Новости раздела

«Татарстан – 1001 удовольствие»: «Даже бикини мы придумали в таком стиле»

Партнеры Канделаки за 2 млн рублей разработали бренд-бук туристического Татарстана

«Татарстан – 1001 удовольствие»: «Даже бикини мы придумали в таком стиле» Фото: Роман Хасаев

Татарстан будет привлекать туристов удовольствиями и татарским гостеприимством. Таков основной посыл концепции Visit Tatarstan, которая разработана по заказу республиканских властей. Она, как выяснило «Реальное время», обошлась бюджету более чем в 2 млн рублей и, по задумкам чиновников, за 15 лет увеличит турпоток в 5 раз. Пока же разработчики показали фирменный бренд, логотип и рассказали, как Татарстан сможет стать для туристов «мамой». Тем не менее концепция, работа над которой велась около года, отражает не фактическое положение вещей, а лишь «идеальное видение».

2 миллиона на татарстанские удовольствия

Необходимость разработки концепции руководитель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов объяснил тем, что многие регионы России похожи между собой и ни с чем не ассоциируются у туриста. Как и большинство стран мира, Татарстан разрабатывал концепцию на республиканском уровне с привлечением участников рынка, отметил он. Разработка концепции велась около года, и, как рассказал Иванов, отвечая на вопрос «Реального времени», это стоило бюджету республики около 2,2 млн рублей. В результате открытого конкурса для разработки была выбрана британская компания INSTID, которая, к слову сказать, была подрядчиком агентства «Апостол» Тины Канделаки и разрабатывала фирменный стиль «Наследие Татарстана», наделавший в свое время много шума в Казани. Однако, в отличие от «Наследия Татарстана», Visit Tatarstan разрабатывалась не для внутреннего рынка Татарстана, а сугубо для туристической отрасли. Как пояснили журналистам, чиновники специально выбирали компанию не из Татарстана, чтобы у нее было «свежее видение» республики.

«Сейчас на туристической карте мира объективно даже нет Татарстана. Многие путают нас с Казахстаном. С одной стороны, это нормальная ситуация, но мы должны ее победить. Никто не знает, зачем ехать в Татарстан без серьезных спортивных поводов, это наша главная проблема», — говорит Иванов.

«Сейчас на туристической карте мира объективно даже нет Татарстана», — говорит Иванов

Программа Visit Tatarstan в первую очередь должна будет сформировать единый визуальный и концептуальный стиль, с которым Татарстан будет ассоциироваться у туристов. Главный посыл, который она будет нести в мир, – «Татарстан – это 1001 удовольствие» («Tatarstan. Land of 1001 delights»). «Общее свойство татарстанцев проявляется в двух аспектах, я думаю, вы с этим не поспорите. Это напряжение, умение упорно работать, достигать лучшего — и расслабление, умение создать душевный комфорт себе и другим, ощущение, как говорят по-татарски, «рэхэтлэнеп». Эталоном аутентичного татарстанского опыта является гостеприимство в традиционных татарских семьях. Даже в русских семьях это перенимается. Гостеприимство по-татарстански – это направленный, осознанный труд для того, чтобы обеспечить полное удовольствие и насыщение гостей, сделать ему хорошо и приятно. Так Татарстан и должен принимать гостей и туристов. Соответственно, это выражается формулой «Татарстан – это 1001 удовольствие», — пояснила выбор генеральный директор АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина.

Кстати, именно центр станет оператором внедрения программы. Удовольствие выражается в знакомстве с татарстанским образом жизни, культурой, достопримечательностями, едой, развлечениями и пр. «Мы не доставляем удовольствие кому-то, мы доставляем удовольствие самим себе тем, что мы столько всего можем и столько всего сделали», — рассказывает глава центра. «Спокойствие, безопасность, Татарстан заботливый, как мама, есть все что душе угодно. Туриста ожидает мир, наполненный удовольствиями и открытиями», — продолжает она.

Эталоном аутентичного татарстанского опыта является гостеприимство в традиционных татарских семьях, отмечает Саргина

«Не надевать кокошник»

В рамках программы Visit Tatarstan будет вестись как внешнее продвижение Татарстана на мировых туристических рынках, так и внедрение единой стилистики внутри республики в работе туристической отрасли. «Хочу отметить, что данная концепция отражает не текущее положение дел Татарстана, а видение для развития отрасли, некую идею «на вырост», которую потом можно будет взять за основу развития», — признала Саргина.

В своей основе программа предполагает развитие «аутентичного образа жизни и продюсирования», пояснила Саргина. Это значит, что Visit Tatarstan будет поддерживать проекты, которые в разных формах будут воспроизводить эту аутентичность: развитие татарской кухни, создание одежды и аксессуаров на основе «традиционных пропорций, форм, узоров», ювелирные проекты, производство фильмов, музыки, литературы, медиаконвентов. «Аутентичный образ жизни – это веками отточенный, наиболее оптимальный способ жизни на собственной земле. Важно, чтобы местные люди воспроизводили этот образ естественно и искренне, чтобы они могли просто жить и делать то, что у них лучше всего получается и доставляет удовольствие, а не надевать кокошник и другие этнические элементы, когда они специально развлекают туристов», — говорит руководитель центра. По ее мнению, турист должен «влиться» в «особый татарстанский уклад жизни». Нетрудно догадаться, что за основу берется именно традиционный татарский быт и татарская культура.

Бикини и мужские носки по-татарстански

Второе направление – работа с туротраслью. «Развитие туристской отрасли критично важно для привлечения и освоения туристов в Татарстан», — говорит Саргина. Именно ее представители в большинстве своем и были приглашены на презентацию программы. Среди них были авиакомпании, турагентства, рестораторы и отельеры, производители сувениров и пр. Им власти предлагают объединиться под единым брендом Visit Tatarstan. Для этого разработаны специальные логотипы, шрифты, ключевые цвета, которые могут быть нанесены куда угодно: на одежду, чехлы на телефон, на чемодан, на посуду, на сувенирную продукцию. На слайдах презентации были представлены даже мужские носки со стилизованным татарским орнаментом.

В качестве логотипа предлагается стилизованная под татарский орнамент буква «Т», которая также по форме напоминает ворота – отсыл к традициям и гостеприимству татар. «Буква красная, потому что Татарстан лидер, главный среди регионов России. Есть и башня Сююмбике. Идея в том, что буква «Т» появляется, когда ворота открываются. Это говорит о том, что, когда ворота башни Сююмбике откроются, возвратится душа Сююмбике, возвратится чувство прекрасного в Татарстан. И это будет тогда, когда Татарстан так же откроется миру», — витиевато объяснила свой замысел директор INSTID, которая разработала фирменный стиль, Наташа Гранд. Кроме того, логотип представлен несколькими слоями, которые компании, использующие его, смогут комбинировать в зависимости от ситуации. Это слои «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «Славянский», несколько «Татарских», а также слои ХХ и ХХI век.

Для бренда Visit Tatarstan разработаны специальные логотипы, шрифты, ключевые цвета. Фото instid.org

Гранд призналась, что к ней уже много раз обращались с вопросами, где можно купить такой чехол, рюкзак или стилизованную сумку. «Даже бикини мы придумали в таком стиле», — улыбается она. Однако в ближайшее время ничего из этого купить не удастся. «В данный момент начат процесс регистрации товарного знака Visit Tatarstan, и ближе к 2017 году будет объявлен конкурс на право использования фирменного стиля и дизайна сувенирной продукции, одежды и на право официального оператора по реализации продукции», — рассказала Саргина. Как позже добавил Иванов, отвечая на вопрос «Реального времени», для кого-то использование фирменного стиля будет бесплатным, а в каких-то случаях предпринимателям придется за это заплатить. «Сейчас условия разрабатываются, наша задача, чтобы этот фирменный стиль использовался максимально широко. Сейчас мы прорабатываем конкретные виды», — ответил он, но пообещал, что татарстанские производители получат максимальные возможности для использования.

«Что-то понравилось сразу, что-то показалось нетатарстанским»

Туроператорам, авиакомпаниям, гостиницам, ресторанам, транспортным и сувенирным компаниям предложат получить аккредитацию Visit Tatarstan. Для этого они должны обладать «высоким качеством, сервисом и разделять ценности программы», говорит Саргина. Для них это будет бесплатно, однако нужно будет доказать свое соответствие и согласовать условия использования. «Здесь самое главное — не допускать самодеятельности», — добавил Иванов. Сейчас у программы уже есть один партнер – сеть татарской кулинарии «Тубетей», которая планирует выход на рынки России. В перспективе Visit Tatarstan намерен сотрудничать с такими татарстанскими компаниями, как «АК БАРС» Банк, «ЮВТ-аэро», КАМАЗ, «Татспиртпром» и др. Кроме того, идеологию Visit Tatarstan необходимо внедрять еще на уровне обучения специалистов туротрасли, отмечает руководитель центра.

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов признался, что после презентации ему и самому захотелось купить что-то с символикой Татарстана. «Мне очень нравится, что сегодня показали. Что-то понравилось сразу, что-то показалось нетатарстанским», — сказал он, но выразил уверенность в профессионализме разработчиков.

Президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата» Рамиль Мифтахов отметил, что его коллеги из других регионов, глядя на концепцию, отмечают, что «татары всегда впереди». «Вся визуализация, которая представлена, прекрасно ложится на информацию, что Татарстан – это 1001 удовольствие», — говорит он. Пользуясь случаем, Мифтахов напомнил владельцам отелей, что многие до сих пор не прошли классификацию на звездность, хотя публично заявляют об их наличии. «На самом деле мы, так как у нас информация публичная, со своих сайтов должны убрать звезды, если вы не пройдете классификацию», — попросил он.

Что касается экономического эффекта от программы, то Иванов не стал давать какие-либо конкретные прогнозы. Он лишь напомнил, что сейчас туристическая сфера составляет 1% от ВРП Татарстана, а к 2030 году стоит задача увеличить его в 5 раз, то есть довести до 5%. Именно с этой целью и создана концепция, отмечает руководитель госкомитета.

1/36
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Дина Валиуллина, фото Романа Хасаева
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 26 мар
    "Мужские" носки "по-татарстански" хороши!
    В таком же цветовой гамме и стиле надо сделать "мужские" бикини.
    И все "мужики" перестанут собираться в Лос-Анджелесе и перенесут свою столицу в Казань.

    "И это будет тогда, когда Татарстан так же откроется миру», — витиевато объяснила свой замысел директор INSTID, которая разработала фирменный стиль, Наташа Гранд".

    Деньги потекут рекой!

    Одна незадача - в Татарстане бывает холодно и "мужчинам" в носках и стрингах гениальной Наташи Гранд будет холодно ходить.
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    можно создать точно такие же носки и трусы, только с начесом)
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    Надо срочно патентовать!
    "Мужские" стринги с "начесом по-татарстански"!
    Гениальный маркетинговый ход!
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    В Татарстане номер 1 в этом направлении Кошкин Д.Ф. из КГАСУ. Был ли он на этом эпохальном событии и предлагали ли ему поработать. Где конкурсность? Гранды - мессии?
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Извините, а номер 1 чем то подтвержден? Или это просто Ваше субъективное мнение?
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    все у нас традиционно: традиционно хотели как лучше, а получилось не очень.Зачем все это надо было, если уже создавали фирменный стиль для татарстана? где его используют? Я вот ни разу не видел, может его дальше развивать стоит. Новая история с цветочками это не история про Татарстан!
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    Графическая камасутра
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    Молодцы, опять деньги на ветер выкинули. Следующий этап - это разработка бренда Апастово. Бездарно налят.
    Ответить
    Артем Артюков 28 мар
    А зачем Апастово, каждого районного центра, чтобы глава района мог в рамочке хранить, да гостям заезжим показывать, мол "бу называется БРЕНДБУК, умные люди, инде, говорят что туристов привлекает, особенно если в полнолуние вытащить в центр села!".
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    2 млн коту под хвост
    Ответить
    Артем Артюков 28 мар
    канделаки то на порядок больше заплатили за картинки, которые только у аэропорта куцо используются)
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    Вот освоили 2,5 млн. рублей. И что? А ведь все эти модные прибамбасы должны делать на свои деньги модельеры, продавать в бутиках. А они всучивают нашим чиновникам как туристический бренд. Ну не смешно, а грустно. То ли лохи, то ли ... Б
    Ответить
  • Артем Артюков 28 мар
    Мне, как человеку из сферы маркетинга не понятно, как бренд-бук привлекает туристов и почему вокруг этого происходит какая-то шумиха?
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Мне кажется дама на 18-ой фотографии что-то начала понимать....
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    скорее, не понимать, а просекать))
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров