Новости раздела

Индюшки Фарита Газизуллина: как «отец татарской приватизации» чуть не стал главным птицеводом России

Из бедной семьи из казанского пригорода — в кресло члена совета директоров ПАО «Газпром»

В бизнес-сообществе разорвалась настоящая информационная бомба. Член совета директоров «Газпрома», видный выходец из Татарстана Фарит Газизуллин, как пишут СМИ, оказался причастным к попытке захвата своего предприятия мошенническим путем. Соль истории в том, что в судьбе проекта принимал участие даже Владимир Путин, а кредиты на его развитие давал один из крупнейших инвестбанков страны, близкий президенту России «Внешэкономбанк». Интернет-газета «Реальное время» вспомнила прошлое Фарита Газизуллина, который оказал большое влияние на Татарстан 90-х годов.

Большой вигвам для индеек

Поздно вечером во вторник владелец крупнейшего российского производителя мяса индейки «Евродона» Вадим Ванеев дал обширное интервью РБК, в котором дал комментарии к нашумевшему аресту бывшего главы департамента природных ресурсов и строительства ВЭБа и выходца из Татарстана Ильгиза Валитова, а также рассказал о роли другого, еще более видного казанца — Фарита Газизуллина, члена совета директоров «Газпрома» и бывшего министра имущественных отношений России.

На одном из этапов финансирования проекта его кредитор — банк «ВТБ» — потребовал полного переоформления построенного наполовину производства на себя. Ванееву удалось уговорить другой банк — «Внешэкономбанк» (ВЭБ) перекупить у ВТБ этот проект. Кроме того, ВЭБ профинансировал злосчастное удорожание проекта, довложив еще $7 млн. Уговорить банк удалось не за красивые глаза: предпринимателю пришлось расстаться с 40%-ной долей «Евродона», что является стандартной практикой при подобном проектном финансировании. Однако вместо ВЭБ покупателем 40% проекта по чисто символической цене — всего 4 тыс. рублей — выступил в 2007 году… офшор из Белиза Brimstone Investments ltd. Вел эту сделку от лица ВЭБа по кредитованию «Евродона» выходец из Татарстана Ильгиз Валитов — выпускник Казанского финансово-экономического института, который работал на разных должностях в крупных компаниях, был управляющим филиалом, затем — вице-президентом ОАО «Банк «ВТБ», членом совета директоров ОАО «КАМАЗ». С 2007 по 2010 год занимал должность директора департамента развития регионов ВЭБа, потом возглавил департамент природных ресурсов корпорации.

Работая в банке, Валитов входил в советы директоров дюжины компаний — московского ОАО «Слава» (Второй часовой завод), ОАО «Группа «Разгуляй» (историю последней в Казани «Реальное время» отслеживает с конца прошлого года), ОАО «Группа «ЛСР», ОАО «Новинский бульвар, 31», ООО «Титан-Агро», ООО «ВЭБ-Инвест», ООО «ВЭБ Управление проектами», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», ОАО «Корпорация развития Красноярского края», ЗАО «Верхнекамская калийная компания». Все это ведущие компании российской экономики.

Даже находясь на посту в госкорпорации, Валитов зарабатывал (речь идет только об официальных источниках) огромные деньги. Так, согласно декларации, только за один 2013 год доход Ильгиза Валитова составил 322,6 млн рублей, что более чем в три раза больше дохода председателя ВЭБ Владимира Дмитриева за тот же период (95 млн рублей).

Надо сказать, что ВЭБ и Татарстан связывают очень тесные деловые отношения. Это участие банка в таких знаковых многомиллиардных проектах, как создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны «Алабуга», строительство грузового логистического терминала «Биек Тау» в Казани, комплекса по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида АО «Аммоний». И Ильгиз Валитов в той или иной степени принимал в них участие.

«Так принято, и офшоры сейчас везде»

Но вернемся к индейкам и Валитову. В этой истории начинается самое интересное: почему-то предпринимателя Вадима Ванеева не смутило, что покупатель 40% «Евродона» — офшор из Белиза, а не какая-то прозрачная структура, связанная с государственным ВЭБ. Его устроили объяснения менеджера ВЭБа Ильгиза Валитова, что, мол, «так принято и офшоры сейчас везде». Более того, предприниматель даже не стал уточнять или «пробивать» настоящего владельца офшора Brimstone. Причины такой беспечности понятны: государственный банк ВЭБ после продажи 40% акций «Евродона», в свою очередь, выкупил у ВТБ кредит и даже произвел дополнительное финансирование. Ну как тут не быть уверенным, что за Brimstone стоит банк? Кроме 40% «Евродона» все по той же схеме проектного финансирования на все тот же офшор Brimstone были переоформлены ранее принадлежавшие Ванееву по 49% ООО «Урсдон» (выпуск инкубационного яйца), ООО «Металл-Дон» (продажа металлоконструкций) и ООО «Ирдон» (домостроительный комбинат).

Стройка продолжилась, но уже в 2012 году предпринимателю (через все того же Ильгиза Валитова) «раскрывают глаза»: бенефициаром белизского офшора Brimstone Investments ltd является… Фарит Газизуллин, член совета директоров «Газпрома» и бывший министр имущественных отношений России (1997–2004 гг.).

В 2012 году еще одной структуре группы «Евродон» — ООО «Евродон-Юг», на 100% принадлежащей Ванееву, ВЭБ открыл кредитную линию на расширение производства в размере 17,9 млрд рублей. Из этой кредитной линии Ванеев успел выбрать порядка 6,9 млрд рублей. На полученные деньги были построены и задействованы в общей технологической цепочке около 700 тыс. кв. м новых производственных площадей. Объем производства в 2015 году составил 47 тыс. т индейки в живом весе.

В 2015 году, по словам Ванеева, ему позвонил Газизуллин, а после и вовсе приехал осмотреть строящийся объект в городе Шахты, недалеко от Ростова-на-Дону. После этого последовало предложение оформить 40% новой структуры ООО «Евродон-Юг» все на того же Газизуллина. Предприниматель отказался.

Корпоративные перестрелки

И вот совершенно неожиданно 2 февраля 2016 года компания А1, инвестиционное подразделение «Альфа-Групп», выкупила офшор Brimstone Investments ltd, получив в собственность 40% ООО «Евродон» (производителя индейки) и по 49% ООО «Урсдон» (выпуск инкубационного яйца), ООО «Металл-Дон» (продажа металлоконструкций) и ООО «Ирдон» (домостроительный комбинат).

Офшор был выкуплен у Газизуллина (сумма сделки неизвестна, но, по нашим расчетам, составила не менее 11-12 млрд рублей, так как группа «Евродон» успела привлечь на проект почти 30 млрд рублей). Сразу после сделки, 9 февраля, А1 подала иски к «Евродону» и его основному владельцу Вадиму Ванееву с требованием признать недействительными договоры поручительства «Евродона» по кредитам, выданным в пользу других компаний Ванеева, а самого Ванеева «исключить из числа участников» ООО «Евродон».

Но не тут-то было — осетин Ванеев воспользовался связями вхожего в высокие кабинеты земляка, руководителя Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева, которого уважает сам Владимир Путин… Видимо, поняв бесперспективность корпоративного захвата, А1 продала 26 февраля 2016 года все «индюшачьи» активы структурам все того же ВЭБа (стоимость сделки неизвестна). Круг замкнулся. Самое интересное, что накануне, то есть 18 февраля, глава ВЭБа Владимир Дмитриев объявил на встрече с коллективом о своем предстоящем уходе с поста председателя госкорпорации. Явилась ли эта история последним штрихом в грустной картине утраты доверия к руководителю ВЭБа, остается только гадать.

Час расплаты

Три дня спустя, 29 февраля, Лефортовский суд Москвы по ходатайству ФСБ арестовал бывшего главу департамента природных ресурсов и строительства ВЭБа Ильгиза Валитова по подозрению в мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере. Ему грозит штраф в 1,5 млн рублей, до пяти лет принудительных работ или лишение свободы на такой же срок. Ему вменяют в вину то, что Ильгиз Валитов вместе с неустановленными лицами ввели владельца «Евродона» Вадима Ванеева в заблуждение и убедили продать за бесценок 40% долей в компании, якобы подконтрольной ВЭБу, Brimstone Investments ltd из Белиза.

Остается гадать, как скажется прямое публичное обвинение предпринимателем в причастности к преступлению такого высокопоставленного лица, как Фарит Газизуллин, который все еще продолжает оставаться членом Совета директоров ПАО «Газпром». Если удастся доказать причастность Газизуллина к широкомасштабному мошенничеству, то его перспективы оставаться на такой должности весьма туманны, как и перспективы уголовного преследования. Редакция интернет-издания «Реальное время» будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.

Кто такой Газизуллин?



Если удастся доказать причастность Газизуллина к широкомасштабному мошенничеству, то его перспективы оставаться в должности весьма туманны. Фото gazprom.ru

Сказать, что Фарит Газизуллин является весомым для Татарстана персонажем, значит ничего не сказать. В 90-х он был одним из важнейших и системообразующих игроков на политическом и экономическом поле республики. Настоящее олицетворение идеального политика: безошибочное чутье, острая реакция, бешеная харизма и незаурядные менеджерские способности. Для Татарстана того бурного времени он, безусловно, был одним из самых ярких персонажей.

Фарит Газизуллин, сам из бедной татарской семьи из Зеленодольского района ТАССР, начинал карьеру с низов еще в ВЛКСМ — та «школа комсомола» для наших соотечественников была сродни Йелю для англосаксонских политиков. В 70-х годах он последовательно занимал посты: первый секретарь Зеленодольского горкома ВЛКСМ, первый секретарь Набережночелнинского горкома ВЛКСМ, секретарь Татарского ОК ВЛКСМ. В начале 80-х он становится партийным функционером — второй секретарь Комсомольского райкома КПСС г. Набережные Челны, затем — председателем исполкома Комсомольского районного Совета. В 1987 году партия направляет его на хозяйственную работу — он становится заведующим отделом по комплексному экономическому и социальному развитию Совета Министров Татарской АССР. В 1989-1991 гг. — первым заместителем председателя Госплана Татарской АССР.

Отец приватизации

После развала СССР и роспуска КПСС Фарит Газизуллин возглавил самое реформаторское направление — приватизацию. С 1991 по 1996 год — первый заместитель председателя Правительства — председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и промышленностью Республики Татарстан.

Приватизация в Татарстане, проведенная по уникальной схеме и под непосредственным руководством Фарита Газизуллина, заложила прочный фундамент экономического суверенитета республики. Следствием блестяще проведенной приватизации стал резко возросший аппаратный вес Газизуллина в Татарстане. Баланс сдержек и противовесов в политической элите республики оказался нарушен. Чтобы восстановить его, при горячем одобрении Москвы отец татарской приватизации был «командирован» в июне 1996 года в Первопрестольную на должность первого заместителя председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, которым тогда руководил Александр Казаков, будущий первый заместитель руководителя администрации Президента России.

Учитель Германа Грефа и Игоря Шувалова

Столица не смогла «сожрать» Газизуллина — он смог не только удержаться на таком «горячем» месте, каковым было Госкомимущества РФ в 90-х, но и аппаратно вырасти: с 15 ноября 1997-го по 9 марта 2004-го (с небольшим перерывом в 3 месяца в 1999 г.) он возглавлял Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Чтобы понять, насколько силен аппаратный гений Газизуллина, достаточно только сказать, что в период с 1997-го по 2004 год у нас было восемь разных премьер-министров (включая и текущего президента России Владимира Путина), и у каждого был свой подход к кадровой политике. Но Фарит Рафикович не покидал кресла министра.

В те нестабильные времена год на таком политически жарком месте шел за пять. Министры менялись чуть ли не ежемесячно. Только Газизуллин и Шойгу прошли через эту аппаратную мясорубку невредимыми и бессменными. Под началом Газизуллина выросла целая плеяда нынешних высокопоставленных руководителей страны. Достаточно только привести в качестве одного из примеров его заместителей — Германа Грефа и Игоря Шувалова. Даже после ухода с поста министра Фарит Газизуллин продолжает оставаться в обойме, так он до сих пор является членом Совета директоров ПАО «Газпром», а в 1998—1999 гг. был председателем Совета директоров ОАО «Газпром».

Ринат Вахитов
Справка

Фарит Рафикович Газизуллин (р. 20 сентября 1946 года) — член Совета директоров ОАО «Газпром», бывший министр имущественных отношений Российской Федерации.

  • Родился 20 сентября 1946 года в г. Зеленодольске Татарской АССР. По национальности татарин.
  • Окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-механик» в 1973 году, кандидат философских наук, доктор социологических наук. С 1963 по 1969 год работал слесарем-сборщиком, судосборщиком, техником-нормировщиком, секретарем комитета ВЛКСМ завода им. Горького (г. Зеленодольск).
  • С 1969 по 1973 год — первый секретарь Зеленодольского горкома ВЛКСМ. В 1973-1976 гг. — первый секретарь Набережночелнинского горкома ВЛКСМ. С 1976 по 1980 гг. — секретарь Татарского ОК ВЛКСМ. С 1980 по 1984 год — второй секретарь Комсомольского райкома КПСС г. Набережные Челны. С 1984 по 1987 год — председатель исполкома Комсомольского районного Совета. В 1987—1989 гг. — заведующий отделом по комплексному экономическому и социальному развитию Совета Министров Татарской АССР. В 1989—1991 гг. — первый заместитель председателя Госплана Татарской АССР.
  • С 1991 по 1996 год — первый заместитель председателя Правительства — председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и промышленности Республики Татарстан. С июня 1996 года — первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, с сентября 1997 года, после преобразования комитета в министерство, стал первым заместителем министра государственного имущества РФ. С декабря 1997 года — заместитель Председателя Правительства РФ, министр государственного имущества РФ, в январе 1999 года подал в отставку, однако в марте 1999 года возвратился к исполнению обязанностей министра.
  • С мая 2000 года, после изменения названия министерства, занимал пост министра имущественных отношений РФ. В 2004 году Министерство имущественных отношений было упразднено в ходе административной реформы.
  • Избирался председателем Совета директоров ОАО «Газпром» (1998—1999). Является членом Совета директоров ОАО «Газпром».

Новости партнеров