«Мы ожидаем, что запрет на работу без регистрации в системе «Платон» поднимет этот рынок»
Как Татарстан стал «лидером» по внедрению системы по взиманию платы с «большегрузов» и ждет от нее мост через Каму
Чиновники и создатели системы «Платон» (позволяет взимать плату с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн) анонсировали свои шаги «навстречу бизнесу», которые было решено ввести в связи с проблемным запуском системы. Они надеются, что это позволит завершить процесс регистрации большегрузов в системе: в марте темпы, которыми они устанавливают «Платон», уже возросли втрое. Тем временем уже через 10 дней все незарегистрированные автомобили на федеральных трассах окажутся вне закона, но в минтрансе считают, что на росте цен это не отразится.
Дальнобойщики поверили в «Платон»?
Со второй половины марта наблюдается резкий всплеск регистрации в системе: если раньше в день было в среднем 2,5 тыс. регистраций, то с этого момента — 7,5 тыс. Об этом рассказал журналистам первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих. Таким образом, всего в России в системе «Платон» зарегистрировались 230 тыс. грузоперевозчиков, владеющих более 680 тыс. 12-тонников. По его данным, это 95% крупных грузоперевозчиков и более половины всего большегрузного транспорта в России. Пользователи системы с 15 ноября, то есть с момента ее старта, оформили более 6 млн маршрутных карт на поездки, им было выдано более 300 тыс. бортовых устройств.
«На сегодняшний момент у нас лицензирование рынка отсутствует, и достаточно важно перейти к справедливому принципу, когда содержание дорог оплачивают те, кто их использует в наиболее интенсивной степени. В перспективе данные «Платона» помогут эффективно и целенаправленно выделять средства на развитие, расширение и дополнительный ремонт самых загруженных трасс. Мы будем понимать, где проходят основные маршруты грузовых тяжеловесных транспортных средств», — говорит чиновник. При этом, по его словам, теперь грузоотправители стали более тщательно подходить к формированию своих маршрутов. Чиновник полагает, что осталось зарегистрироваться тем, кто работал «в серую», не платил налогов, не контролировал требования к транспортному средству. «Мы ожидаем, что запрет на работу без регистрации с 1 апреля поднимет этот рынок в глазах отправителей и даст возможность работать с теми, кто действительно соблюдает все требования закона», — говорит он.
Позже в разговоре с «Реальным временем» он выразил уверенность, что на рынок грузоперевозок и их расценки «Платон» не повлияет. «Какого-то роста цен, связанного с сокращением грузоперевозок, мы не видим, даже в ажиотаж в момент того, как систему запускали, и в момент подготовки к новогодним праздникам. Товары перевозились, чтобы был дефицит, мы не видим», — сказал он. Однако в материалах пресс-конференции указано, что при существующем льготном тарифе «Платон» увеличивает стоимость перевозок на 5%, а при выходе на полный тариф — на 10%. «Однако в себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки занимает от 4 до 10%. То есть на стоимость тариф если и повлияет, то в долях процента — менее 1%», — уверяют организаторы.
Уступки для бизнеса в обмен на послушность
Напомним, что внедрение «Платона» вызвало одни из самых громких протестных акций за последнее время. Дальнобойщики со всей страны устраивали забастовки, автопробеги и даже пытались блокировать МКАД. Теперь же правительство, как выразился Дитрих, «пошло на уступки» бизнесу: так, с 15 апреля возможно будет оплатить проезд после совершения поездки, а не вносить деньги на счет заведомо, как это работает сейчас, снижены штрафы до 5 тысяч. Кроме того, прорабатывается возможность вычитать платежи за «Платон» из транспортного налога, а также отсрочки ежегодной индексации. Однако с этого же момента передвижение по федеральным трассам без регистрации в системе «Платон» или разовые поездки будут невозможны. Более того, все льготы получат только те перевозчики, которые проработали в системе не менее 2 месяцев, не имеют просроченных платежей и имеют всю необходимую аппаратуру, рассказал замминистра транспорта. Отметим, что не все незарегистрированные в системе перевозчики вне закона: регистрация не требуется тем, кто, в принципе, не выезжает на федеральные дороги, городской технике, карьерным самосвалам, военным автомобилям и спецтехнике.
«Есть те, кто пользуется моментом, чтобы подогреть ситуацию, но сегодняшняя встреча показала, что тем, кто добросовестно работает и сотрудничает с государством, нечего опасаться», — резюмировал он. Речь идет о совещании, которое проходило в минтрансе РТ с участием татарстанских грузоперевозчиков. С введением «Платона» тем не менее работа дальнобойщиков будет все более прозрачна для государства. Так, как рассказал Дитрих, ведутся переговоры по обмену данными с налоговой службой, что даст ей возможность понять, правильно ли те платят налоги.
С ноября поступления в дорожный фонд от «Платона» составили, по словам Дитриха, более 5,7 млрд рублей. Он подчеркнул, что пока для перевозчиков действует льготный тариф — 1,5 рубля за 1 км проезда по федеральным трассам, а когда будет принято решение, что льготный период закончен и рынок готов, он вырастет в 2 раза, то есть до 3 рублей. С 2018 года ожидается новое повышение. При этом, как отметил чиновник, 95% получаемой оператором платы возвращается в экономику страны. По задумке правительства, они пойдут на региональные дорожные проекты. В материалах, подготовленных оператором системы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», значится, например, строительство мостовых переходов в Ростове-на-Дону, Новосибирской области и Пермском крае, строительство обхода Хабаровска и Ижевска, региональных дорог в Коми, Башкортостане и др. Все эти проекты будут реализовываться в формате государственно-частного партнерства, сейчас, по словам Дитриха, они «упаковываются» и будут готовы в следующем году. Любопытно, что из проектов за Уралом на карте, предоставленной ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», только обход Хабаровска. Предполагается, что поступления от «Платона» в дорожный фонд ежегодно будут составлять 40 млрд рублей.
Успехом в Татарстане «Платон» обязан Ассоциации грузоперевозчиков
Что касается Татарстана, то, как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, в этом году поступления из федерального бюджета в основном будут в виде компенсации льгот по транспортному налогу. Однако республика готовится и к поступлениям от «Платона»: так, на финансирование претендует проект строительства нового мостового перехода в Мамадыш в районе населенного пункта Соколки. «Мы приступаем к проектированию. Это, наверное, один из тех проектов, который, если система заработает так, как мы предполагаем, может быть профинансирован как ГЧП. Такой проект мы готовим, прошли от обоснования инвестиций, готовы рассматривать разные модели. Проектирование займет год-полтора», — рассказал он.
При этом в Татарстане зарегистрировались 5134 перевозчика, общий парк которых — более 24 тыс. автомобилей. Это более 90% перевозчиков и, по словам гендиректора «РТ-Инвест Транспортные системы» Александра Советникова, один из самых высоких показателей по стране в целом. Как пояснил Сафин, этому способствует активная работа Ассоциации грузоперевозчиков Татарстана, куда входит подавляющее большинство транспортных компаний. При этом в Татарстане «Платон» за 45 месяцев собрал 287 млн рублей, то есть почти 1/20 часть от общероссийских сборов.
Пока работу системы «Платон» контролируют 100 мобильных передвижных комплексов (из них 2 — в Татарстане), однако в этом году, как пообещал замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов, по всей России появится более 170 стационарных «рамок», в том числе и в Татарстане. Всего по России их будет более 480, и строить их будет «РТ-Инвест Транспортные системы» за свой счет. «Предметом нашего совещания были также сроки, даты и возможности расширения контроля по рамкам в Республике Татарстан, в том числе возможности совмещения этих систем контроля с системой контроля за движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных схем, которые перевозят грузы со сверхгабаритной нагрузкой, то есть более 12 тонн», — рассказал Дитрих.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.