Новости раздела

«Когда мы начинаем пилотный проект, понятно, что первый, кого мы профинансируем — это Татарстан»

В качестве антикризисной поддержки промышленников обещают меньше проверять, не урезать субсидии и найти исламские финансы

«Когда мы начинаем пилотный проект, понятно, что первый, кого мы профинансируем — это Татарстан»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Подведение итогов года для экономики и промышленности Татарстана оказалось, несмотря на кризис, позитивным (почему — об этом в материале «Реального времени» от Альберта Бикбова): по многим критериям республике удалось не показать отрицательной динамики, а федеральный центр четко заявил о намерении поддерживать республиканские начинания и даже снизить административное давление на предприятия в условиях кризиса. Кроме этого, в 2016 году республика планирует бороться с кризисом поддержкой экспортных производств, созданием промышленной инфраструктуры и запуском исламского банкинга.

22% системообразующих предприятий Татарстана в зоне высокого риска

По оценке минэкономики РТ, объем валового регионального продукта Республики Татарстан в 2015 году сохранился в сопоставимых ценах на уровне 2014 года — 100% (в то время как в целом по России — лишь 96,3%) и составил более 1,8 трлн рублей. Такие данные были озвучены на совместной коллегии министерства экономики и министерства промышленности и торговли Татарстана за 2015 год в Казани.

Минэкономики приводит сравнительные данные по структуре ВРП по итогам 2010 и 2015 года. Так, по-прежнему львиная его доля — за добычей полезных ископаемых, за 5 лет она снизилась незначительно — с 21,2% до 20,6%. Доля обрабатывающих производств, напротив, выросла, но тоже незначительно: с 17% до 18,7%, и это при курсе татарстанской промышленности на максимальную переработку добытых нефтепродуктов на территории республики. Однако, если смотреть чуть уже, не структуру ВРП, а структуру промышленности РТ (за вычетом торговли, сферы услуг, сельского хозяйства и пр.), то доля производства нефтепродуктов в ней выросла за 5 лет на 8% — до 37,6%. Возвращаясь к структуре ВРП, на 2% — до 7,2% выросла доля производства и распределения энергетики, чуть меньше — сельское хозяйство (15,2% ВРП), а вот доля транспорта и связи, несмотря на развитие инфраструктуры и IT, напротив снизилась до 7,7%, хотя снижение составило меньше процента.

Закономерно, что и основная часть прибыли предприятий Татарстана приходится на добычу полезных ископаемых, нефтепереработку и химическое производство, за 5 лет она выросла в 3 раза. «В других отраслях объем прибыли и инвестиций значительно отстает, а это значит, что вероятность роста убытков и банкротств существенно увеличивается. В Татарстане в зоне высокого риска находятся 22% системообразующих предприятий», — констатировал министр экономики РТ Артем Здунов. Для решения проблемы экономсовет при президенте РТ решил усилить работу балансовых комиссий, аудиторов, служб экономической безопасности предприятий, говорит он.

Особую гордость Татарстана, как неоднократно подчеркивал президент РТ Рустам Минниханов, составляет положительная динамика промышленного производства: в отличие от общероссийского падения до 96,6%, в Татарстане результат составляет 100,4%. Не сократились и инвестиции в основной капитал: как и в прошлом году, они составили 617,8 млрд рублей, а в целом по стране снижение составило 8,4%. При этом рост инвестиций в основной капитал на 1% ведет к росту ВРП на 0,3%, сказал Здунов.

Объем строительных работ в 2015 году составил 285,2 млрд рублей, то есть 100,1% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года: традиционно введено более 2,4 млн кв. м жилья, в том числе по программе социальной ипотеки — 323 тыс. кв. м.

Татарстанцы меньше стали меньше получать и меньше тратить: банковские вклады за год показали рост 30%

Выросло и сельское хозяйство: 104,7% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года, произведено продукции на 213,7 млрд рублей, производство продуктов выросло на 3,6%. А вот оборот розничной торговли в 2015 году упал даже сильнее, чем в целом по России. Падение составило 12,8% (776,2 млрд рублей) против общероссийского десятипроцентного. Видимо, татарстанцы оказались более запасливыми, чем остальные россияне: об этом свидетельствует 30-процентный рост вкладов населения в банках (почти 257 млрд рублей). Хотя зарабатывать жители республики стали меньше, реальные доходы снизились на 6,8% — до 26,8 тыс. руб.

Важным фактором для привлечения инвестиций является система налоговых преференций: в 2015 году реализовано 35 инвестпроектов с господдержкой, по которым привлечено более 30 млрд рублей инвестиций, 1,4 млрд руб. составили поступления в бюджет, в то время как налоговых льгот дали на 800 млн рублей. В целом федеральная господдержка татарстанских предприятий в прошлом году превысила 18 млрд рублей, ее получили 48 компаний. «Несмотря на обсуждаемое сокращение бюджета, мы рассчитываем, что все показатели поддержки будут сохранены», — надеется министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Однако с 2016 года, чтобы получить поддержку, нужно производить продукцию, которая есть в отраслевых планах импортозамещения.

«Антикризисный» исламский банк появится в Татарстане?

Другим антикризисным пунктом минэкономики называет поиск новых источников займов и инвестиций. «Ограничение внешних заимствований диктует поиск новых источников иностранного финансирования, в том числе из стран Ближнего Востока и других мусульманских стран, в том числе путем создания условий для функционирования бизнеса в соответствии с религиозными принципами потенциальных инвесторов. В целях координации этой работы при Банке России образована рабочая группа по внедрению в России исламского банкинга или, как сейчас говорят, партнерского банка», — напомнил Здунов. По его словам, в состав рабочей группы входят и представители Татарстана. Годовой прирост активов в этой сфере — 15-20%, это самая динамично развивающаяся банковская сфера на сегодняшний день, подчеркивает министр. Согласно дорожной карте внедрения исламского банкинга, Татарстан определен пилотным регионом. «Очередное заседание рабочей группы, а, соответственно, и старт проекта, состоится в Казани в марте этого года», — объявил докладчик.

Кроме того, в условиях кризиса и роста курса валют нужно ориентироваться на экспорт и поддерживать экспортоориентированные предприятия, считают в правительстве. «Да, конечно, металл мы закупаем по биржевым и дорогим ценам, но надо и учитывать, что наши конкуренты в других странах — тоже. При этом труд и электроэнергия у нас стоят дешевле, что ставит нас в выгодное положение в экспортных поставках», — считает Каримов. По его словам, для развития экспорта нужно обеспечивать экспортеров госгарантиями, выдавать льготные кредиты иностранным покупателям, финансировать экспортные организации (ВЭБом и Росэксимбанком), а также страховать экспортные кредиты. Однако, как говорит Здунов, часто экспортоориентированные предприятия не обеспечены достаточной инфраструктурой. «Малейшее отставание или ограничение в обеспечении инфраструктурой может негативно сказаться на реализации проектов. Например, автомобильная и железнодорожная инфраструктура в камском кластере сегодня имеют проблемы по пропускной способности грузов, при этом к 2020 году грузопоток будет увеличен в разы», — напомнил он. Отметим, что именно для решения этой проблемы Татарстан реализует проект «Иннокам».

Промышленники не могут получить федеральные средства по гособоронзаказу

Еще один резерв для развития татарстанской промышленности минпромторг видит в росте доли госзаказа в оборонной сфере. Как доложил Каримов, в прошлом году гособоронзаказ вырос на 14%. «Нам нужно добиться принятия поправок 275-ФЗ о гособоронзаказе в части банковского сопровождения, которое уже сегодня создало серьезные проблемы для предприятий оборонной промышленности», — предложил он. С ним согласен и гендиректор ОАО «Казанский завод «Электроприбор» Павел Шацких: по его словам, закон сырой, требует дополнительных подзаконных актов и уже «набил оскомину» татарстанским промышленникам. «Финансово-экономические службы перегружены бумажной работой, работают в авральном режиме. Например, у нашего предприятия в соответствии с этим договором открыто более 200 спецсчетов, а денежные средства поступили только на 2 счета. Без финансирования мы не можем приступить к исполнению гособоронзаказа, а привлечь кредиты тоже не сможем, потому что потом не сможем погасить их из средств, полученных на спецсчета. Это одна из ключевых недоработок 275-го федерального закона», — пояснил он слова министра.

Пользуясь присутствием федеральных чиновников, Шацких высказал и другие пожелания от имени Ассоциации промышленных предприятий РТ и директорского сообщества. Например, привязка к биржевым валютным котировкам цен на отечественное сырье, используемое для переработки российским промпроизводством. По его словам, такой механизм уже применяется в гособоронзаказе. «Элементы этого механизма вполне могут быть применены в отношении производителей сырья, особенно к монополистам. Безусловно, цены должны обеспечивать приемлемый уровень рентабельности, но не сверхприбыли», — говорит он.

Минэкономразвития РФ введет рискоориентированный подход к проверкам бизнеса

Недостатки имеет и федеральный закон о промышленной политике: так, процедуры слишком забюрократизированы, считает глава предприятия. «Закон должен стать механизмом реализации программы стимулирования внутреннего спроса, что выводит из-под сырьевой зависимости. К сожалению, у нас такие программы не разрабатываются», — говорит Шацких. Кроме того, для привлечения кадров он попросил увеличить квоты жилья, которое выделяется плательщикам средств в Госжилфонд РТ.

«Прошедшие кризисы показали, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и если уж государству не удается помочь каждому предприятию, то есть возможность хотя бы снизить административное давление», — заявил Шацких. По его словам, это давление не снизилось, вопреки заявленному сокращению проверок: с предприятий требуют более 80 форм различных отчетностей, а штрафы за непредставление статистической информации кратно выросли. Статс-секретарь, замминистра экономразвития РФ Олег Фомичев согласился, что нагрузка со стороны проверяющих органов большая. «Это сказано еще ласково, потому что то, что мы слышим в неофициальных беседах, там используются гораздо более жесткие выражения. Мы в этом году ждем предложений, со стороны республики в том числе, хотим реформировать всю надзорную деятельность в части перехода ее на рискоориентированность. Надеюсь, это поможет решить те вопросы, которые здесь ставились», — пообещал замминистра.

Минэкономразвития заявило о готовности поддерживать Татарстан и в других отраслях: перенимать опыт создания «Стратегии-2030», а также способствовать развитию проекта «Иннокам», так как все, что вложено федеральным центром в республику, всегда приносит максимальную отдачу. «Из всех возможных направлений средств, которые можно инвестировать в регионы, как правило, значительная часть средств волей-неволей уходит в Татарстан. У нас на федеральном уровне есть такая поговорка, когда мы начинаем очередной проект с пилотным финансированием, первая фраза, которую обычно говорят: понятно, что первый, кого мы профинансируем — это Республика Татарстан, а кто еще?» — пошутил он.

Судя по выступлению президента Татарстана Рустама Минниханова, несмотря на падение цен на нефть, республика продолжает делать ставку на нефтяную отрасль. «Татнефть» и малые нефтяные компании должны обеспечить объемы добычи и очень серьезно работать по ресурсной базе: битумная нефть, сланцевая нефть. В то же время мы должны к концу года завершить строительство нового комплекса ТАНЕКО, что увеличит переработку нефти на 6 млн тонн», — поручил президент. Компании «Татнефть» и «ТАИФ-НК» он призвал обеспечить ввод мощностей по переработке тяжелых остатков до конца года. «Мазута должно быть ноль», — заявил Минниханов. «Как бы плохо мы не говорили, у нас появилась инфраструктура для развития экспорта, и мы должны ее использовать», — подытожил глава республики.

1/51
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов


Дина Валиуллина

Новости партнеров