рублей, чистая прибыль — 138 млн рублей, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Правда, к тому моменту она владела лицензией на разработку и добычу песка с участка «Алькеевское» в Азнакаевском районе республики, полученной в прошлом году, уточнил «Реальному времени» гендиректор компании «Имеральд» Сергей Пашков.

На этот раз компания выиграла аукцион на разработку Тогашевского месторождения в Пестречинском районе Татарстана с запасами свыше 550 тыс. кубометров, подтвердил он. Конкуренцию ему составляли две компании — ООО «ОЗОН» (возможно, самарская фирма, — прим. ред.) и ООО «Тогашевский карьер» (последнее специально было учреждено для участия именно в этих торгах).

На торги за право пользования месторождений вышла принадлежащая депутату Госсовета РТ Марату Галиеву компания. realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

В лот был включен весь участок Тогашевского месторождения общей площадью 13,5 га. Он находится в 16,2 км северо-восточней райцентра Пестрецы, между селами Тогашево и Обухово в окружении лесного массива. В 500 м восточнее находится автомобильная трасса М-7. Месторождение изучено. «В 2020 году на участке недр проведены оценочные работы с целью подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых по категории С2 и подготовки их для постановки на государственный учет. На участке пробурено 6 скважин глубиной 8,0—9,0 м, объемом 53,0 м, отобрано 14 проб на физикомеханический и одна проба на минералого-петрографический анализы», — говорится в аукционной документации. В результате установлены запасы категории С2 (разведанные) в количестве 552,2 тыс. куб. м, отмечено в материалах к лоту. Срок действия лицензии — 16 лет.

Начальная стоимость лота была установлена в 1,198 млн рублей. Основная борьба за него развернулась между «Имеральд» и «ОЗОНом», так как третий участник подал заявку с ценой, равной стартовой. «ОЗОН» поднял цену до 2,396 млн рублей, а «Имеральд» перебил ее на 120 тысяч рублей. В итоге был признан победителем. По словам Сергея Пашкова, компания перечислила «победный» платеж и заключила лицензионное соглашение с Минэкологии РТ.

Одновременно с этим компания участвовала в торгах за самый большой участок — «Верхне-Иинский» в Высокогорском районе Татарстана. Его выставили по цене в 1,4 млн рублей. При этом его площадь в разы больше Тогашевского — 57,6 га. Прогнозные ресурсы песка категории Р2 (неразведанные) оцениваются в 1,2 млн куб. м. Срок действия лицензии — 20 лет.

На торги заявились три претендента — «ПСК-7», «Имеральд» и «Стройдом» (все из Татарстана). Но схватка случилась лишь со «Стройдомом»: тот установил цену в 5,6 млн рублей, тогда как «Имеральд» решилась на 5,46 млн рублей и уступила участок.

Власти решили помочь бизнесу найти стройматериалы без внешних спекулятивных наценок. realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

«Покупали для собственных нужд»

Сергей Пашков объяснил интерес к покупке месторождений необходимостью иметь «под рукой» большой объем строительного песка для возведения производственных объектов.

— Сейчас начинаем строить экотехнопарк «Яшел парк» в Шемордане для переработки отходов. Тут нужно будет иметь песок постоянно, а цены на рынке растут. Проще взять карьер целиком, чем покупать песок вразвес, — полагает он.

Преимущество Тогашевского карьера в том, что оно находится ближе к Шемордану, чем Азнакаевский карьер. «300 км пути с каждого рейса мы сможем сэкономить», — указал собеседник издания.

— Мы собираемся использовать песок при строительстве собственных объектов, но при наличии избытка будем готовы предложить его сторонним организациям, — сообщил «Реальному времени» Сергей Пашков. — Как известно, в Татарстане идет интенсивное строительство, возводится немало промышленных и социальных объектов. Разрастается столица республики, идет масштабное строительство автомобильных дорог по всей территории республики. Без достаточного объема инертных материалов не обойтись. Мы готовы будем его удовлетворить, если в нашем распоряжении останутся свободные резервы. Но с обязательным условием — использовать только в строительстве.

При этом расторгать лицензионное соглашение на добычу с алькеевского участка недр в Азнакаевском районе компания также не собирается, заявил он.

Без этого ресурса не обходится ни одна стройка. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Тогашевское месторождение выкупили с третьей попытки. В первый раз его выставляли на продажу в январе этого года с начальной ценой 1,27 млн рублей. Но тогда не поступило ни одной заявки, поэтому торги признали несостоявшимися. Во время вторых торгов в мае этого года конкурсная комиссия Минэкологии РТ не допустила участников из-за ошибок в подаче заявок, но немного снизила начальную стоимость лота — до 1,198 млн рублей.

«Сладких» предложений больше нет

Ажиотаж с покупкой месторождений песка связан с тем, что оба участка выставлялись с начальной ценой чуть более 1 млн рублей. Сейчас таких цен не встретить, уверен один из участников аукциона Андрей Гремитских. Интерес подогрело ценовое цунами на рынке инертных материалов, разыгравшееся в сентябре. Тогда стоимость строительного песка поднялась в 2 раза — до 1 500 рублей за тонну, гравия — до 2 тысяч за тонну. То, что цены на строительные материалы скачут постоянно, в отрасли привыкли, но к подорожанию песка — нет.

— Но в то же время у нас на 100% вырос песок. Вот мы не понимаем, почему песок, где доли импорта вообще нет, должен вырастать на 100%, — удивлялся вице-премьер Марат Хуснуллин в декабре 2021 года.

«Мы не понимаем, почему песок, где доли импорта вообще нет, должен вырастать на 100%», — удивлялся вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. realnoevremya.ru/Максим Платонов

— На карьере, где добывают песок, каждый год добавляют цену. Объясняют увеличением налогов, платы за аренду, становится дороже содержать технику. Сейчас стали строить больше дорог, песка туда идет очень много. Отсюда отпускная цена растет. Надо не забывать и то, что машину содержать тоже становится все дороже. Вот и получается, на карьере подняли цену, водитель тоже поднял цену за привоз, а простому потребителю все это вытекает в приличную переплату. И дорожать будет постоянно, — жалуются в чатах потребители.

От 7,56 млн рублей и выше

Обычно стартовые цены на покупку песчаных карьеров начинаются от 4—5 млн рублей, отмечает один из участников Андрей Гремитских. Так, в январе этого года Минэкологии РТ провело аукцион на право пользования участком недр «О. Голодный» в Мамадышском районе Татарстана. Начальная цена лота составляла 6,8 млн рублей. За право пользования этим участком боролись три компании — ООО «Казанские нерудные материалы», ООО «СтройНеруд», «Теньки-неруд». Победителю, «Казанским нерудным материалам», пришлось заплатить 7,56 млн рублей.

Самой дорогой в этом году оказалась покупка месторождения «Бурундуковское-3» в Кайбицком районе Татарстана. Почти 17 млн рублей на него заплатила компания «Стройресурс». Пески этого участка предназначены для дорожного строительства. «В естественном виде отвечают требованиям СНиП 2.05.02- 85 к грунтам для дорожного строительства», — следует из документации. Его площадь 3,5 млн кв. м, запасы оценены по категории С1 в количестве 6,7 млн куб. м.

Луиза Игнатьева
ПромышленностьНедвижимостьЭкономика Татарстан

Новости партнеров