Новости раздела

Опера «Сания» — первая татарская

Не открывшийся после реконструкции музей Сайдашева представил выставку в Национальном музее

Опера «Сания» — первая татарская
Фото: Радиф Кашапов/realnoevremya.ru

Первой татарской опере «Сания» в следующем году исполнится 100 лет. В преддверии юбилея в Национальном музее открылась посвященная опере выставка. Подготовил ее музей Салиха Сайдашева, который все ждет открытия после реконструкции. При этом у музея в планах создать на основе истории оперы спектакль и переиздать клавир.

Коммуникационная площадка

Музей Сайдашева открылся 25 июня 1993 года в здании 1904 года, где в одной из комнат жил композитор. Здание входит в комплекс клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, позже занятого Театром драмы и комедии имени Тинчурина. В 2016-м музей закрылся на реконструкцию, сейчас в нем проходят разовые мероприятия. Как сообщила осенью на встрече с журналистами министр культуры РТ Ирада Аюпова, в музее должна появиться «коммуникационная площадка».

— Понятно, что можно сделать традиционную музейную экспозицию — выставить все, что связано с именем Салиха Сайдашева, — говорила Аюпова. — Это там будет. Но это будет только часть музейного пространства. Все остальное будет площадкой, которая фактически является ядром музейно-музыкального квартала: рядом и музыкальный колледж, и театр Тинчурина.

Предполагалось, что площадка откроется осенью. По слухам, теперь это перенесено на декабрь.

Одна опера, четыре автора

«Санию» впервые показали на сцене нынешнего Тинчуринского театра 25 июня 1925 года, празднуя пятилетие ТАССР. Сюжет вполне соответствует эпохе: Сания любит Зию, но им противостоит отец Сании Зариф, который хочет выдать ее за богатого купца. Но все кончается хорошо.

Оперу писали три композитора. Газиз Альмухаметов, живший в начале 1920-х в Казани, объединился с Султаном Габяши, который совсем недавно начал заниматься обработками народных песен, работать над спектаклями и романсами. Он в то время работал преподавателем в Казанском восточном музыкальном техникуме. К ним присоединился композитор и скрипач Василий Виноградов, который занимался оркестровкой. Над либретто им помогал работать Фатих Амирхан. Работу заканчивали в родном селе Габяши — Малый Сулабаш в Высокогорском районе.

Стоят: Габяши, Сайдашев. Сидят: Альмухаметов, Гульсум Сулейманова, Файзулла Туишев, Ситдик Айдаров Радиф Кашапов/realnoevremya.ru

Первой Санией стала младшая сестра Сары Садыковой Разия. Писали роль специально под старшую, но она не смогла принять участие из-за семейных обстоятельств (она спела во второй редакции оперы). Зией стал сам Газиз Альмухаметов.

Вечер открывал писатель Галимджан Ибрагимов. Отметим, что критики у оперы было немало. К примеру, критиковали искажение речи у артистов. Фатхи Бурнаш и Салих Сайдашев даже написали пародию: «Бакакак, бакакак, Головой по льду — вот так. Не плачь старуха, не рыдай — Куплю я вышитый башмак. Магырым, багырым».

Но было немало и вдохновенных отзывов, в том числе зарубежных, а Габяши, Альмухаметов и Виноградов через несколько лет написали вторую оперу, «Эшче».

Впрочем, вскоре Габяши и Альмухаметову пришлось переехать в Уфу. Первый умер в 1942-м, второго расстреляли в 1937-м. Татарская сценическая музыка стала больше развиваться в театральной драме.

Музей, клавир, спектакль

На выставке можно увидеть, кроме фото, афиш и нот, очки и блокнот Виноградова, рукописи Габяши, дирижерскую палочку Сайдашева (он дирижировал оперой в 1930 году). По словам директора музея Сайдашева Айдара Ахмадиева, к столетию оперы они запланировали серию мероприятий.

— Открытие выставки в Национальном музее — это одно из них, — говорит Ахмадиев. — В будущем есть планы представить большой проект-коллаборацию с Казани непосредственно к столетию оперы. Это могла бы быть реконструкция той постановки 1925 года или документальный спектакль о спектакле. Это прекрасная возможность наглядно показать, в каких условиях создавалась первая татарская опера.

Вторая идея, как говорит Ахмадиев, — провести вместе с музыкантами редакторскую работу над клавиром оперы и подготовить его издание. К сожалению, эта музыка до сих пор не напечатана и хранится лишь в рукописи.

— В целом, музейную деятельность мы собираемся проводить не только в связи с наследием Салиха Сайдашева, но и с музыкальной культурой республики в целом: от классики до эстрады и альтернативы, — резюмирует Ахмадиев. — К примеру, совместно с музеем Домом татарской книги мы планируем подготовить лекцию на тему современной альтернативной татарской музыки и с этим материалом выезжать в районы Татарстана, чтобы рассказывать об этом школьникам. В музее Салиха Сайдашева найдется место и экпозиции, и концертам, и лекциям. Хотим, чтобы публика узнавала и об истории татарской музыки, и о новых исполнителях и композиторах.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров