Новости раздела

Павел Шмаков: «Шведы практически всегда правили Финляндией»

Как шведские «варяги» правят страной Суоми, и почему в шведских школах лучше живется богатым и умным?

Известный казанский педагог, проработавший несколько лет в Финляндии, продолжает знакомить нас с образованием в северной стране. Сегодня свою колонку в «Реальном времени» он посвятил такому явлению, как шведы и «шведские школы» в стране Суоми.

Шведы в Финляндии — как евреи вне Израиля

Взаимоотношения и положение шведов в Финляндии подобны ситуации с евреями вне Израиля. Попробую объяснить. Шведы в Финляндии активно помогают друг другу, и они многого добились. У них есть шведские школы, университеты, фракция в парламенте, собственная партия (Шведская народная партия), театры, газеты, радиостанции, телеканал, клубы, рестораны. Все чиновники разговаривают на двух языках. Ты можешь закончить школу и пойти в шведский университет, потому что туда проще поступить.

Финских шведов около 6 процентов. Но они владеют значительной частью промышленности Финляндии. Они практически всегда правили страной. Сейчас президент Финляндии — швед, до этого была наполовину шведка. Из 12 президентов большинство были шведами.

В Финляндии есть финские города, которых большинство, финско-шведские (если там проживает более 8 процентов шведов) и шведские, которых очень мало. Но шведы живут в самых лучших местах. Дома на морском побережье чаще всего принадлежат шведам.

В Финляндии есть финско-шведский Фольктинг (Народный парламент). Депутатов всего девять, но то, что они делают, в иных местах не смогли бы сделать и девяносто. Члены организации регулярно поставляют в настоящий парламент предложения и законопроекты, и некоторые из них принимаются на государственном уровне.

Так, право ребенка выбрать язык, на котором он хочет обучаться, «пробил» именно Фольктинг.

«Если в финских школах может быть немножко расизм, то в шведских школах расизма нет»

Теперь расскажу касательно шведских школ в стране. Если в финских школах может быть немножко расизм по отношению к темнокожим, к русским, то в шведских школах национального расизма нет. Есть в некоторой мере имущественный шовинизм. Там явно в лучшем положении те, кто побогаче и поумнее.

В финских школах дети учат шведский язык с 7 класса. В шведских еще год назад школьники изучали финский с третьего класса, а английский — с четвертого. Сейчас финский — со второго, английский — с третьего.

Моя средняя дочка попала между старым и новым учебными планами, она учится сейчас во втором классе и на будущий год будет изучать сразу и финский, и английский.

Глазами ребенка

В России предметы по выбору (физико-математические, гуманитарные и другие) вводятся, как правило, в 10-м классе. Школы, в зависимости от их возможностей, формируют несколько 10-х классов разной направленности (всего около 7 видов учебных планов). В Финляндии, как я писал ранее, иначе. Каждый школьник лично определяет свой набор предметов по выбору, и раньше, чем в России.

Лучше всего о шведских школах могут рассказать сами дети. Приведу отрывок из дневника моей дочки, которая учится в 7 классе шведской школы в Финляндии и одновременно в школе СОлНЦе в Казани.

«В 8–9 классе мы будем проходить всего несколько практических предметов. Выбрать их мы должны уже в середине 7-го класса. Выбор предметов состоит из двух групп (А и В). В группу А входят технология (шитье, вязание… + «молотками стучат»), физкультура, ИЗО и музыка. Из этой группы нужно выбрать один предмет.

В группу B входят эти же предметы плюс естественнонаучное направление. Сюда входят 6 курсов, которые по очереди будут проходить в течение этих двух лет: география, биология, физика, химия, программирование, математика + готовка + русский, французский, немецкий, испанский языки. Отсюда надо выбрать либо один предмет и один язык, либо два предмета. Два языка выбирать нельзя.

Если не выбрать предмет, то он полностью пропадает, и оценка до гимназии остается та же, что и в 7-м классе. Исключения — лишь физкультура и естественнонаучные предметы, они остаются, но если не выбрать, то в меньшем количестве. Поэтому выбор ответственный.

На каждом предмете нам коротко рассказывали, что делают 8-классники и 9-классники, выбравшие этот предмет. Вернее, точно-то никто еще не знает, но нам показывали, что делали в этом году. Обычно это бывают какие-то большие проекты, которыми занимаются весь год. В четверг вечером на собрании, на которое были приглашены все дети и желающие родители, нам рассказывали, как это работает. Потом мы разбрелись по кабинетам, и нам говорили, что будет на каком предмете. Еще раз, то же самое, что и в школе тогда. А через несколько дней нам раздадут бланки, на которых мы должны будем отметить, чего хотим».

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров