Новости раздела

Рафкат Кантюков: «Иннополис построил газопровод на 700 млн кубометров, а потребил всего 5…»

Из-за «неконкурентоспособности» Заинская ГРЭС не взяла почти 1,5 млрд кубометров газа у «Газпрома»

На получение статуса резидента ТОР в Набережных Челнах подано пока две заявки — от китайской Haier и татарстанского производителя мяса АПК «Камский». Скоро к ним присоединится крупнейший металлургической комбинат «ТЕМПО». К дальнейшему привлечению инвесторов минэкономики просит подключиться все уровни власти. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем, как депутаты призвали правительство не только хвастаться достижениями, но и делать акцент на проблемах.

Добыча растет, промышленность удержалась

Отчет об итогах работы исполнительной власти в 2015 году представил комитету по экономике, инвестициям и предпринимательству замминистра экономики РТ Олег Пелевин. В целом показатели, представленные министерством, не новы. Так, Пелевин напомнил, что реализация в республике инвестиционных проектов, развитие инструментов поддержки инновационного развития, малого и среднего бизнеса, а также реализация антикризисных мероприятий позволили, по оценке, приблизить объем валового регионального продукта в 2015 году к уровню 2014 года в сопоставимых ценах, он составил 1,8 трлн рублей.

При этом основными точками роста стали промышленность, сельское хозяйство и строительство, а сильнее всех упал объем потребительского рынка. Производительность труда в 2015 году имела тенденцию к росту, но темпы ее существенно замедлились, составив, по оценке, 100,5% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. Промышленное производство в Татарстане тоже едва смогло удержаться на уровне прошлого года и даже показало рост 0,4%. При этом традиционный драйвер татарстанской экономики — добыча полезных ископаемых — показала почти 3-процентный рост (об этом феномене неоднократно писал наш обозреватель Альберт Бикбов), обрабатывающие производства, напротив, «замедлились» на 1%. В основном это произошло за счет транспорта, машиностроения, производства резины, древесины. А текстильное и швейное производство и вовсе рухнуло на 50% по сравнению с 2014 годом.

«Заинская ГРЭС почти 1,5 млрд газа не взяла, потому что неконкурентоспособной стала»

Что касается производства и распределения электроэнергии, газа и воды, то оно сократилось более чем на 3%. Внимание к проблеме энергетики привлек гендиректор «Газпром межрегионгаз Казань» Рафкат Кантюков. Он напомнил, что потребность строящегося «ТАИФом» комплекса по глубокой переработке нефти в газе составляет 1,5 млрд кубометров в год. «Как вы их будете обеспечивать? — недоумевает он. — Кроме того, у нас и энергетика упала, Заинская ГРЭС почти 1,5 млрд кубометров газа не взяла, потому что неконкурентоспособной стала».

Кантюков напомнил, что потребление газа в Татарстане падает, а оно неразрывно связано с экономикой республики. «Иннополис построил газопровод с потреблением до 700 млн (кубометров газа — прим.ред.), а в прошлом году потребил всего 5… Ладно, сейчас «Аммоний» выстрелит, вопросов нет, отдали ему миллиард», — говорит он.

«Надо развивать это. Мы-то сделаем, а остальное — тормоза, глубокие тормоза. И растормаживания в ближайшие годы я не вижу. А успехи мы и сами знаем», — подытожил депутат. Коллегу поддержал зампредседателя комитета Марат Галеев, отметив, что узкие места, особенно на востоке республики, уже ощутимы. «Вы уж, пожалуйста, при отчете сосредоточьтесь на проблемах: их надо развязывать, они надвигаются неумолимо, времени практически нет», — призвал он не скрывать наличие трудностей. Итого, 70% промышленности Татарстана приходится на обрабатывающие производства, 23,6 — на добычу полезных ископаемых, и 6,4 — на производство источников энергии.

Правительству напомнили про низкие зарплаты

Не менее тревожная ситуация и на потребительском рынке Татарстана. Причины банальные: снижение уровня доходов населения, которое привело к перераспределению структуры расходов, а также инфляционные процессы и закредитованность граждан. В результате оборот розничной торговли по итогам года снизился почти на 13% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года и составил 776,2 млрд рублей. Потребительские цены, только по официальным данным, выросли на 10,7%, но, как отмечает минэкономики, это на 2,2% ниже, чем в среднем по России. При этом сильнее всего подорожали именно продукты. Итого, доходы на душу населения составили менее 31,5 тыс. рублей в месяц, рост по сравнению с 2014 годом — на 5,5%. Но реальные денежные доходы снизились на 6,1% на фоне постепенного ускорения инфляции: со 102,9% в январе до 110,7% в декабре 2015 года. Тем самым покупательная способность населения снизилась по итогам 2015 года до 4,08 набора товаров и услуг (в 2014 году — 4,33 набора товаров и услуг), сказано в документе.

Вместо этого Пелевин напомнил про возросшую с 2010 года продолжительность жизни населения и среднюю зарплату татарстанца в 1,7 раза — до 29 тысяч рублей. Тут Кантюков напомнил, что бывший министр экономики, а ныне глава Нацбанка РТ Мидхат Шагиахметов к 2015 году ставил задачу довести среднюю зарплату до 40 тыс. рублей. «А где же 40? Ну ладно, я добился, «Татнефть» добилась — и все. 29 — это же очень низкая зарплата, надо поработать над этим тоже», — призвал он. Его поддержал и депутат Салихов, отметив, что хорошо было бы в докладах сравнивать итоги с целевыми показателями. «Или вы специально это не указали в докладе, или в самом деле мы не достигли», — говорит он.

К этой же теме вернулся после выступления замглавы Агентства инвестиционного развития РТ Инсара Галеева председатель комитета Рафис Бурганов. «Я смотрю отчеты… Это отдельный разговор. Должны быть те индикаторы, которые показывали бы эффективность нашей работы», — заявил он. По словам депутата, нужно указывать не просто количество заключенных с инвесторами договоров, а то, какую пользу они принесли. «Чтобы мы большие проекты не подменяли кучей маленьких», — призвал он, добавив, что будет обсуждать этот вопрос с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым.

Кто ответит за ТОР?

С этого года в качестве потенциальных точек роста экономики республики, помимо традиционных — завода по переработке тяжелых остатков «ТАИФ-НК», комплекса «Аммоний», «КЗСК-Силикон», «Татнефти» и ОЭЗ «Алабуга», министерство отмечает также территорию опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Набережных Челнах. Как отметила замминистра экономики РТ Наталья Таркаева, Челны — это не просто моногород. Это самый крупный кризисный моногород в стране: каждый седьмой житель кризисного города страны проживает в Челнах. Индекс промпроизводства в Набережных Челнах в прошлом году едва превысил 80% из-за спада производства на «КАМАЗе».

Как вновь подчеркнула Таркаева, Челны стали первыми из моногородов, кто получил статус ТОРа (сейчас таких в России четыре), приступил к разработке бизнес-плана и может функционировать. Она напомнила, что заявку на получение статуса резидента ТОР уже подал китайский производитель техники Haier, а также сообщила, что к нему присоединился комплекс глубокой переработки мяса от АПК «Камский». «Сейчас готовится еще несколько заявок, проходят консультации с исполкомом, с минэкономики по составлению бизнес-плана. Это крупнейший завод по металлургическому производству «ТЕМПО» и еще ряд предприятий, которые думают, какое предприятие им представить и какие документы им нужно подать», — рассказала Таркаева.

Замминистра заявила, что всей республике нужно активно распространять информацию о ТОРе в Набережных Челнах для привлечения инвестиций. «У нас есть только 3 года, чтобы создать те производства, которые получат льготы по пенсионному законодательству. Министерство экономики самостоятельно этим заниматься не может, этим нужно заниматься всем вместе. В первую очередь это обращение к Агентству инвестиционного развития, министерству промышленности и торговли, представительствам. Информация должна быть во всех презентациях», — призвала она. С просьбой о поддержке обратилась она и к депутатам. «Никто не просит, чтобы одно минэкономики занималось, но экономика у нас включает все отрасли. Вы головные и должны вести нас всех впереди и показывать, кто нам палки в колеса вставляет. Вы должны эти процессы организовывать», — намекнул Бурганов. Таркаева попыталась возразить, что тема создания ТОРа — общереспубликанская, межотраслевая и комплексная, но депутаты ее не поддержали.

Дина Валиуллина, фото gossov.tatarstan.ru
Справка

Более подробную информацию об экономических итогах года можно посмотреть в отчете. Согласно его данным, в прошлом году производство удобрений минеральных и химических увеличилось в 2,1 раза к уровню 2014 года (по-видимому, за счет запуска комплекса «Аммоний»), сыров и продуктов сырных — в 1,4 раза (тут, очевидно, свою роль сыграли санкции Запада), сахара белого свекловичного — в 1,3 раза, холодильников и морозильников бытовых — на 16,4%, автомобильного бензина — на 15,3%, дизельного топлива — на 8,8%. Добыча нефти возросла на 2,9%. При этом наблюдалось снижение объемов производства грузовых автомобилей на 30,3% к уровню 2014 года, легковых автомобилей — почти на 12%, электроэнергии — на 4,7%, полиэтилена — на 1%.

Особенный предмет гордости властей Татарстана — сохранившийся объем инвестиций в основной капитал предприятий республики (в сопоставимых ценах). Как и в 2014 году, он составил 617,2 млрд рублей. Основная их доля, чуть меньше половины, вкладывалась в развитие обрабатывающих производств, заявил замминистра.

Однако Пелевин почти не упомянул, что внешнеэкономическая ситуация и введение санкций крайне негативно повлияли на динамику внешнеторгового оборота республики, который в 2015 году уменьшился по сравнению с уровнем 2014 года на 39% и составил $13,8 млрд. Так, итоговые цифры по торговле, указанные в отчете, выглядят совсем не так оптимистично, как звучало выступление.

Отметим, в докладе для депутатов Пелевин в основном сравнивал показатели 2015 года с 2010-м. Что же касается сравнения прошлого года с 2014-м, то экспорт товаров снизился почти на 39% и составил $11,2 млрд, импорт упал на 40%, составив $2,6 млрд. При этом положительное сальдо внешнеторгового баланса Республики Татарстан сложилось в размере $8,5 млрд, что по сравнению с 2014 годом меньше на $5,3 млрд, то есть почти на 2/3.

Снижение обусловлено сокращением экспорта с $18,3 млрд до $11,2 млрд, то есть более чем на 60%, а также за счет почти двукратного снижения импорта: с $4,4 млрд до $2,6 млрд. При этом товарооборот Татарстана со странами дальнего зарубежья в 2015 году составил $12,1 млрд, что на 40,2% меньше, чем в 2014 году. Доля торговых партнеров стран дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте республики составила 87,3%, в том числе в экспорте — 87,9%, в импорте — 84,9%. Со странами СНГ оборот внешней торговли сократился на 30% и составил $1,8 млрд. В 2015 году крупнейшими торговыми партнерами республики по экспортным операциям были Нидерланды (21,8% общего объема экспорта); Польша (8,7%); Беларусь (6,1%); Германия (5,8%); Индия (4,5%); Италия (4,2%); Финляндия (3,2%). По импортным поставкам: Германия (20,8%); Беларусь (7,6%); Китай (7,5%); Соединенные Штаты Америки (7,1%); Украина (6,7%); Италия (5,0%); Турция (4,9%); Канада (3,9%); Испания (2,8%).

Новости партнеров