Новости раздела

Зилант: виверна, василиск или дракон?

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 23-я

Зилант: виверна, василиск или дракон?
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Зилант в Казани «нападает» на туриста сразу же, шансы избежать встречи с ним у гостя нулевые. Он и на гербе Казани, и на ее карте, на фонтане в парке Тысячелетия, и на станции метро, и под кремлем в виде скульптуры, и на вывесках. В общем, везде. Но что же он такое? Сегодня принято называть его драконом. В исторических документах писали «змей», «змий» и даже «василиск». А если смотреть классическую змеиную классификацию, то Зилант с его двумя куриными смешными лапами — вообще виверна. Разбираемся, откуда взялся один из главных геральдических брендов Татарстана и что с ним происходит сегодня.

Откуда змей на татарских землях?

Многие историки считают, что Зилант — это такое объединенное тюрко-китайское наследство, осколок кочевого прошлого татар. Полиморфное существо, похожее на змея, еще в XVIII веке можно было заметить в искусстве древних тюрков Волги и Урала. Находили подобные изображения и на раскопках в Биляре (поэтому многие истории считают змея Зилана символом Биляра), и в Булгаре времен Золотой Орды. Фантастические змеи, похожие на драконов, были высечены на медных и серебряных бляхах, найденных на раскопках культуры раннего средневекового Поволжья. Некоторые историки считают, что образ змея на наших землях может иметь вообще зороастрийские корни — кто поручится за то, что его принесли сюда не иранские племена, которые мигрировали здесь три тысячи лет назад? А может быть, монгольские завоеватели привели за собой китайского дракона и это он смотрит на нас с потолка на станции метро «Кремлевская»? Уж больно похож!

Факт остается фактом: змей Зилант сегодня стал одним из главных мифологических существ, символизирующих татарскую культуру и даже государственное устройство (недаром он, как и полтысячи лет назад, красуется на гербе Казани).

Само по себе имя Зилант — не что иное как видоизмененное татарское слово «елан», родственное многочисленным тюркским братьям: «джылан», «йылан». На русский оно переводится как «змея». Звук «Т», скорее всего, присовокупился после появления легенды о холме, на котором жил великий змей — «холм, гора» переводится на татарский язык как «тау». «Холм, где живет змея» — «елан тау», «т» от «тау» так и осталось в русской транскрипции присоединенным к змею.

Легенды о Зиланте

Доподлинно неизвестно, откуда взялась легенда о змее Зиланте. Но ее приводит неизвестный автор «Истории о Казанском царстве», списки с трудов которого, якобы написанных сразу же по взятии Казани, распространялись на Руси с XVIII века. Многих казанских ханов и ханш автор называет «змиями» — в его толковании змей существо хитрое, злобное и однозначно вредное. Собственно, как и правители Казани до момента взятия города русским царем. Змей вообще в этом произведении символизирует татарскую государственность. Казань в этом труде изображается как змеиное царство магометан, «злая ветвь» от Золотой Орды. Кстати, в русской летописной традиции змееборческий мотив в принципе популярен, и он трактуется как борьба со злом.

Но главная легенда о Зиланте, приведенная в «Казанской истории», все-таки связана с настоящим змеем, а не с метафорическим. Как гласят сказания, земля на кремлевском холме до основания Казани была непригодная к поселению. Там было огромное гнездо змей, которые источали яд и непрестанно свистели, чем капитально мешали людям. Предводительствовал над всем этим токсичным оркестром огромный двухголовый змей (елан — джилан — Зилант). Надо сказать, что две головы были ему нужны вовсе не для красоты, а несли очень даже утилитарную функцию. Одна была змеиная, и с ее помощью чудовище пожирало, так сказать, животный белок — домашнюю скотину и людей (чем изрядно досаждало и скотине, и людям, жившим окрест). Вторая, бычья голова была более миролюбивая — в нее змей употреблял, так сказать, гарнир, щипая травку. Основатель Казани (по мнению автора «Казанской истории», звали его царь Саин) расчистил эту землю при помощи волхва и уничтожил всех змей, включая и их предводителя — огромного двухголового змея.

Легенда эта впоследствии эволюционировала и варьировалась. В одной из версий пойти расчищать холм царю велели девушки, которые устали подниматься на холм за водой. Они-де пришли к правителю и попросили у него построить все-таки город не под холмом, а на нем. А змей посоветовали выкурить — поджечь солому вокруг холма, они и погибнут в пламени. Царь так и сделал — змей изгнал, но вот главный враг — Зилант — смог улететь и поселился далеко за городом (сейчас это место мы знаем как Зилантову гору, где после взятия Казани царь Иван Грозный основал мужской монастырь — сейчас он женский, и зовем мы его тоже Зилантовым).

Оттуда противное животное еще долго вредило людям, устраивая разбойничьи налеты. В итоге казанцы обозлились и отправили на него специально обученного батыра, который с чудовищем в итоге и расправился. Правда, еще одно ответвление легенды сообщает, что перед смертью Зилант успел рассечь своего победителя на целых шесть частей. А есть и менее кровожадная версия — изгнанный с кремлевского холма змей задумался о вечном, о душе, стал добрым и полезным. Он помогал людям своей мудростью и чуть ли не катал на себе детишек в погожие дни.

Есть и еще одна развязка истории: ни на какую Зилантову гору змей не улетал. Когда его прогнали с кремлевского холма, он взлетел в небо и бросился в озеро Кабан. Там до сих пор и сидит. Обижается.

Кстати, интересный факт: малая доля истины в легенде действительно есть. На казанских землях змеи действительно водились в огромных количествах. Историк и протоиерей Платон Заринский в середине XIX века писал, что долина Казани затоплялась разливами Волги и Казанки и почва состояла из илистого наноса. После весеннего разлива и осенью местность представляла сплошное болото, изобиловавшее ужами, а по весне на сухие высокие холмы сползались проснувшиеся гадюки, мечтавшие погреться на солнышке.

Геральдические приключения татарского змея

Изображение змея с крыльями использовали в геральдических целях еще казанские ханы. Так что Зилант на гербе Казани — один из немногих культурных артефактов, доставшихся нам еще от «доивановских» времен.

После покорения Казани в 1552 году изображение крылатого змея было включено в печать Ивана Грозного. Долгое время геральдисты определялись, кто же такой Зилант. Змей-то он змей. А вот какой?

В 1666 году в Указе царя Алексея Михайловича «печать казанскую» определяли так: «на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот». Василиск в геральдике — это своеобразный драконоподобный петух, а вот в мифологии — змей без крыльев, от взгляда которого живые существа каменеют. На драконоподобного петуха Зилант, конечно, очень похож: по крайней мере, лапы у него совершенно куриные. На мифологического василиска — не похож. Есть мнение, что у царя просто были очень начитанные дьяки, которым очень хотелось перенести в русскую геральдику что-нибудь из европейской традиции. Потому и обозвали змея василиском.

На печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя Воротынского 1596 года Зилант — это стопроцентный дракон. А вот на гербовом знамени царя Алексея Михайловича — четвероногое млекопитающее в виде собаки с драконьим хвостом. В 1730 году Высочайшим указом наконец был утвержден герб Казани: «змей черный под короною златою казанскою, крылья красные, поле белое». В 1785 году этот герб подтвердила и Екатерина.

В 1850 годах, когда в России проводили реформу государственной и местной геральдики, татарскому дракону на гербе Казани решили добавить лоску: цветом выделили не только крылья, но и кончик хвоста, и лапы. Из пасти теперь вырывалось красное пламя, а морда почему-то теперь была увенчана клювом. Но у гербовых драконов никогда не было клюва — зато был у василисков. Так что геральдисты опять запутались. И в источниках того времени половина специалистов называла Зиланта драконом, а половина — василиском.

В 1899 году Зилант описывался так: «В серебряном щите черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый».

При этом любой знаток средневековых бестиариев скажет: перед нами никакой не дракон и не василиск. Это виверна — существо, очень похожее на дракона, но на двух лапах. Передние лапы превратились в крылья.

Впрочем, каким бы он ни был, наш Зилант — существо симпатичное, хоть и грозное. Некоторые историки были против того, чтобы помещать его на герб Казани в новое время. И аргументировали это нежелание тем, что после разгрома Казанского ханства змей был символом отрицательным, врагом. Но потом вспомнили татарские сказки: в них есть не только злой змей-дракон Аждаха, но и белый змей Шахмара, который всегда помогает главному герою.

В результате сегодня на гербе Казани красуется дракон, символизирующий «мощь, величие, мудрость, бессмертие и вечное возрождение». Вообще, герб столицы Татарстана — средоточие всех земных благ и достоинств. Взять хотя бы раскладку по цветам:

«В серебряном поле на зеленой земле — черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной», где земля символизирует хранительницу жизни и богатств, зеленый цвет — зелень весны, возрождение; золото — богатство; серебряный — благородство, чистоту; червленый — храбрость, мужество, неустрашимость, зрелость; черный — благоразумие, мудрость, честность.

Зилант сегодня

Образ татарского дракона эксплуатируется сегодня самым нещадным образом. И было бы странно, если бы это было не так, ведь дракон — мощный и сильный символ (который, впрочем, может выглядеть и потешно, и даже гротескно — вспомнить хотя бы дракончика-маскота футбольного «Рубина», который ничего, кроме улыбки, вызвать не может).

Пальцев двух рук не хватит, чтобы пересчитать все магазины, клубы и гостиницы под названием «Зилант» в Татарстане. Спортивные центры «Зилант». Полтора десятка организаций используют Зиланта в своем названии. Единично встречаются даже случаи, когда новорожденных мальчиков называют Зилантами.

Зилантами многие называют и драконов работы Даши Намдакова у центра семьи «Казан», но внешний облик у них совсем неподходящий. Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Скульптурные изображения Зиланта маркируют значимые пространства — въезд в город со стороны аэропорта, ограда и фонтан парка 1000-летия Казани. Зилантами многие называют и драконов работы Даши Намдакова у центра семьи «Казан», но внешний облик у них совсем неподходящий. Не называть же всех драконов в Казани одним именем, в конце-то концов!

У входа на станцию метро Кремлевская стоит самая, пожалуй, знаменитая статуя Зиланта в Казани, которая есть на всех туристических фотографиях. Внутри самой станции — большущая мозаика с Зилантом (правда, там он носит подозрительно китайские черты), да где же еще ей быть-то, как не на месте «исторического обитания» великого змея? Казанский метрополитен на этом не оставляет дракона в покое — и станция метро на перекрестке улиц Фучика, Ломжинской и Ноксинского спуска получит название «Зилант».

У входа на станцию метро Кремлевская стоит самая, пожалуй, знаменитая статуя Зиланта в Казани. Фото: Людмила Губаева/realnoevremya.ru

Словом, в лице змея Татарстан и особенно Казань получила яркий и интересный, сказочный, захватывающий символ. Он будоражил умы вот уже полтысячелетия — и продолжает привлекать внимание сегодня. А для нас он — экзотичный, грозный, но одновременно и домашний, и даже в какой-то степени родной.

Людмила Губаева
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 18 сен
    а гербе Москвы зилант (елан тау) проколот копьем Георгия Победоносца Это символ победы - взятие Казани? Или освобождение от дракона орды? На гербе Казани зилапт под колпаком - шапкой Мономаха - символа царской державы (Москвы), то есть Нпокорности? Эту крылатую змею хотят зарыть в метро, но Москва даст ли федеральные деньги? Или зиланта оставить в покое на горе за крепостными стенами Зилантового монастыря?
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Язык (особенно письменный) отражает мыслительный процесс и уровень развития интеллекта - вышевыставленный комментарий яркий тому пример.

    На гербе Москвы изображён дракон - символ сатаны, которому уже много тысяч лет.
    Есть древнехристианская легенда про победу над сатаной.
    При чем здесь герб Казанского царства 16 века и более молодой герб Казани?
    Поток мысли про метро и "крылатую змею" просто завораживает своей современной "сказочностью".
    Хорошая иллюстрация развития современной исторической науки в Казани - ведь именно развитие науки определяет "массовое сознание" среднестатистического человека.
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    Если Зилант в легендах герой отрицательный, почему он красуется на гербе
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Задавая вопрос, в конце предложения надо ставить вопросительный знак"?".
    Но Вы на правильном пути - Наука начинается с вопроса, когда учёному что-то непонятно.
    Человек, которому все понятно и который "все знает", не учёный, а начетчик или мошенник.
    Ответьте на простой вопрос: "В каком году была поставлена первая официальная печать, где был изображён Зилант?".
    "И как называлась эта "организация, которой принадлежала эта печать?".
    Ну и совсем простенький вопрос: "Была ли у Казанского ханства официальная печать государства?".

    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Значит кому-то это было нужно
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    Все эти картинки со змеем с куриными лапами рисовались при русских царях.Татары тихо сидели за Булаком и в эти художества не вмешивались.Поэтому не надо называть змея татарским символом!
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Полная безграмотность, невежественность и безапелляционность - "все знаю".
    Может и крылатый барс не "татарский символ"?
    Да не "татарский", а тюркский, булгарский, как и волк.
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    «Знаменитые «бренды» Татарстана» РВ 18.9.22

    В декабре 2014 года дизайнеры презентовали бренд РТ Республики Татарстан – На красном скакуне красного воина с натянутым луком и стрелой, направленным, скажем, на Восток.
    Спрашивается, куда же стремительно направился всадник - современный «инновационный» бренд? Может быть, на соседние земли, где «Сила Сибири», где восходит Солнце, между Чукоткой и Аляской, а не в Японии? Может быть хочет вернуть Аляску?
    Конечно, иногородним дизайнерам подсказали, что местным национальным патриотам не хватает символического медного коня с боевым всадником. В Ульяновске, Уфе, Самаре, Оренбурге, Чебоксарах, Сарапуле, Резани, Екатеринбурге…, есть всадник, а вот, в Казани – нет. Ранние, учитывая эту потребность, как бы, во исполнение правительственного заказа, на конкурс памятника защитникам Казани был представлен и воин на коне! Защитник крепости - на коне – абсурд какой-то.
    Литые лошади в Казани есть, но, они «труженики» - замечательные творения на Ярмарочной площади, на улице Горького. С конем нет проблемы, а как выдумать памятного всадника? Но, есть и кони-уроды, например, на пешеходной улице Баумана: «Конь в пальто» (стальной чекист); «Конь-страна» (смысл: «каков конь – такова страна»?)
    Художник К. С. Петров-Водкин в 1912 году выставил картину «Купание красного коня», можно сказать, с голым незащищенным юным подростком на коне. В 1914 году картина была выставлена в Швеции, где художник получил главный приз. Эта картина по оценке времени – кровавая роковая судьба России – наследие на ХХ век.
    С. Есенин в 1922 году отметил:
    Я теперь скупее стал в желаниях,
    Жизнь моя! Иль приснилась мне!
    Словно я весенней гулкой ранью
    Прискакал на розовом коне.
    Тучные годы приватизации прошли, скупее стало жить в желаниях при коронавирусе и санкциях. Какое же наследие принесет плоский в трещинах бренд – красный конь с силуэтом боевого кочевника, - опять войну, цветную революцию, пожары и кровь…, сколько бед принесет бренд? Вот сгорел «Адмирал». На окраинах страны стреляют.
    В газете «Вечерняя Казань» от 15.01.2015 под заголовком «В Казань завезли золотые айфоны с символикой Татарстана» сообщается о продаже ювелирных средств связи по 177 тысяч рублей с запечатлением символов и достопримечательностей республики: герб, мечеть Кул Шариф, башня Сююмбике, а также казанский мост «Миллениум».
    С одной стороны, это сообщение говорит о том, что в Татарстане стали лучше жить по сравнению жизни на красном коне – красном трамвае советских времен. Можно сказать, многие пересели на автомобили в сотню лошадиных сил. В интернете есть юноша с картины Петрова-Водкина, такой же голый и не защищенный, но, в красном автомобиле.
    С другой стороны, люди стали жить хуже, так как в СССР все жили, как бы, в равенстве – справедливости. Не было богатых и зависти. Сегодня они живут в сто раз беднее по сравнению с покупателями золотых айфонов с символикой. Лучше ли жить, как бы, в справедливости, или в реальном неравенстве и зависти? Надо ли говорить, как есть?
    Куда же едет Россия, куда направил красный всадник стрелу – угрозу? Где и кто враг? Медный всадник в Питере вздыбленный, к рывку. В какую сторону?
    Газета подтвердила – «Миллениум» - казанский уникальный мост с символическим «М» - символ 1000-летней Казани, скажем, как и Казанский университет, о котором Е. Евтушенко в 1970 году написал поэму.
    В первой части поэмы под заголовком - «Мост» - он отметил:
    «Казань, Казань, татарская столица,
    как накрепко Россия настоится
    предположить ты даже не могла,
    под крышкою бурлящего котла.
    …Куда ты едешь все-таки, Россия?
    Не знаю я, но знаю я, что по мне.
    Я мост. По мне…»
    А нужен ли мост? На коне проще и вброд, и вплавь. А как на автомобиле?
    Мост олицетворяет сообщение между Небом и Землей, объединение человека и божества. Это образ связи между разными точками сакрального пространства.
    Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен. Именно для этого нужен искомый идейный бренд Татарстану, да и Казани? А какова идея картинки – красно-малинового дизайна?
    Символ моста проявляется в пословицах и цитатах:
    - «Не проходи через мост, пока не подойдешь к нему» (пословица английская);
    - «Не сжигай за собой мосты». (- английская);
    - «Какой мост построишь, по такому и пройдешь». (- драгинская);
    «Идущий впереди – мост, для идущих позади», (- грузинская);
    - «Люди так одиноки, потому что они строят стены, а не мосты». (Д. Ф. Ньютон);
    - «Жизнь – это мост без перил» (М. Ю. Пугачев и его - ниже):
    - «Строить мост – знакомиться».
    - «Строить мост – брать на себя ответственность».
    - «Если в жизни появилась река бед – стань мостом решений».
    В стране известных бед нужны решения и по мостам. В газете «Вечерняя Казань» от 25.03.98г. под заголовком: «Казанка не Ла-Манш» отмечалось состояние казанских мостов и необходимость 3 - 4-х метромостов через Казанку. Но газета не оказалась «коллективным организатором» мостостроения. Либо ответственного коллектива не было, либо цитата вождя о роли газеты сомнительна. Два моста построили, но не метромосты. Нужен ли пятый мост через Казанку на продолжении улицы Воровского?
    Через Волгу спешно строиться мост для скоростного автопотока,бдущего обходного автокольца М-7 и М-12 Нужна ли кратчайшая дорога между мостами, точнее, радиусы к мостам от центра Казани или части Малого, Большого и Великого автокольца (спутника кольцевой электрички) без заторов по левобережью, конкретно проекта, до начала проектирования кварталов – «подхода к Волге? Или «как всегда» выборочно строить препятствия, не учитывая первичности - строительство дорог? Дом, поселок, город начинается с тропы, дороги, хотя бы для подвоза материалов.
    «М» - это цифра - 1000, именно по официальному признанию столько лет Казани, можно сказать, этапа цивилизации на земле Татарстана. Разве это не наследие для цифрового будущего? «М» - цифра - «буква и дух» Казани?
    «М» - это буква, с которой начинаются слова, выражающие главные потребности человека: Мама, Мир, Мудрость, Мастерство, Мужество, Милость… В древнеславянском буква «М» - «мыслете» - думайте (и в Думе).
    Стоит ли добавить на букву «М» слова: Миллят (нация - государство), Магомет, Мусульманин…? В правительственной сфере РТ: Минтимер…, Минниханов, Мухаметшин, добавим, Метшин…?
    Бренд Казани – «М» - это символ, в который симметрично вписываются буквы «А» и «Л» с возможностью вписать слова: «КАZАN»; «ТАТАR-SТАN»; «КАМАZ»…
    Для наглядности пропаганды и агитации символа «М» - цифры и буквы имеется гигантская натура и уникальный мост наискосок реки Казанка. Кстати, надо отметить, на этом мосту «М» не имеет подсветки, окраски люминесцентной или флуоресцентной, светящийся в темноте.
    На мосту Миллениум «М» отличается от иных брендовых «М» - метро, Макдональдс…
    В газете «Вечерняя Казань» от 29.03.2016 под заголовком: «От «Красного лучника» - к «1001 удовольствию» о презентации другого бренда – «Красный квадрат» (известный от Малевича), на котором буква «Т» образует приоткрытые створы ворот, якобы Башни Сююмбике (с вечно закрытыми воротами для горожан и туристов). Это, яко бы, символика – «Визит в Татарстан» - обещание с ласкающими ухо словами: «изобилие», «безопасность», «внимание».
    В условиях санкций и падений вспоминается такой анекдот времен объявления коммунизма к 1980 году: По радио повторяют «изобилие» и «изобилие» и внучка спрашивает бабушку: «Что такое – «изобилие»? Конечно, бабушка не знает - не видела изобилия, но отвечает: «Ничего, гражданскую войну – пережили, блокаду – пережили и изобилие переживем». Как пережить бабусе и внучке, когда по телеку - «санкции» на «санкции»?
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Вы же сами и ответили на вопрос анекдотом словами мудрой бабушки: "Ничего, гражданскую войну - пережили, блокаду пережили, изобилие - пережили и санкции переживём".
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    Кашира в свое время была татарским городом. Его передали как улус еа кормление какому то видному татарскому царевичу, и тот там жил с своей огромной свитой, с татарским гарнизоном, и со своими многочисленными приближенными. В Кашире когда то невозможно было услышать русскую речь.
    Оттуда и татарский герб Каширы.
    Погуглите герб Коширы. Там - Зилант.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров