Новости раздела

Почему энергоэффективность по-казански не годится для малых городов?

Татарстанские власти замахнулись на полмиллиарда на развитие энергосберегающих технологий для «Аммония» и «Алабуги»

Татарстан продолжает существовать в условиях дефицита энергии, несмотря на модернизацию мощностей и программу энергоэффективности, в этом году он составил более 7 млрд кВТч. Для его покрытия в республике продолжается модернизация оборудования, которое давно «физически и морально устарело». Республика борется с дефицитом путем снижения потребления энергии населением, однако признает, что денег у муниципалитетов на это нет. Депутаты Госдумы обещают подключить к этому федеральные средства. Подробно — в репортаже «Реального времени».

Население своими средствами будет ремонтировать дома до 2043 года

Одно из направлений снижения энергодефицита — программы ресурсосбережения. Они подразумевают снижение потребления энергии как предприятиями, так и частными лицами в многоквартирных домах. Всего в 2015 году на энергоресурсосбережение в рамках капитального ремонта Татарстан потратил более 3,6 млрд рублей, большая часть которых пошла на ремонт и утепление фасадов домов и ремонт крыши.

Как доложил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов, сейчас основная цель в рамках этой программы — завершить установку узлов погодного регулирования, которыми сейчас обеспечены лишь 40% домов, а индивидуальными приборами учета оснащены сейчас 80% домов. Экономию Фролов представил на примере Набережных Челнов — города со 100% переводом на автоматизированный учет и с наличием индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). «Раньше там была открытая система водоснабжения, вода бралась из ИТП. А при переходе на автоматизированное погодное регулирование экономия 17%. Направление сбережения тепловой энергии — самое эффективное направление для экономии средств граждан», — рассказал он.

С 2008 по 2015 год Татарстан потратил на энергосберегающие мероприятия в целом 43 млрд рублей, в основном это средства собственников, а также муниципальных образований и фонда ЖКХ. Всего ремонт охватил более 12,8 тыс. домов, а в этом году программа продолжится, по плану будет отремонтировано более 800 домов, а все многоквартирные дома Татарстана будут отремонтированы через 30 лет, к 2043 году, предупредил Фролов. Однако, по его словам, эта программа сформирована исходя только из средств собственников, а если правительство будет на 1 рубль средств собственников выделять 1,20 рубля из бюджета, программа будет идти ускоренными темпами. Ранее сообщалось, что среднесрочная потребность на реорганизацию и строительство в коммунальной отрасли составляет порядка 100 млрд рублей.

«Основное энергосбережение заложено в источниках тепловой энергии. Но для этого нам надо принять решение, сколько из бюджетной сферы мы можем заложить на эти мероприятия», — признал Фролов.

Казань экономит миллиарды за счет энергосбережения, но остается в аутсайдерах по энергоэффективности

Ситуация в Казани выгодно отличается от ситуации в муниципалитетах республики. Как рассказал директор МУП «Казанский энергосервисный центр» Евгений Чекашов, предприятие с 2010 года проводит программу энергосбережения и бюджетной эффективности в Казани, за это время была запущена программа «Эффективный квартал», заключены первые в ПФО энергосервисные контракты, установлены узлы учета погодного регулирования, во всех бюджетных учреждениях были установлены приборы учета. За 5 лет сэкономлено 193 тыс. Гкал, или 241 млн рублей, доложил Чекашов. В жилых домах установлены узлы учета, установлено более 2 тыс. узлов погодного регулирования (или 55% от нужного количества), диспетчеризированы все электронные приборы. «Эффект в жилом фонде только по тепловой энергии составил за 2010-2015 годы 1,75 тыс. Гкал — более 2 млрд рублей», — сообщил Чекашов.

Поскольку денег, выделенных на капремонт, бывает недостаточно для оснащения домов узлами погодного регулирования, муниципалитет взял пятилетний кредит в 409 млн рублей на эти цели у «Банка Москвы». На эти деньги было закуплено более 700 узлов, нужно еще 1 640. «В этих непростых условиях нам предстоит найти финансирование и завершить программу», — признал он. Несмотря на озвученные меры, ранее сообщалось, что Казань оказалась лишь на 14-м месте в списке энергоэффективных городов Татарстана.

Кризис закрыл муниципалитетам доступ к кредитам на энергосбережение

«Не все муниципалитеты могут привлекать такие ресурсы. Как привлечь более мелкие поселения?» — возразили депутаты. Как оказалось, такой возможности в кризис нет. «Проект в Казани так эффективно «выстрелил» с точки зрения того, что денежные средства под тот процент, под который мы их получили (10,55%), работает только с «Банком Москвы». При этом этот процент не может быть в одностороннем порядке изменен. Его можно было бы на другие муниципалитеты, но в сегодняшних условиях с банками разговора про такие проценты не может быть», — признал Фролов.

В существующих условиях он предложил муниципалитетам использовать энергосервисные контракты. Напомним, их суть заключается в том, что для финансирования привлекается инвестор, затраты которого возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, необходимости в получении кредита под проект не возникает, а инвестиции предоставляют, как правило, сами энергосервисные компании.

Ильдар Гильмутдинов (в центре) сообщил, что правительство России создало фонд, который на 60% финансирует инженерную инфраструктуру в малых городах с населением до 250 тыс. человек. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Еще одно решение предложил депутат Госдумы РФ от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Он сообщил, что правительство России создало фонд, который на 60% финансирует инженерную инфраструктуру в малых городах с населением до 250 тыс. человек. Фролов ответил, что Татарстан про фонд знает и для участия в программе по Татарстану было собрано заявок на 3 млрд рублей. «К сожалению, там действует условие, что после привлечения инвестиций мы должны инфраструктуру отдать в концессию. Но у нас получилось так, что мы опережающими темпами передали частникам, это 2005-2008 года, а частники не могут участвовать, только муниципальное имущество», — пояснил он. Тем не менее у республики есть несколько заявок, которые сейчас готовятся для отправки в Москву. Это в первую очередь Елабуга с особой экономической зоной, Менделеевск с мегапроектом «Аммоний». «Наша задача — полмиллиарда рублей привлечь под эти цели», — говорит чиновник.

Дефицит энергетики в Татарстане составляет треть от потребления

Одновременно со снижением потребления Татарстан продолжает работу по модернизации своих энергомощностей. Сейчас в Татарстане функционируют четыре крупных производителя электрической и тепловой энергии: это «Генерирующая компания», ТГК-16, Уруссинская ГРЭС, Нижнекамская ТЭЦ. В целом они выработали в 2015 году более 20 млрд кВТч электроэнергетики, что на 5,8% меньше, чем в прошлом году, и почти 33 тыс. Гкал теплоэнергии, рассказала начальник управления энергетики минпромторга РТ Гузял Садриева. При этом потребление электроэнергии за 2015 год составило 27 млрд кВТч, таким образом дефицит достигает целых 7 млрд кВТч и обусловлен «физическим и моральным износом генерирующего оборудования».

Дефицит мощностей для республики — дело привычное: еще в 2014 году была разработана программа до 2020 года, которая подразумевает внедрение энергосберегающих мощностей, основанных на парогазотурбинных технологиях, оптимизацию параметров технологических процессов, снижение потерь при передаче энергии и тепла и т.д.

Начат проект по вводу новых мощностей на Казанской ТЭЦ-3 ТГК-16, а в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию газотурбинную установку на 338 мВт. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В дорожной карте по вводу энергетических мощностей заложен ряд крупных инвестпроектов: например, в 2014 году уже был введен новый энергоблок на ТЭЦ-2, тогда же начат проект по вводу новых мощностей на Казанской ТЭЦ-3 ТГК-16, а в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию газотурбинную установку на 389 мВт, завершена реконструкция станции Нижнекамской ТЭЦ, а через 2 года состоится запуск новых энергоблоков Казанской ТЭЦ-1 на 230 мВт. Также планируется модернизация Уруссинской и Заинской ТЭЦ.

По итогам 2015 года на реализацию программы энергосбережения отрасль направила 77 млрд рублей, а экономический эффект составил 645 млн рублей. Меры позволили увеличить установленные мощности энергосистемы республики с 6,8 гВт до 7,3 гВт. Но рабочая мощность сейчас составляет 3,5 гВт, в пике работы — 4,3 гВт. На 2,4% снижен расход топлива на выработку единицы электроэнергии, доля потери при передаче энергии при нормативе 8% составляет в республике 7,2%, рассказала Садриева.

Дина Валиуллина

Новости партнеров