«Эту «петлю Анаконды», которую Збигнев Бжезинский обещал России — нужно разодрать к черту!»
Камский форум-2016: дизельные электродвигатели, вызвавшие фурор у чиновников, глава «Татинвестнефтехим-холдинга» в роли ведущего «церемонии» и скандальные жалобы на КАМАЗ
В автограде состоялся 11-й по счету Камский инновационно-промышленный форум. Корреспондент «Реального времени», побывав на предварявшей пленарное заседание форума выставке, которую посетили министр промышленности РТ Альберт Каримов и мэр Наиль Магдеев с рядом федеральных чиновников из МЭР РФ и ТПП, узнал, почему МСБ жалуется на КАМАЗ, способен ли местный бизнес конкурировать с зарубежными производителями и помогает ли в этом импортозамещение. Кроме того, своими мнениями на этот счет с нами поделились глава «Татинвестнефтехим-холдинга» Рафинат Яруллин и глава минпрома РТ.
«Экспо-лабиринт» и Рафинат Яруллин в роли ведущего «на льду»
Провели форум в Ледовом дворце, выставочные павильоны лабиринтом петляли на месте, где обычно случаются хоккейные «ледовые побоища». Сначала уровень приглашенных гостей впечатлял: Олег Фомичев, Александр Шохин, Петр Фрадков. В результате, однако, самым представительным федералом оказался Павел Свистунов, замдиректора департамента соцразвития и инноваций МЭР РФ. От республиканского правительства в автоград прибыл министр промышленности Альберт Каримов, замминистра экономики РТ Наталья Таркаева и председатель ТПП РТ Шамиль Агеев (от федеральной ТПП прилетел председатель комитета по логистике Олег Дунаев). Кроме того, на форум прибыл и глава «Татинвестнефтехим-холдинга» Рафинат Яруллин.
Явление его, необъяснимое для стороннего лица, в действительности объясняется очень просто: Яруллин — председатель Камского кластера и не чужой человек для одной из его составляющих — Нижнекамского нефтехимического сектора. Прибыл он, к слову, первым, следом за мэром Наилем Магдеевыом. Постепенно подтягивались и остальные. Всего должно было прибыть порядка 5 тыс. человек — экспозиций было заявлено 120. Длина «змеиного лабиринта экспозиций» испугала не только нас. Как только роящиеся вокруг Магдеева, Каримова и Радмира Беляева (главы отдела поддержки предпринимательства мэрии) чиновники проникли внутрь дворца, стало ясно, что, если они будут внимательно знакомиться со всеми экспозициями, подробно расспрашивая о бизнес-планах и покупателях продукции, чиновники не управятся и в три часа. За дело взялся… Рафинат Яруллин («Сам решил — никого не спросясь!» — призналась нам одна из сотрудниц администрации города). Из Яруллина ведущий выставки получился хоть куда! Он то появлялся в одном месте, то исчезал, то материализовывался в самом дальнем конце экспо-лабиринта, так что к тому моменту, когда министр промышленности РТ с мэром подходили к очередному стенду — Рафинат Яруллин уже знал, что производит компания, кто у нее поставщики, есть ли экспортный потенциал, и потому задавал наводящие вопросы представителям компаний.
— Так мы не успеем к пленарке…, — шепнул Яруллин Беляеву, когда чиновники убили минут 15 на 15 же стендов.
— Сейчас ускорим процесс, — заговорщически кивнул Беляев, и, в самом деле, процесс знакомства чиновников с потенциалом автограда начал набирать обороты. Беляев с Яруллиным то и дело о чем-то шептались, выбирая из 120 экспозиций наиболее выгодные — повезло не всем.
— Надеюсь, не с каждой экспозицией вы их знакомить будете? — поинтересовался Яруллин у Беляева, кивнув на представителей ТПП РФ, МЭР РФ и министра промышленности РТ.
— Нет, конечно! Выборочно! — ответил ему Беляев, содрогнувшись от того, сколько времени бы это заняло.
Препараты против африканской чумы и разговоры чиновников о физике
У стенда НПЦ «Химтехно», который производит разные фармпрепараты, в т.ч. для сельхозпроизводства, гости задержались. Гендиректор компании Олег Угрюмов, жестикулируя, заявил, что компания производит препараты и против «африканской чумы свиньи — того бича, от которого сейчас вся страна страдает!». Плюс, сообщил он, есть препараты для дезинфекции систем водоснабжения:
— Экономическая эффективность: обработка нашим препаратом в 5 раз дешевле, нежели зарубежные аналоги. Работаем с «Камским беконом», с «Челны-Бройлером», сейчас выходим на Чебоксары, Нижний Новгород, Тверь, Кабардино-Балкарию.
— Должен быть замминистра сельского хозяйства РТ тут…, — намекнул на необходимость протекции Магдеев министру Каримову — ему со всех сторон закричали, что замминистра здесь (Тальгат Тагирзянов). Но состыковать Тагирзянова с Угрюмовым никто не догадался.
— Препарат эффективен еще при туберкулезе, — не выдержала сотрудница «Химтехно», заметно радуясь успеху рекламы у чиновников, и повторила фразу раз пять. Но чиновники переходили уже к стенду компании DAGAZ-BIO, занимающейся ленточными системами газолучистого отопления.
— Мы сами проектируем систему вентиляции, сами их монтируем, в т.ч. и газопроводы, — сообщил представитель компании чиновникам. — Это энергосберегающие системы отопления для промышленных зданий.
— А с Новосибирском работаете, нет, с Институтом катализа? — испытующе посмотрел прямо в глаза менеджеру DAGAZ всезнающий Яруллин.
— Не-е-ет, — вздохнул тот. — Не рабо-о-отаем…
— Как спрос? — спросил другой экзаменатор, министр промышленности Альберт Каримов.
— Конечно, нашу продукцию можно назвать не очень распространенной, инновационной, — виновато ответили представители DAGAZ, подразумевая, что со спросом — неважно.
— Плохо установка идет, — тут же подставил плечо компании Рафинат Яруллин. — В Новосибирске те же проблемы.
Осмелевший презентатор принялся расхваливать продукцию и в ответ спросившему у него Магдееву, в чем отличие от классических систем отопления, радостно заметил, все дело в физике: в компании нагревают «не воздух, а площадь, как солнышко»:
— В традиционных системах отопления под потолком промышленного здания может быть до 50 градусов! Подушка такая тепловая, а внизу очень холодно. Мы создаем хорошие климатические системы, чтобы потом предприятие могло сделать техническое перевооружение и поставить современное оборудование.
«Не мешай нам! Не ломай наш график»
Пока чиновники обсуждали проблемы физики, бочком-бочком к Беляеву с Яруллиным подошел представитель еще одной компании, стенд которого был неподалеку. Смекнувший, что от этого дуэта зависит, подведут «випов» к стенду или нет, он умоляюще попросил-таки подвести. Яруллин, строго взглянув на бизнесмена, понимающе покивал, но также умоляюще протянул: «Не мешай нам! Не ломай наш график». «Посмотрим», — обнадежил Беляев несчастного. Работы было еще непочатый край — лабиринт стендов только начался.
Представителей компании «Бимет», занимающейся разработкой гаражного специнструмента для ремонта грузовых авто (поставляет их в сервисные центры КАМАЗа в т.ч.), горячо убеждающих потенциального клиента или партнера в качественности собственных разработок, прервал Беляев, подведя чиновников к их стенду. В компании заверили, что при производстве инструментов для ремонта учитывают все изменения, происходящие на КАМАЗе: «На все, что импортное — у нас есть ответ», — уверенно заявили в «Бимете» на радость Альберту Каримову (лицо которого всякий раз светлело, когда бизнесмены заверяли министра, что их продукция не хуже импортных аналогов).
— А сам КАМАЗ-то укомплектован этими делами, нет? — задал вопрос Рафинат Яруллин.
— Нет, он не комплектуется, — с сожалением вдруг ответили представители компании.
— Почему?! — удивился глава «Татинвестнефтехим-холдинга».
— А КАМАЗ говорит, что идет удорожание автомобиля. Вы уж, мол, сами соблаговолите…
«Изобретено на КАМАЗе — а внедрено в Германии!»
О КАМАЗе вообще вспоминали довольно часто. Любопытный ажиотаж был вызван у стенда с проектом автогиганта «Каматейнер» — «система доставки, аналог европейских съемных грузов SWAP BODY». Как отмечается на сайте проекта, система способна «в 2-4 раза повысить производительность транспортных систем, в том числе за счет увеличения коммерческой скорости товарных партий грузов от отправителя до потребителя в 2-3 раза; снизить энергопотребление транспорта на 30%; повысить рентабельность перевозок в 2-3 раза.
Проект на бумаге существовал с 1970-х годов, затем им заинтересовался Сергей Когогин в 2012 году, но до сих пор об особых успехах этого проекта не слышно, по данным некоторых СМИ, сами участники рынка считают эту систему запоздавшей минимум на четверть века: рынок транспортных перевозок успел уже сформироваться. Удивительно здесь то, что о проекте, которому вот уже четвертый год, многие чиновники услышали впервые! В то же время КАМАЗ продолжает активно продвигать его, и, по словам камазовцев, уже построены автоцентры в Челнах, Казани, Чебоксарах и Нижнем Новгороде, дабы обслуживать эту систему.
— В Европе до 40% перевозок используют эту систему. Изобретено на КАМАЗе — а внедрено в Германии! — с сожалением заметили представители автогиганта министру Каримову.
Как КАМАЗ обвинили в том, что он «кинул» представителя МСБ на 15 млн рублей
Еще одно камазовское эхо оказалось бы для Сергея Когогина совершенно неприятным, кабы он присутствовал на форуме. Резонатором почти скандала стала компания «Олеокам», занимающаяся производством смазочно-охлаждающих технологических средств. Первым о проблемах компании узнал вездесущий Рафинат Яруллин, для начала поинтересовавшийся, что это за компания и чем занимается. Менеджер «Олеокама» сначала оттарабанил формальный ответ, а потом, изменившись в лице, расстроенным голосом сообщил главе «Татинвестнефтехим-холдинга», видимо, увидев в нем сильного лоббиста, что КАМАЗ «отказался брать их продукцию»:
— Ну, и хорошо! На одном КАМАЗе свет клином же не сошелся, — попытался, было, утешить его Яруллин, имея в виду явно необходимость диверсификации Камского кластера в том числе.
— Оно-то, может, и хорошо. Только вот КАМАЗ не хочет деньги отдавать — 15 миллионов рублей четвертый месяц ждем! — ответили Яруллину.
В этот момент на форум прибыл и глава ТПП РТ Шамиль Агеев, сам неоднократно высказывавшийся о нехорошем отношении крупного бизнеса к малому и среднему (как, к слову, и омбудсмен Тимур Нагуманов). Агеев поздоровался с Яруллиным и с остальными чиновниками подошел к стенду «Олеокама» уже «официально»:
— Производим охлаждающиеся жидкости. Работаем и за пределами Татарстана. Занимаемся… импортозамещением, — произнес кодовое и волшебное слово представитель «Олеокама», слышавший о том, что власти его ценят (лицо Альберта Каримова вновь просветлело), и перешел в атаку на автогигант. — Единственно, вот… последнее… КАМАЗ отказался с нами работать. 15 миллионов рублей должны. Уже больше 100 дней деньги нам не отдают! Не отвечают на вопросы, на связь не выходят. Может быть, поможете как-то? Неприятно, конечно, говорить…
Лицо министра погрустнело. И он тут же пообещал узнать, почему КАМАЗ вдруг порвал отношения с «Олеокамом». Шамиль Агеев, выслушав жалобы МСБ, нахмурился.
Настоящим «хитом» выставки стало выступление гендиректора ООО «КАМА-Энергетика», компании, занимающейся производством дизельных электростанций, Тимура Гарифуллина. Кинувшись всем жать руку со словами «Здрасьте!», молодой человек в 2-3 минуты очаровал всех чиновников, начиная с Павла Свистунова из МЭР РФ и заканчивая Шамилем Агеевым и Рафинатом Яруллиным.
— Челнинская компания! Нам — 2 года. Начали первыми в РТ производить автономные источники электроснабжения. Вот перед вами электростанция дизельная на базе двигателя КАМАЗ, — показал Гарифуллин на бело-зеленый агрегат. — Также делаем газовые генераторы. На сегодняшний день имеем контракты с «Сургутнефтегазом», «Татнефтью», «Роснефтью». Они обратили на нас внимание в результате девальвации рубля. Следующий большой этап — это газовые электростанции…
— На сжиженном газе, — поправил его Рафинат Яруллин.
— Ну, да, на сжиженном, на компремированном газе, — поправился Гарифуллин.
— Нет, на сжиженном газе! — стоял на своем Яруллин.
— Сколько штук уже сделано, и сколько собираешься еще сделать? — прищурил глаза Агеев.
— Знаете, сделали в 2015 300 штук, в общей сложности полтысячи с момента основания. В 2016 планируем больше 300 точно. Мы стоим на пути распределенной электроэнергии. С флагом идем впереди! — торжественно заявил Тимур Гарифуллин.
После того, как основная часть чиновников пошла по экспо-лабиринту дальше, у стенда «КАМА-Энергетики» остался Агеев, спросивший об экспорте. Гарифуллин признался, что буквально на этой неделе начал думать, «как выйти на экспорт» (т.е. пока с экспортом — никак). Дабы помочь челнинскому «птенцу», Агеев на весь Ледовый дворец стал кричать «Дунаев!» (отвечающий в т.ч. и за экспорт в ТПП РФ). Вместо Дунаева подошел Павел Свистунов, посоветовавший молодым челнинцам участвовать в федеральной программе экспортного развития. На его вопрос, почему они открылись именно в автограде (конкретно — в КИП «Мастер»), Гарифуллин заметил, что на всю РФ есть только два подходящих для них завода: Ярославский машиностроительный («который отстает») и Завод двигателей КАМАЗа. Глава челнинской компании признался федеральному чиновнику, что для продвижения такой продукции на Запад (к ним вроде бы уже обратились немцы на фоне опять же девальвации рубля) необходима только «информационная осведомленность людей». Свистунов с ним согласился, что на фоне одинакового качества зарубежной и российской продукции поможет именно информационное продвижение. Пользуясь такой поддержкой, глава «КАМА-Энергетика» пожаловался на ФЗ №44 о контрактной системе в сфере закупок, что, мол, не прописана в законе желательность выбора именно отечественной, «а не китайской продукции». Свистунов на такое желание протекционизма ничего не ответил.
У «Штурман Кредо+» (проектирование и производство спецтехники на базе шасси КАМАЗ, «Мерседес», «Мицубиси», «Вольво» и т.д.) явно были хорошие пиарщики: чиновников встретили две девушки-«пионерки» в красных галстуках. Гендиректор компании Андрей Колесников объяснил, что сегодня они «пытаются влезть в производство тракторов — по модному слову импортозамещения».
У стенда «Каматек» (занимается производством изделий из стеклонаполненного композиционного материала) чиновники вновь задержались — прошло тем временем уже полтора часа с начала осмотра выставки. В компании гордо заявили вип-гостям, что «строили завод турки, а теперь он полностью российский!». По словам представителей компании, преимущество материала в том, что он дешевый, но прочный («в 3-4 раза прочнее стали!»).
— Если объемы большие, 10 тыс. в год — будет дешево, дешевле, чем производство легированной стали. В условиях кризиса мы приступили к производству новой продукции: это люльки, скамейки, сиденья для стадионов, — показал представитель компании. — Причем не такие, как здесь (в Ледовом дворце, — прим.ред.), а гораздо прочнее. Можете его потрогать!
Наиль Магдеев тут же схватил одно из стадионных белых прочных кресел и с силой постучал по нему, предложив проверить заявления компании и попытаться сломать его. В «Каматеке» великодушно согласились, с напряжением глядя на силу руки мэра. Министр промышленности Альберт Каримов все же мэра остановил: «Нехорошо получится!».
— Попробуйте-попробуйте, — подначивали в «Каматек».
— Нет, перед журналистами-то… Скажут, Магдеев везде что-нибудь ломает! Пресса-то рядом! Они не поймут! — весело заметил мэр, глядя на корреспондента «Реального времени», и, вздохнув, положил сиденье обратно.
Когда, наконец, чиновники дошли до конца экспо-лабиринта, мы, выслушав неоднократные волшебные слова «экспорт» и «импортозамещение», не могли не поинтересоваться у уже подуставшего Альберта Каримова о проблемах экспорта МСБ:
— Альберт Анварович, чего не хватает нашим компаниям для выхода на экспорт? Системного подхода? Может быть, как-то РТ готова помогать МСБ выходить на зарубежные рынки?
— На самом деле, работа с экспортом — дорога с двустороннем движением. Здесь должна быть определенная зрелость бизнеса, который был бы готов к выходу на внешние рынки. Это не сделаешь в одночасье. Потому что нас же никто не ждет! Нужно бороться за место под солнцем, — ответил он нам. — Какая-то компания для экспорта созревает раньше, какая-то позже. Нужно каждый день работать над собственной конкурентоспособностью. С другой стороны, решающую роль играет государство с мерами поддержки, позволившими бы компании легче выходить на экспортные рынки. Есть федеральные структуры, которые занимаются поддержкой экспортных операций по принципу «одного окна». Мы тоже разрабатываем ряд мер, чтобы оказать поддержку компаниям РТ. И надеемся за счет них значительно расширить экспорт продукции республиканского производителя, — пообещал корреспонденту «Реального времени» министр промышленности РТ.
— А импортозамещение, по-вашему, эффективный инструмент? Вы не согласны с тем, что выбор между немецкой и российской деталью стоит делать на основе качества, а не страны-производителя? — спросили мы Каримова.
— Думаю, импортозамещение — все-таки эффективная мера, которая позволяет — возвращаясь к предыдущему вопросу — также ориентировать компанию на экспорт в конечном итоге. Потому что, если ты производишь здесь конкурентоспособную продукцию достойного качества и способен замещать импортные аналоги, это значит, что следующий шаг для тебя — выходить на внешние рынки и расширять объем сбыта, — объяснил министр нам свою позицию.
Впечатленный также знанием Рафината Яруллина местных производителей и вообще Камского инновационного территориально-производственного кластера корреспондент «Реального времени» поинтересовался и его мнением о ситуации с производителями в кластере, неожиданно получив в ответ целый гимн-программу.
— Рафинат Саматович, вы сегодня показали, что знаете местных производителей не хуже, чем Наиль Магдеев. Можно сказать, оказались ведущим мероприятия! С вашей точки зрения, чего не хватает в поддержке бизнеса?
— Почему мы говорим, что Попов был гениальный ученый, и говорим, что радио изобрел Маркони? Потому что Попов был интеллигентный, он не умел коммерциализировать свои идеи. Вот здесь (на форуме, — прим.ред.) тоже люди, не умеющие коммерциализировать свои идеи! И надо их распространять, про них говорить! О многих фирмах я просто не знал! «КАМА-Энергетика» я вижу в первый раз. Прекрасные молодые ребята сделали такой двигатель на базе КАМАЗа! Распространять надо! Они сделали 300 шт., а надо 2 тыс., 3 тыс., 10 тысяч! Чтобы они были на уровне КАМАЗа, ну, или, может быть, 60-70% от камазовского объема производства выпускали! — эмоционально заявил Яруллин.
— У нас очень много хороших изобретателей! А коммерциализировать в России мы не умеем. Таких примеров много. В сталинское время мы чьи электровозы покупали? Не Черепанова, у которых мощность была в 2-3 раза выше! Мы покупали электровозы в Великобритании и Германии производства Siemens. Сикорский сделал один из лучших самолетов, а коммерциализировать его не смогли. (На самом деле, Черепанов изобрел паровоз в 1833 году, и успеха он не имел из-за скепсиса российских заводчиков; первые электровозы сделали как раз фон Сименс и американец Дафт в 1870-80-е годы; первые же электровозы в СССР были закуплены у «Дженерал Электрик», а первый советский электровоз появился в 1932 году — но в сталинские времена их все равно не хватало; Сикорский же в 1918 году эмигрировал в США, — прим.ред.). Задача власти, общества, СМИ — наши разработки продвигать. Особенно сейчас, в условиях, когда умные люди поздравляют нас с санкциями! И вот эту «петлю Анаконды», которую Збигнев Бжезинский обещал России — нужно ее разодрать к черту! — резко резюмировал глава «Татнефтехиминвест-холдинга».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.