Татарская Cosa Nostra: семья в системе ценностей современных татар
Какой он — современный татарин — и чем отличается от представителей других народов? С целью выяснить идентичность татар группа исследователей Института истории им. Ш. Марджани АН РТ объездила разные регионы России и опросила представителей различных поколений. Горожан и сельчан татарского происхождения расспрашивали про их жизненные ценности и приоритеты, установки на труд и карьеру, взаимоотношения в семье и связи с религией. Результаты опроса и выводы в дзен-канале «Татарский мир» продолжает публиковать доктор социологических наук, главный научный сотрудник отдела этнологических исследований института Гузель Макарова.
Во-первых, это стремление к сохранению традиционного разделения ролей мужчины и женщины.
Во-вторых, заметна ориентированность татарских семей прежде всего на воспитание детей и особенно на формирование у них таких качеств, как дисциплинированность, организованность, послушность (то, что часто обозначается словами «тәртипле» и «ипле»), ответственность, уважение старших и четкое следование определенным моральным нормам и принципам. Уже позже, в трудовом процессе, что также проговаривалось татарами, это обычно проявляется в их исполнительности, в рачительности в подходе к делу, в четком соблюдении трудовой дисциплины и иерархии.
В-третьих, другой, тесно связанной с семейными ценностями, особенностью татар является уважение авторитетов. Поскольку в качестве тех, на кого они ориентируются в своих поступках и мыслях, выступают прежде всего их родители и старшие родственники, было замечено, что для них свойственно стремление следовать их советам, а зачастую и копирование их трудовых, профессиональных биографий. То есть родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки нередко существенно влияют на выбор ими профессии и на сам трудовой путь.
В-четвертых, особое значение придается татарами материальному благосостоянию семьи. И это вместе с характерной для них установкой «быть не хуже других» (соседей, друзей, родственников) подвигает их к кропотливому каждодневному труду. Причем здесь, возможно, сказалось и влияние ислама, канонами которого богатство не возбраняется. Тем самым семья, как и религия стали для них базой для сохранения трудовой этики.
В-пятых, для татар характерно сохранение широких семейных связей — с родительской семьей, с близкими и дальними родственниками. Причем связи эти часто выстраиваются вокруг «родового гнезда». Вот цитата одного из интервью:
«Эпицентром нашего семейного родства является она ‒ наша бабушка… Потому что она в 98 лет… курирует ‒ кто, как и с кем общается, кто как живет, кто кому должен помочь. Сидит бабушка в деревне как Cosa Nostra» (Интервью № 1, тат., муж., 42 г., город Республики Татарстан).
И хотя в условиях большого города татары редко живут рядом, у многих принято общаться, и не только в связи с особыми событиями, но и с необходимостью помочь кому-то из родных в ремонте, строительстве дома/дачи/бани. Через данные связи происходит и трансляция этнокультурных ценностей, поддержание этнической и конфессиональной идентичности татар.
Тем самым проведенные в различных городах и селах РФ интервью подтвердили стремление татар в той или иной мере придерживаться своих традиционных семейных ценностей и моделей поведения. Однако все это не мешает модернизации в других сферах их жизнедеятельности.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.