«Многопрофильные медцентры появились, когда ухудшилось положение муниципальных клиник»
Директор медицинского центра «Март» Азат Шарифьянов — о бизнесе в современной медицине
Директор медицинского центра Азат Шарифьянов в своем интервью «Реальному времени» рассказал о том, как начинать бизнес в медицине, почему иногда важна узкая специализация, как муниципальные клиники отдали рынок частным медцентрам и как формируются цены на платные медуслуги в условиях кризиса.
«Бизнес в медицине стремится занять наиболее коммерчески востребованные ниши»
— Азат Маратович, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы ведь не врач по образованию?
— Окончил Казанский университет, юрфак. Позже в этом же вузе получил дополнительное образование по специальности «финансовый менеджмент». Начинал в МКДЦ юристом. Последние 10 лет работаю в медицинском центре «Март». Был приглашен в медицинский центр юристом, через год здесь же продолжил работать на должности директора. Так получилось, что вся моя трудовая деятельность связана с медициной. Нисколько не жалею, потому что область интересная, она не лишена творчества, да и дело благодарное.
— А как начинала свой путь клиника «Март»?
— Клиника была организована в 2002 году, первыми направлениями были стоматология и косметология. В те времена конкуренция была не такая высокая, как сегодня, данные направления были очень перспективными, легче было развиваться. В 2006 году открылось отделение отоларингологии. Был проведен определенный анализ — оказалось, что ниша более или менее свободна. Затем были привлечены высококвалифицированные врачи, и при непосредственном участии профессора Сватко Людмилы Георгиевны было организовано ЛОР-отделение. Так мы работаем с 2006 года, нынешний год для ЛОР-отделения юбилейный.
— Какова занятость ниши отоларингологии в Казани на сегодняшний день? Возросла ли конкуренция в сравнении с началом нулевых годов?
— Не могу так сказать. Есть определенные нюансы. Принцип нашей работы заключается в комплексности. На сегодняшний день можно сказать, что в городе существует всего два частных отделения отоларингологии нашего уровня. За последнее время открылось большое количество многопрофильных клиник, в них также ведут прием отоларингологи. Эти клиники также смогли найти свою нишу, так как муниципальные поликлиники начали либо закрываться, либо испытывать определенный дефицит с врачами. Нашим конкурентным преимуществом перед такими клиниками является именно наш комплексный подход: начиная от консультации, диагностики (к примеру, рентгена или эндоскопической диагностики), физиолечения и заканчивая операциями. Есть, конечно, операции, за которые мы не беремся: к примеру, серьезные операции в ушах, гортани. В эту область мы не лезем, так как они, во-первых, не так коммерчески интересны, во-вторых, они требуют более дорогостоящего оборудования, микроскопии. Бизнес в медицине стремится занять наиболее коммерчески востребованные ниши.
«Стоматологический рынок более или менее стабилизировался»
— Этим, наверное, объясняется наличие множества стоматологических клиник на сегодняшний день.
— Стоматология является одной из самых первых областей медицины, где начали открываться частные клиники. Сначала открывались небольшие клиники в домах, подъездах, какие-то открывались легально, какие-то работали полулегально, часть из них, конечно, ушли с рынка. Сейчас, я думаю, половина оборотов всех предприятий частной медицины приходится на стоматологию. Это очень большая цифра, здесь и конкуренция очень большая. Государственные и муниципальные клиники несколько потеряли связь со временем, где-то у них не хватило средств, где-то не было возможности, поэтому данная ниша была быстро занята частными клиниками. Благо, были врачи, а приобрести современное оборудование, в принципе, не является проблемой.
Сейчас стоматологический рынок более или менее стабилизировался, такого бурного роста, как в начале 2000 годов, уже не произойдет. Каждый уже занял свою нишу, на чем-то специализируется. Появились более крупные игроки на базе муниципальных поликлиник, стали работать сетевые клиники. Причем сети могут распространяться не только по городу Казани, но и по всей республике.
Сейчас стоматологический рынок более или менее стабилизировался, такого бурного роста, как в начале 2000 годов, уже не произойдет.
Учитывая данную ситуацию, мы решили стоматологию не развивать, а расположиться в нише, которая не сильно занята, на наш взгляд. Мы сделали очень правильный ход, так как востребованность очень высокая. В 2013 году открыли второй центр на проспекте Ямашева. Здесь тот же самый спектр услуг, единственное отличие — операционная находится у нас только в клинике по улице Аделя Кутуя.
— Как развиваете такое направление, как косметология?
— Отношение к косметологии у нас особое, потому что здесь так же, как и в стоматологии, очень конкурентная среда. Мы для себя приняли решение, что не будем вступать в эту гонку. В последнее время открылось очень много серьезных, хорошо оснащенных и предлагающих услуги на высоком уровне косметологических клиник. Мы понимали, что сегодня по нашим площадям мы не сможем организовать серьезную косметологическую службу, в связи с чем для себя определили лишь основные направления. В нашем отделении косметологии, во-первых, мы совершаем все виды уходов, во-вторых, делаем все самые распространенные инъекции, к примеру ботулинотерапию (инъекции диспорта и ботокса) и контурную пластику (всевозможные гели). В прошлом году мы начали заниматься безоперационной подтяжкой лица нитями «Аптос». С 2007 года мы начали сотрудничать с врачом-офтальмологом, делающим хирургическую подтяжку век.
«Рост стоимости лечения мог составить до 50%»
— Какие на сегодняшний день тенденции наблюдаются на рынке платных медицинских услуг в целом? Как повлиял кризис на численность частных медицинских клиник?
— По моим данным, в период с 2009 по 2013 год количество платных клиник в Казани увеличивалось со средним темпом роста 10% в год. Если в 2012 году было порядка 630 клиник, то в 2013 году их стало 700. На сегодняшний день, я думаю, в городе существует порядка 1000 частных клиник.
— Как вы думаете, за счет клиник какого профиля наблюдается такой рост?
— Думаю, что рост в первую очередь обусловлен появлением большого количества частных стоматологических, косметологических, многопрофильных клиник, а также диагностических центров.
— Как кризис повлиял на поток пациентов?
— Здесь я могу ответить только за нас. В течение последних трех лет мы ежегодно имеем рост оборотов порядка 40%. Что же касается пациентов, то их количество меньше не становится. Мы фиксируем численность пациентов, которые ежемесячно приходят к нам на первичный прием. Количество пациентов, наоборот, увеличивается даже большими темпами, чем в предыдущие годы. Даже в 2015 году цифра стала больше: если у нас в 2014 году численность первичных пациентов увеличилась на 1,5% в сравнении с предыдущим годом, то в текущем году эта цифра примерно будет равняться 15-17%.
Дело в том, что медицина стоит особняком среди всех видов услуг. Люди сейчас уже привыкли обращаться в частные клиники, получать определенный уровень сервиса и психологически готовы платить за это деньги. Если у человека что-то болит, в большинстве случаев он постарается прийти к врачу. Возможно, в кризис люди чаще будут обращаться по острым проблемам, требующим неотложного лечения, чем по плановым дорогостоящим. Допустим, если взять стоматологию, то здесь, при необходимости дорогостоящего ортопедического, ортодонтического лечения или имплантации, пациент уже может подумать и по возможности на некоторое время отложить лечение.
Конечно, клиникам пришлось отреагировать и на повышение стоимости валюты. Особенно это отразилось на стоматологии, потому что все оборудование, материалы, используемые в лечении, закупаются у иностранного производителя. Если сломалось или устарело какое-то оборудование, его необходимо менять уже по новой, возросшей цене. Тут каждый предприниматель решает сам, какой частью прибыли он готов пожертвовать, иначе он повышает цены. Цены в последнее время повысили практически все, особенно в начале года. Когда же ситуация с долларом и евро стабилизировалась, стали делать скидки, в том числе и мы. Мы решили, что правильнее будет пожертвовать частью прибыли для того, чтобы удержать пациентов, чтобы для них лечение оказалось менее затратным, иначе рост стоимости на лечение мог составить до 50%.
«Многое зависит от того, смог врач расположить к себе пациента или нет»
— Что вы думаете о качестве медицинских услуг, оказываемых в платных клиниках?
— Я считаю, что сегодня уже нет такой большой проблемы низкого качества медицинских услуг. Оно довольно высокого уровня и в частных, и в государственных клиниках. Если человек обращается не в полулегальную, осуществляющую свою деятельность где-нибудь, скажем, на дому (так бывает, например, в косметологии), а в серьезную клинику, то может получить медуслуги надлежащего качества. Пациенты же понимают, если на них начинают экономить, поэтому такие клиники не могут долгое время существовать.
Медицина стоит особняком среди всех видов услуг. Люди сейчас уже привыкли обращаться в частные клиники, получать определенный уровень сервиса и психологически готовы платить за это деньги.
Сейчас рынок диктует свои условия, при большой конкуренции частные медицинские клиники предлагают услуги высокого уровня качества, ведь если иначе — пациенты просто перестают обращаться в клинику. Скорее, есть проблема удовлетворенности полученными услугами, а этот момент не всегда связан именно с качеством непосредственно самой услуги. Обывателю, далекому от медицины, тяжело оценить качество медицинской услуги, ведь он не специалист в этом. Но он может сделать вывод о качестве по сопутствующим моментам: вежливость персонала, чистота помещений, пунктуальность врачей и т.д. Многое зависит от того, смог врач расположить к себе пациента или нет, стал пациент лояльным для него, для клиники или нет.
«Часть пациентов муниципальных поликлиник ушли в частные»
— Наблюдается ли отток пациентов из государственных клиник в частные? Какие факторы заставляют пациентов уходить в платные клиники?
— Как такового оттока нет. Эти два сектора вместе сосуществуют и будут сосуществовать и дальше. Другое дело, что за какими-то услугами пациент обращается в частные клиники, а за какими-то идет в государственные. При тяжелых операциях, необходимости сложных исследований люди могут получить медицинскую помощь в специализированных государственных клиниках, таких как РКБ и МКДЦ. Частная медицина, я думаю, в эту сферу пока точно не будет заходить, потому что здесь слишком большая ответственность за пациентов и большие вложения. Конечно, часть пациентов муниципальных поликлиник ушли в частные. Образовавшиеся в последнее время многопрофильные медицинские центры появились не на пустой нише, а как раз-таки в тот период, когда начало ухудшаться положение муниципальных клиник: где-то были проблемы с финансированием, где-то — с оборудованием, где-то — с врачами, а самое главное — с менеджментом.
— Что именно в первую очередь не устраивает пациентов в государственных и муниципальных поликлиниках? Из-за чего пациент решает, что лучше заплатить деньги и обратиться в частную клинику?
— Нужно сказать, что и в государственных поликлиниках зачастую пациентам приходится платить: все же существует и «серый» рынок медицинских услуг. У нас люди любят традиционно отблагодарить врача, учителя и т.д. В целом, говоря о поликлиниках, наверное, в первую очередь страдает сервис. Теперь у нас ритм жизни достаточно высокий, люди хотят решить ту или иную проблему в определенный момент и за определенное время. При посещении поликлиники пациентам приходится отстоять очередь, можно столкнуться с негативным к себе отношением. Сейчас, конечно, поликлиники реформируются, ремонтируются помещения, закупается оборудование, вводится единая база, проводится компьютеризация, также занимаются и сервисом. Поликлиники и частные клиники сейчас выступают на общем рынке, так как и в первых на сегодняшний день есть платные услуги. В этом плане частным клиникам конкурировать с государственными легче, так как они являются более поворотливыми, им легче инвестировать и вводить что-то новое. В государственных чуть сложнее. Не могу сказать, что качество лечения в них хуже.
— Как вы считаете, может ли вся медицина быть платной?
— Вся медицина в любом случае является платной, потому что за медицину в любом случае кто-нибудь платит — либо сам пациент, либо государство. Если вы имеете в виду для населения, то, наверное, в нашей стране такое представить будет тяжело. Конечно, в мировой практике есть примеры, когда население само платит определенные страховые взносы, что гарантирует для него получение определенного перечня услуг. У нас же такое пока представить сложно, так как наше население привыкло за долгие годы пользоваться бесплатной медициной. У государства пока нет определенного видения и воли для проведения серьезной, качественной реформы здравоохранения.
«Что такое успешный врач? У него должен быть уровень квалификации, опыт работы, база клиентов»
— Какова ситуация на сегодняшний день на рынке труда медицинских работников? Есть ли проблемы с поиском специалистов?
— Медицинский персонал — это вообще отдельная тема. Для того, чтобы открыть успешную клинику, должны быть три составляющие. Во-первых, должно быть подобрано хорошее место для клиники. Оно должно обладать хорошей проходимостью, привлекать пациентов, иметь удобные места подъезда и парковки. Не обязательно располагаться в центре города, достаточно быть на первой линии улицы. Второе, а может быть, даже первое — это, конечно же, хорошие врачи. Сделать ремонт, поставить оборудование и открыть клинику — этого недостаточно. Для успешной клиники нужно привлекать и врачей успешных, и успешный менеджмент. Что такое успешный врач? У него должен быть определенный уровень квалификации, опыт работы, база клиентов. Если у него есть такая база, значит, он востребован и пациенты будут к нему приходить. Третий момент — это наличие современного, качественного оборудования. Если все эти три момента соединить вместе с качественным менеджментом, то тогда клиника будет в большинстве случаев успешной.
Вся медицина в любом случае является платной, потому что за медицину в любом случае кто-нибудь платит — либо сам пациент, либо государство.
С врачами, конечно, есть определенные проблемы. Врачей, обладающих высокой квалификацией, наработанной базой пациентов, на всех не хватает. Здесь существует определенная борьба и перетягивание врачей из одной клиники в другую. Врачу могут сделать предложение, от которого ему будет сложно отказаться. Там уже сам доктор решает, оставаться ему в данной клинике или нет.
— Как вы относитесь к молодым специалистам?
— К молодым специалистам я отношусь хорошо. В любом случае молодая кровь нужна, и должна быть определенная преемственность поколений. Мы воспринимаем медицинский бизнес как достаточно долгосрочный проект, поэтому коллектив должен быть сбалансирован, чтобы существовать долгие годы.
«Раскручивание клиники может занять не один год, тем более сейчас»
— С какими проблемами приходится сталкиваться при ведении бизнеса в медицине?
— Как и в любом бизнесе, первой проблемой может стать финансирование. В самом начале необходимо определиться, в каком направлении развивать свое дело, какого профиля клинику необходимо открыть. Нужно определиться, как будет себя позиционировать клиника: будет семейной, многопрофильной, узкоспециализированной или будет предоставлять услуги диагностирования и прочее. Непродуманный бизнес не бывает живучим. В какой-то момент приходится либо перепрофилировать клинику, либо ее вообще закрывать, либо она так и будет на грани балансировать, но прибыльной не станет. Все-таки опыт показывает, что пациенты предпочитают знать, на чем специализируется клиника, воспринимать ее определенным образом, понимать, что она из себя представляет. Им нужно четкое понимание, какие конкретно проблемы здоровья в клинике лечат.
Во-вторых, проблемы могут возникнуть при выборе локации клиники, выборе того, выкупать помещение или брать в аренду. Тут уже открывается масса нюансов. Конечно, дешевле будет открыть клинику в арендованном помещении, однако в таком случае появляются дополнительные риски. Открытие клиники сопровождается таким процедурами, как получение заключения СЭС и лицензии на осуществление медицинской детальности, также необходимо делать ремонт согласно определенным санитарным нормам и правилам, ведь под медицинское учреждение любое помещение не подойдет. Таким образом, даже в арендованное помещение приходится делать дополнительные вложения. После ремонта нужно будет уже оснащать клинику оборудованием. Как уже говорил ранее, при аренде помещения предприниматель несет определенные риски. К примеру, собственник помещения, даже если заключен договор аренды, может пересдать помещение либо решить использовать его сам. Если придется съезжать из уже оборудованного помещения, предприниматель терпит дополнительные потери. Как минимум это потери, связанные с ремонтом. Кроме того, теряется уже наработанная база пациентов. Конечно, часть из них находят клинику в новом месте, но все равно часть теряется. Переезд и новое открытие занимает определенное время. На новом месте процесс лицензирования даже после ремонта занимает как минимум два месяца, в среднем длится три месяца.
При приобретении оборудования, как правило, проблем не возникает, необходимы только деньги. Единственное, нужно консультироваться, подходить к этому очень грамотно. Не обязательно покупать самое навороченное, сейчас достаточно предложений, по которым можно приобрести оборудование, оптимальное по цене и качеству. При открытии новой клиники могут быть проблемы с персоналом, так как врачи на пустое место будут идти с некоторой осторожностью. Первое время придется активно работать над продвижением, а врачи, конечно, захотят сразу работать с пациентами, иметь возможность зарабатывать. Если весь остальной персонал сидит на окладах, то врачи, как правило, работают на процентах. Здесь уже все зависит от финансовой политики самой клиники. Принимая во внимание все эти моменты, могу сказать, что раскручивание клиники может занять не один год, тем более сейчас.
— А сколько инвестиций требуется для открытия новой клиники, к примеру стоматологической?
— Все зависит от количества кресел — оптимальным будет наличие двух-трех кресел. Стоимость, конечно, также зависит от того, какое оборудование будет выбрано: дорогое итальянское, немецкое или подешевле — к примеру, корейское или китайское. Каждый сам выбирает, на каком оборудовании работать. Цена зависит еще и от того, будет ли поставлено в клинике диагностическое оборудование, такое как ортопантомограф, радиовизиограф, и прочее. Ремонт обойдется примерно до 5 тыс. рублей за один квадратный метр. В целом клиника хорошего среднего уровня, в которой будут три кресла, может обойтись в 2,5-3,5 млн рублей.
— В какие сроки в среднем окупаются такие инвестиции?
— Сейчас сроки окупаемости изменились. Раньше такую клинику можно было окупить за год — полтора. По нынешним условиям, если клиника окупается за три — четыре года, это будет уже хорошо.
— В чем секрет успешного бизнеса в медицине?
— Универсальных советов не существует, каждый сам решает, как работать в той или иной сфере. Любой бизнес, а особенно в медицинской сфере, является определенным риском. Прежде чем начать, человек должен иметь определенное представление об этой области либо нанять людей, у которых есть соответствующие знания, которым он доверяет. Бизнес не терпит дилетантов. Рынок развивается, появляются серьезные компании, растет конкуренция, растет интеграция в мировое бизнес-сообщество. Необходимо запастись определенным терпением, бизнес не терпит людей безвольных и слабохарактерных. За любым успешным делом стоят люди, которые его продвигают и лоббируют.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.