Новости раздела

Греф и «Гугл» пересадят предпринимателей Татарстана в «Бизнес класс»?

Артем Здунов надеется, что новый проект «Сбера» и «Гугла» поможет увеличить долю малого бизнеса в ВРП Татарстана

Google и «Сбербанк» выбрали Татарстан для старта проекта по обучению предпринимателей основам бизнеса и выживанию в кризисный период. Для инвесторов это будет первый в России подобный проект, но Google уверяет, что за рубежом такая практика работает эффективно, а минэкономики даже рассчитывает увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВРП республики. Программу обучения разработали консультанты «Билайна» и «Ашана», однако содержание, наставники и подробности программы скрываются. Не раскрывают компании и своей заинтересованности в проекте, уверяя, что не ставят своей целью извлечение прибыли.

Получится ли в Татарстане 300 новых бизнесов?

Сам министр экономики РТ Артем Здунов называет программу «Бизнес класс» «беспрецедентной по масштабу», которая когда-либо реализовывалась в стране. Действительно, Татарстан был выбран пилотным регионом для реализации программы, однако, по словам директора по маркетингу «Google Россия» Дениса Кузнецова, в мире у компании такой опыт есть. «Есть несколько государств, где мы подобные программы запускали, они немного отличались форматом, контентом, но в общем и целом это всегда было обучение местных предпринимателей».

«Хотели бы посмотреть на одном из регионов, как можно в короткие сроки реализовать масштабное обучение предпринимателей совершенно разного уровня», — говорит министр.

«Бизнес класс» рассчитан на людей примерно 25-55 лет, как действующих предпринимателей, так и тех людей, которые, попробовав себя в работе на кого-то, пришли к пониманию, что хотят начать свой бизнес. Обучение начнется с 15 мая и будет длиться полгода. Первые заявки на сайт от предпринимателей уже поступают, рассказали спикеры журналистам на пресс-конференции.

Программа подается в виде курсов, которые можно будет слушать как онлайн, так и офлайн, причем «живых» мероприятий будет не меньше, обещает управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк» Рушан Сахбиев. В рамках одной сессии организаторы надеются собрать не менее 300 человек и получить через полгода не менее 300 готовых бизнесов. За подбор экспертов, которые будут читать лекции, отвечал Google. Всего есть 6 онлайн-модулей, которые разрабатывали такие эксперты, как владелец компании TimurSokolov&Partners Тимур Соколов, консультировавший «Ашан», «Леруа Мерлен», «Вымпелком» и др., основатель Business Engineering Services Константин Холстинин, главный куратор исследовательского центра RCB&B, член совета Гильдии маркетологов, председатель комитета по международным делам СОМАР Николас Корро и др. Предполагается, что модули научат потенциальных бизнесменов разбираться в налоговом учете, бухгалтерском учете, вопросах эффективности и пр.

«Если мы говорим о действующем бизнесе, то предполагается, что это целевой сегмент с оборотом до 100 млн рублей в год, кроме того, предполагается, что особую поддержку будут получать компании, которым нужна помощь в развитии экспорта за рубеж товаров и услуг или поставок в другие регионы», — рассказал Сахбиев.

Особая помощь — экспортерам

«Предполагается, что общение между участниками программы и организаторами будет проходить на достаточно частой основе. У нас будет институт наставников, это те люди, которые имеют практический опыт как консультирования компаний, так и собственного бизнеса, и с этими наставниками участники смогут общаться фактически на регулярной основе. В случае необходимости — даже ежедневной», — обещает Кузнецов. При этом он не назвал, что это будут за наставники.

Не вносит ясности и сайт, который, казалось бы, должен привлечь, заинтересовать потенциальных участников и разъяснить, что они получат на обучении. При этом, по словам Кузнецова, каждый наставник будет работать с 10-20 учениками. Какова мотивация будущих наставников и на каких условиях они готовы отвлечься от своего бизнеса и заниматься, по сути, благотворительностью, спикеры не сообщили, несмотря на все вопросы журналистов.

«Благотворительностью я бы это не назвал, это вложения в образование. Мы знаем, что они отбиваются, на примере других стран», — отвечает Кузнецов. Нет на сайте и перечня модулей, которые можно будет посещать. «Специалисты «Сбербанка» помогут разобраться в финансовых аспектах бизнеса, а эксперты Google поделятся знаниями в области интернет-маркетинга. Мы также пригласили к участию опытных бизнесменов, которые расскажут о своих секретах управления бизнесом. Все, что нужно для начала обучения — компьютер с доступом в Интернет и законченное среднее образование», — вот все, что можно найти в разделе подробного описания программы.

Загадочные курсы от Google и «Сбербанка»

Однако чуть позже Кузнецов рассказал, что стартом для начинающих предпринимателей будет нулевой модуль по мотивации и идеям для бизнеса, первый модуль — «Команда и бизнес-моделирование», второй — «Исследование рынка и целевая аудитория», третий — «Маркетинг и интернет-маркетинг», четвертый — «Процессы и продажи», пятый — «Бухгалтерия, экономика проекта», шестой — «Подготовка к открытию бизнеса». Уже работающим руководителям бизнеса предлагается начать обучение с нулевого модуля «Эффективный управленец и управление персоналом», первым станет «Бизнес-модель и бизнес-процессы», далее — «Анализ рынка, продукта», «Маркетинг и интернет-маркетинг», «Продажи, управление проектами», «Инвестиции и кредитование» и «Управление компанией». Делиться участники будут по направлениям бизнеса: например, сервисные компании, производство продуктов, сувенирной продукции и пр. По окончании каждого модуля участники будут проходить тестирование на то, как они усвоили материал. Другие методы оценки качества пока организаторы не разработали.

После прохождения программы участники получат бонусы: Google подарит сертификаты на организацию собственных рекламных компаний, а «Сбербанк» — 6 месяцев бесплатного расчетно-кассового обслуживания. «Мало», — вырвался из зала чей-то невольный комментарий.

Основной задачей программы Сахбиев называет научить предпринимателей развивать реальный бизнес в условиях кризиса. «Мы все понимаем, что ситуация меняется, внешняя и внутренняя среда нас сталкивает с новыми вызовами», — констатирует он. По его мнению, программа даже может увеличить долю малого бизнеса в ВРП республики: напомним, еще в 2014 году, согласно целевым показателям, эта доля должна была достичь 34%, однако «замерла» где-то на уровне 26-27% и практически не растет. Исключение составляет лишь Казань, где нормативы удалось выполнить. «Особенностью программы является то, что мы не отбираем сто или двести человек, мы привлекаем в эту программу максимальное количество участников, и, я надеюсь, речь будет вестись о нескольких тысячах», — говорит он.

Один из первых участников программы гендиректор ООО «Айраты» Айрат Сунгатуллин, занимающийся развитием гостиничного бизнеса, сказал, что надеется найти новые резервы роста своего бизнеса. «Надеюсь, что программа настроена не только для региональных центров, то и для тех, кто хочет сделать бизнес в любом из районов», — говорит он. На что Кузнецов приоткрыл завесу тайны, что 30% наставников будут набираться из местных и районных предпринимателей. Всего будет сто консультантов и наставников.

«Сбербанк» претендует на звание центра развития предпринимательства в стране

Примечательно, что спикеры не называют ни конкретного инициатора программы, ни основного спонсора. «Идея появилась у нас совместно со «Сбербанком, — ответил на вопросы журналистов Кузнецов, услышав из зала недоумение: «Да ну?». — Начали договариваться в Москве, а уже потом думать, какой из регионов сделать пилотным, и, естественно, Татарстан был первым и главным претендентом, так как республика известна своей продвинутостью в бизнесе и ИТ».

На вопрос о личных интересах компаний при реализации проекта их представители тоже не дали вразумительного ответа, заявляя лишь о социальных функциях проекта. «Компетенция банка — не только оказание услуг, но и повышение финансовой грамотности. Среди наших продуктов уже есть те, которые напрямую не относятся к финансовой направленности банка, это счета-фактуры и так далее. Для нас это шанс выйти на новый уровень и быть центром развития предпринимательства в Российской Федерации», — говорит Сахбиев, уверяя, что в Европе такая «многопрофильность» банков уже работает.

— Программа достаточно затратна на начальном уровне, потому что мы только создаем эти институты и механизмы, которые мы надеемся масштабировать на другие регионы, если успешно пойдет в Татарстане. Мы не раскрываем сумму, но она значительная. Финансируется совместно нами и «Сбербанком», а в каких пропорциях — не очень важно, — не признался Кузнецов.

— Конечно, любая компания имеет коммерческую составляющую в своей практике, — признал было Здунов. Но и он не раскрыл коммерческого интереса инвесторов. — Не надо забывать, что у нас есть особая экономическая зона «Иннополис», вообще мы рассматриваем компанию Google как инвестора в республиканскую экономику по ряду программ, и не только в «Иннополисе», — лишь намекнул он.

В отличие от предыдущих программ поддержки предпринимательства, которые реализует минэкономики РТ, к «Бизнес классу» допустят и представителей сферы торговли. «Я считаю, что обязательно должен обучаться, в его сознании должно утвердиться, что есть не только торгово-закупочная деятельность, но и все предпринимательство. Он должен получить те азы, чтобы не бояться заняться и производственным бизнесом», — рассуждает Здунов.

Дина Валиуллина, фото tatar-inform.ru

Новости партнеров