«От Татарстана на банкноту было несколько различных картинок. Решение принимал ЦБ»
Участник экспертной группы по новым банкнотам рассказал детали отбора изображенных на них объектов
На днях Центробанк России внезапно представил новую банкноту номиналом 1 000 рублей, на лицевой стороне которой Никольская башня Нижегородского кремля, а на обратной — Музей истории государственности татарского народа и Татарстана и казанская Башня Сююмбике, а также Музей археологии и этнографии в Уфе. Почти сразу разгорелся скандал — музей истории находится в здании бывшей дворцовой церкви, в которой не проводятся службы, а потому на куполе нет православного креста. На этот факт обратили внимание в РПЦ и заявили, что к отбору изображений нужно подходить «более тщательно». Как заявил «Реальному времени» один из членов экспертной группы ЦБ по разработке нового дизайна купюры историк Андрей Алямкин, денежный знак не является средством общения с Богом и прерогатива выбора картинки для банкноты остается за государством, а не за обществом.
«Вы что там, совсем страх потеряли?»
Новую банкноту номиналом в 1 000 рублей презентовали на днях, 16 октября. На лицевой ее стороне изображена Никольская башня Нижегородского кремля, на обратной стороне — Музей истории государственности татарского народа и Татарстана и казанская Башня Сююмбике, а также Музей археологии и этнографии в Уфе. Позже в Банке России подтвердили наличие на новых тысячерублевых купюрах и технопарка Петрова из Иннополиса.
Больше всего негодования вызвал Музей истории государственности татарского народа и Татарстана. Блогер Павел Островский возмутился тем, что на банкноте якобы изображены церковь без креста и минарет с полумесяцем. Но стоит заметить, что на деле оба объекта туристические, а не религиозные.
— Вы что там, товарищи, совсем страх потеряли? На новой купюре в 1 000 рублей изображаете минарет с полумесяцем, а купол православного храма без креста, — указал священник Островский.
Как говорится на сайте Музея-заповедника «Казанский Кремль», православный храм построили в XVII веке. По одной из версий, объект возвели на месте, где в ханский период находилась мечеть «Нур-Али». В 1918 году церковь разграбили, в советский период в ней располагалась столовая.
Вопросом креста также заинтересовались и в РПЦ. Глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда заявил, что к отбору изображений нужно подходить «более тщательно»:
— Чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть. Да и просто не должно быть.
Вместе с тем в той же РПЦ объясняли, что церковь изображена на купюре без креста, поскольку является музеем, в реальной жизни на ее куполе также отсутствует крест. Зампред Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» призвал «не домысливать». Он подчеркнул, что изображение православных памятников в искаженном виде является «некой формой какого-то кощунства», но в данном случае речь идет не о церковном здании, поэтому «никакой проблемы нет».
«Принято решение остановить выпуск банкноты»
А сегодня, 18 октября, стало известно, что Центробанк принял решение доработать дизайн обновленной купюры номиналом 1 000 рублей. Об этом проинформировала пресс-служба регулятора.
— В настоящее время принято решение остановить выпуск банкноты, — говорится в заявлении.
В Банке России подчеркнули, что в широкое обращение новая купюра поступить не успела.
Стоит заметить, что над выбором изображения на банкноте трудилась большая рабочая группа: от историков до фотографов. Правда, все они из Нижнего Новгорода. В экспертном составе не было ни одного представителя Татарстана. «Реальное время» связалось с историком Андреем Алямкиным, входившим в состав экспертной группы по выбору изображения, который сказал нашему изданию, что комиссия занималась только голосованием за предоставленные объекты, показывала и давала советы, что будет лучше, а что нет.
— Комиссия занималась только тем, что голосовала за предоставленные объекты и показывала, что лучше не делать, что разъединяет, и оставляли те вещи, которые должны объединять. Денежный знак не является средством общения с Богом. Есть там крест, нет его. Какая разница? Это денежный знак, это прерогатива Центробанка. Это государство, это не общество, оно не решает, что изображено на денежных знаках. И суть денежного знака — проводить средства платежа. А что на них изображено — это политика государства. Возможно, художник на Гознаке где-то конкретно что-то там не сделал во время переноса, — прокомментировал ситуацию Алямкин.
«Казань обязательно должна была быть упомянута»
В разговоре с нашим изданием историк также добавил, что по поводу дизайна купюры рабочую группу никто не спрашивал. Алямкин подчеркнул, что это вообще было невозможно, так как для тех, кто изготавливает денежные знаки, есть свои приоритеты — они смотрят на банкноты по-своему, им нужна безопасность денежных знаков, качество, свойства.
— Мы только рекомендовали объекты. По Татарстану. Приволжский регион без него невозможен. От республики было несколько различных картинок, решение принимал ЦБ. На любой вариант всегда найдутся довольные и недовольные, все не упомянуть. Казань обязательно должна была быть упомянута, потому что сами понимаете, что такое Казань в стране. Без нее невозможно. А столица округа у нас в Нижнем Новгороде, и был выбор. А Башня Сююмбике, с моей точки зрения, важный объект для всей страны, — рассказал Алямкин.
Эксперт заметил, что картинок с изображением Казани было несколько, но все варианты он не помнит, а значит, тот же вариант с Музеем истории государственности татарского народа и Татарстана был не единственным. Однако же историк не смог вспомнить, какие еще объекты из столицы республики им продемонстрировали.
— Я работал по 1000-рублевой и по 5000-рублевой купюрам. Мне все очень нравится. Приятная цветовая гамма. У банкнот высокое качество. А выбор картинки — не выбор общества. Всегда люди путают это, все это выбор государства. Как они решат, так и будет. В конце все решала комиссия Центробанка. Мы говорили, что на картинку не надо, и многие наши замечания были услышаны, — заключил собеседник издания.
Люди голосуют за мечеть «Кул-Шариф»
Между тем в связи с отменой выпуска банкноты в татарстанских telegram-каналах даже запустили голосование, что вместо музея и Башни Сююмбике могло бы быть изображено на купюре. Безоговорочным победителем оказалась мечеть «Кул-Шариф». За нее проголосовали порядка 29% опрошенных.
Также люди хотели бы видеть на картинке Спасскую башню в Кремле (26%) и Благовещенский собор (19%). Кроме них, среди вариантов были Дворец земледельцев (12%), Национальная библиотека (3%), Казанский собор (3%) и Центральное здание КФУ (8%).
Казань не взяли на банкноты еще в 2016 году
Стоит сказать, что в Татарстане уже давно хотели видеть Казань на российских деньгах. В 2016 году столица республики вошла в десятку городов-претендентов на право разместить свои символы на банкноте номиналом 200 рублей в конкурсе «Народная банкнота».
Открытое голосование тогда проводили на федеральном телеканале. Город представляли Казанский университет и Казанский Кремль. Но победить тогда не удалось, республиканская столица заняла лишь третье место. А победителями проекта стали Дальний Восток и Севастополь. Тогда же за победу даже молился муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. А по итогам Рустам Минниханов посоветовал Центробанку впредь «подумать над прозрачностью» подобных конкурсов.
Подписывайтесь на telegram-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на RUTUBE, «Дзене» и youtube-каналах «Спорт», «Общество и культура», «Бизнес и технологии».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.