Новости раздела

«Кадастровые войны»: Азат Хамаев пообещал рантье отделить парковки от торговых площадей

Минземимущества РТ собирается оспаривать решения Верховного суда РТ по снижению кадастровой стоимости торговых центров, ссылаясь на некомпетентность судебных экспертов. Но при этом в ведомстве заявляют, что готовы провести инвентаризацию, облагать налогом только торговые площади и не заставлять платить предпринимателей за стоянки. О том, сколько минзем заработал за 2015 год и почему пустуют тысячи гектаров сельхозугодий, на итоговой коллегии министерства земельных и имущественных отношений РТ рассказал Азат Хамаев.

Неиссякаемые источники минзема

Как и положено, министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев начал свой доклад с отчета о доходах своего ведомства. В 2015 году доходы консолидированного бюджета от использования и реализации республиканской и муниципальной собственности составили 15,1 млрд рублей.

В консолидированный бюджет

В республиканский бюджет

В местные бюджеты

15,1 млрд рублей

917,9 млн рублей

5003,6 млн рублей

Бюджет РТ в 2015 году пополнился на 917,9 млрд рублей, что, к слову, оказалось на 118,8 млн больше, чем в 2014 году. Если посмотреть на структуру доходов, то большая часть средств, а именно 31%, были получены от продажи имущества. Еще 24% доходов принесла аренда земельных участков, 9% — продажа земельных участков.

Что касается местных бюджетов, они пополнились на 5 003,6 млн рублей. По сравнению с 2014 годом эта цифра оказалась меньше на 8,4%. Как следует из отчета минземимущества РТ, главным источником доходов муниципальных образований является аренда земельных участков (51,1% в структуре доходов). По состоянию на 1 января 2016 года в муниципальных образованиях РТ сдается около 95 тыс. кв. м недвижимости. Но определенную тревогу вызывает рост задолженности перед местными бюджетами по арендной плате. К началу 2016 года она составила 653,6 млн рублей (на 63,3 млн больше, чем на начало 2015 года).

Слишком гуманный суд

Практически все крупные торговые центры в 2015 году успели подать заявление на оспаривание кадастровой стоимости объекта. Но, как подчеркнул Хамаев, добиться положительного решения удалось лишь единицам. Так, из 293 поступивших заявлений были отклонены 269, в 16 случаях был проведен пересмотр, а восемь заявлений были отозваны. Говоря о причине многочисленных отказов, Хамаев сослался на недобросовестную работу оценщиков. При этом у минземимущества немало вопросов и к судебной экспертизе. Как рассказал Хамаев, в начале октября 2015 года Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ определил кадастровую стоимость ТЦ «Палитра» в Набережных Челнах в размере 42 899 рублей за кв. м. Но уже к концу октября «Деловой центр «Челны» был оценен всего в 25 734 рубля за «квадрат». Вот только оба этих торговых центра находятся практически в одном и том же здании. Почему же такая разница? Ответ прост: неразбериха возникает из-за того, что эксперты при оценке для аналогии каждый раз выбирают разные объекты.

Не согласно минземимущества и с результатами оценки торгового центра «Максидом». В данном случае в качестве оценщика выступало ООО «Оценочная компания «Юмарк». Согласно данному ими заключению, общая кадастровая стоимость объекта была снижена с 836 млн до 356 млн рублей. Несмотря на то что Верховный суд согласился с такой оценкой, министерство земельных и имущественных отношений РТ собирается обжаловать данное решение. Более того, минземимущества РТ выступило с законодательной инициативой, предложив лишить владельцев ТЦ возможности обращаться в суд. Единственным органом, занимающимся пересмотром кадастровой стоимости, в этом случае останется комиссия Росреестра.

Но как удалось выяснить корреспонденту «Реального времени», правительство все же пошло на некоторые уступки владельцам торговых центров.

— Есть предложение по тем объектам торговым, у которых кадастровую стоимость мы уже установили, провести инвентаризацию и отделить площади стоянок, например. На налогообложение будет влиять только торговая площадь. Если торговые площади занимают меньше 2 тыс. кв. м, то они облагаться таким налогом не будут, — сообщил в беседе с «Реальным временем» Азат Хамаев.

«Изъятие не самоцель»

Не обошли на коллегии и острых углов: как следует из отчета Хамаева, в 2015 году не использовалось 294 объекта общей площадью 45,7 тыс. кв. м. Когда к трибуне подошел премьер-министр РТ Ильдар Халиков, он тоже не преминул затронуть эту тему:

— Я хочу выйти с инициативой к главам муниципальных образований. Уважаемые коллеги, посмотрите, рассмотрите. Мы готовы по вашим передавать в муниципальную собственность данные объекты и продавать — не передавать, конечно, — частным организациям и компаниям, расположенным на территории муниципальных районов. Очень часто думают, что министерство и Азат Киямович держатся за эти объекты, не отдавая ни в чьи руки. Хочу сказать, что такого нет — мы заинтересованы в том, чтобы они использовались там, где это возможно, в муниципальных целях. Там, где это невозможно, давайте продавать, это лучше, чем они стоят в виде недостроенных объектов, портятся и портят внешний вид муниципальных образований.

Еще одна проблема, которая довольно остро стоит перед министерством, — неиспользование сельхозугодий. «Общая площадь таких земель в республике, по данным Россельхознадзора, составляет сегодня около 40 тыс. га», — отметил в своем отчете Азат Хамаев. По его словам, минземимущества совместно с Росреестром и Россельхознадзором в 2015 году изъято 385 га земель. Хамаев напомнил, что в Госдуму внесен законопроект об уменьшении предельного срока неиспользования, что должно ускорить процедуру изъятия. «Но изъятие не самоцель, главное — ввести такие земли в оборот», подчеркнул Хамаев и тут же предложил поднять кадастровую стоимость неиспользуемых участков, а ставку земельного налога увеличить до 1,5%.

«К сожалению, затянулась работа по регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Сегодня министерство земельных и имущественных отношений по поручению президента проводит эту работу достаточно активно в части сельскохозяйственных земель, которые обрабатывались ранее компанией «Вамин Татарстан». Но я считаю, что это должно распространяться на все земельные участки республики».

Довольно однозначно высказался премьер-министр РТ и по неуплате аренды. «Не может быть задолженности по арендным платежам в принципе, потому что либо платежи должны производиться, либо арендные отношения должны быть расторгнуты», — отрезал он.

«На налогообложение будет влиять только торговая площадь»

Но вот коллегия подошла к концу — самые трудолюбивые сотрудники министерства получили награды и белоснежные розы, а Азат Хамаев принял поздравления по случаю 25-летнего юбилея ведомства. Неожиданно со своего места поднялся сидевший в первом ряду председатель Торгово-промышленной палаты Шамиль Агеев. Казалось, даже предшественники Хамаева, глядевшие с портретов в другом конце зала, насторожились.

— Госсовет ввел закон, где ввел платежи для торговых центров площадью выше 2 000 тыс. кв. м. Но мы сейчас имеем каждый месяц снижение товарооборота, снижение поступления товаров и т.д. Сейчас весь малый бизнес, который в торговле, в очень сложном положении. Вот здесь нужно реально думать и смотреть — это один момент. Ильдар Шафкатович, вот вы сказали, 681 млн арендных платежей. В ряде случаев бывает, что по государственным заказам не расплачиваются, задержка крупных предприятий есть. Нужно находить оптимальные варианты, где-то может быть рассрочка оплаты, подходить, не рубить всех с одинаковой ветки. Есть социальные вопросы, есть импортозамещение, есть производство. А то вашу команду все воспримут одинаково.



Шамиль Агеев: «Мы сейчас имеем каждый месяц снижение товарооборота, снижение поступления товаров и т.д. Сейчас весь малый бизнес, который в торговле, в очень сложном положении». — «Нет, команда правильная», — возразил Халиков.

— Она правильная, но нужно исходить из реальной ситуации, — не сдавался Агеев.

Тут Ильдар Халиков стал приводить факты: впервые за последние несколько лет в Татарстане снизилась задолженность по зарплате. Агеев, как и, наверное, многие, сидевшие в зале, не сразу поняли, к чему клонит премьер-министр.

— Людям зарплату нужно платить, в бюджет налоги нужно платить. Когда мы говорим — 700 млн, эти деньги идут туда же, они идут на детские сады, школы, заработную плату врачей, учителей, они не идут куда-то, непонятно куда. Другое дело — согласен с вами, в каждом случае надо смотреть, как оказать содействие. Не платить — это призыв плохой, — к такому выводу в конце концов пришел Ильдар Халиков.

Гуландам Зарипова
Хамаев Азат Киямович

Новости партнеров