Уфа разгрузит центр платными парковками
Уфимцы воспринимают проект неоднозначно, некоторые полагают, что взимание платы создаст больше проблем, чем принесет пользу
Идея организации платного парковочного пространства в центре Уфы обсуждалась не первый год, однако дальше проектов дело еще не заходило. Нынешней осенью мэр Уфы Сергей Греков анонсировал, что уже в 2022 году уфимцам придется раскошелиться за право припарковать автомобиль на некоторых центральных улицах города. Где уже скоро за стоянку придется заплатить, как отреагировали уфимцы и что думают эксперты — в материале «Реального времени».
Это необходимая мера
Мэр Уфы Сергей Греков озвучил твердое намерение реализовать проект по созданию платного парковочного пространства уже в будущем году. К разработке проекта привлекли специалистов из Московского департамента транспорта.
По мнению градоначальника, платные парковки — это необходимая мера, ведь сегодня в рабочие дни в центре Уфы бывает невозможно найти свободное место для машины. Введение платы за стоянку, по словам мэра, разгрузит улицы.
— Тариф будет регулироваться так, что 20% парковок будут всегда свободными для того, чтобы житель мог приехать на короткий промежуток времени и в срочном порядке решить свои вопросы. Автолюбителю в таком случае будет легко припарковаться и легко уехать. Конечно, платные парковки невозможны без альтернативных парковок. Сейчас мы ищем для них место, — сообщил Сергей Греков.
«Не все готовы расплачиваться»
Однако многие уфимцы восприняли новшество в штыки. По мнению горожан, существующих проблем введение платной парковки не решит, а неудобств добавит.
— Во-первых, платные парковки не решают проблемы во дворах и на газонах. Во-вторых, не все готовы расплачиваться за парковку, тем более что каждый час — не менее 100 рублей. Учитывая, что многие приезжают на работу, то за один день рискуют потерять более чем 700 рублей. Это скорее вынудит парковаться в отдаленных местах и чужих дворах. Такое решение спровоцирует парковки в неположенных местах, — предполагает уфимец Айдар Нигматуллин.
С другой стороны, находятся и те, кто новую систему поддерживает. По мнению Динара Нуриахметова, плата за парковку поможет навести порядок:
— Все правильно. Наши люди не понимают, что, покупая авто, нужно покупать и место под него во дворе или платить за занятое место в городе, а все ставят, где попало, создавая дискомфорт всем жителям своего дома и жителям города да за бесплатно!
Некоторые жители Уфы не против идеи платных парковок, но сомневаются, что воплощение в жизнь новой идеи разгрузит улицы.
— Создать парковки! Как громко сказано, просто уж сделают, как в Казани, платными обычные места на правой полосе. Хотя по уму нужно новые парковки строить, пусть и платные в центре, но это не должно быть вдоль улиц. Никакой разницы для меня не будет, припаркована машина платно или бесплатно, точно так же обочины будут заставлены, — отмечает Ирек Нугуманов.
«Хотите сделать платные парковки — тогда доведите до ума городской транспорт!»
Еще один момент, вызывающий вопросы, — отсутствие альтернативы личному автомобилю. Некоторые горожане считают, что ориентироваться на другие города в этом вопросе не стоит.
— В Москве есть метро, в Питере есть метро, даже в Казани есть метро. В этих городах общественный транспорт намного лучше развит, чем в Уфе. Я живу недалеко от остановки «Зеленая роща», работаю на Карла Маркса. Если ехать на автобусе, то это еще минут 20—25 пешком нужно идти. И ехать в час пик минут 40. То есть час на дорогу, и это при том что автобус сразу придет. А на машине добираюсь за 10—15 минут. Хотите сделать платные парковки — тогда доведите до ума городской транспорт! — указала Мария Козлова.
— Автобусы не дождешься, парковок нет. Что делать? Придется пешком с Южной части до «Черниковки», — расстраивается уфимка Людмила Марутина.
Первоначальная стоимость — 40 рублей в час
Начальник отдела транспортного планирования ООО «Башкирдортранспроект» Азамат Хатмуллин, принимающий участие в разработке новой системы, отметил, что найти парковочное место станет значительно проще, а реализация проекта намечена на следующее лето:
Азамат Хатмуллин поделился с «Реальным временем» данными о предполагаемой стоимости стоянки. На первых порах парковка на всех улицах будет стоить одинаково.
— Тариф сначала вводится плоский, везде одинаковый. Казанцы на некоторых парковках увеличили тариф в связи с тем, что там дикий спрос на парковку и загрузка там большая. Есть рекомендации научно-исследовательского института Высшей школы экономики, что входить в город нужно со стоимостью в 40 рублей в час. А потом, когда станет видно, где загрузка больше, плата либо увеличивается, либо уменьшается. Для проживающих в районе платных парковок планируется введение резидентных разрешений.
«Мало просто маркером очертить зону платной парковки»
Эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев уверен, что главная задача платных парковок будет выполнена лишь при грамотно выстроенной системе администрирования:
— У платных парковок вполне понятная задача — снизить трафик на центральных улицах, в том числе и в основном за счет блуждающего, то есть машин, катающихся в поисках парковки и надежде, что часть водителей не поедет в центр, потому что там поставить машину бесплатно будет нельзя. И собственно для их организации мало просто маркером на карте очертить зону платной парковки. Необходимо построить систему администрирования и сбора платежей за эту парковку и, самое главное, механизма контроля за оплатой. Если какая-либо из этих составляющих начнет хромать, то весь проект затрещит по швам.
Олег Арефьев рассказал «Реальному времени», что в создании платного парковочного пространства нельзя слепо копировать другие города, важно при этом встроить его в существующую систему транспорта:
Сегодняшняя транспортная система Уфы, по мнению эксперта, имеет много проблем, которые нужно решить до введения платных парковок:
— Для начала необходимо заняться организацией движения, расставить правильно знаки, организовать перехватывающие парковки, решить вопрос с въездами во дворы, которые сразу же после введения зоны парковки превратятся в стихийные стоянки. Потом отрегулировать поток с помощью тонких настроек, в частности, фаз светофоров. И уже только после этого на основании полученной картинки понимать, что и где нам нужно разгружать и принимать решение о платных парковках. Если говорить в целом, то сами платные парковки — механизм очень неплохой, но многое зависит от того, в чьих руках он находится. Если в профессиональных, то может дать серьезный положительный эффект, но в Уфе лично я таких «рук» не знаю, как итог — это или будет работать криво и добавлять общего негатива в итак уже мрачную картину городской жизни, или не будет работать вообще. Лично мое мнение, в Уфе сейчас много существенно более важных вопросов, которые нужно решать в первую очередь. Что касается «нам москвичи сейчас проект сделают», так проект еще необходимо правильно реализовать, а нарисовать сферического коня в вакууме не сложно.
Планируется, что платные парковки будут располагаться вдоль магистральных улиц и на плоскостных стоянках в историческом центре, ограниченном улицами Революционной, Валиди, Аксакова, Айской, Воровского.
Нынешняя попытка организовать платное парковочное пространство в городе уже не первая. В 2018 году компания «Сити Р» была готова инвестировать в создание городских платных паркингов 2 миллиарда рублей. Тогда инвестор отказался от идеи из-за несовершенства законодательной базы, так как у ГИБДД не было разрешенных законом возможностей передавать конфиденциальную информацию об автовладельцах частной компании.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.