Новости раздела

Бюджетного секвестра в Татарстане не будет?

Успешное исполнение прошлогоднего бюджета Татарстана внушает оптимизм и на 2016 год

Наш обозреватель Альберт Бикбов в предыдущем материале «Реального времени» рассказал об исполнении бюджета Татарстана по итогам 2015 года. В продолжение темы он делится своими прогнозами о крайне низкой вероятности секвестра республиканского бюджета в 2016 году.

Миф бюджетного планирования

Есть один устойчивый миф: бюджет нашей республики очень тесно зависит от так называемых сценарных условий (цена на нефть, курс доллара, темп инфляции). И если в отношении федерального бюджета такие сценарные условия весьма важны и значимы, то, что касается нашего республиканского бюджета, там совсем другая история. Ну, посудите сами, еще к октябрю 2015 года при принятии республиканского бюджета на 2016 год сценарные условия были таковы:

  • цена на нефть = $60 за баррель;
  • курс доллара = 56,8 рубля;
  • инфляция = 7,0%.

При этом российские сценарные условия федерального бюджета-2016 почему-то отличаются от татарстанских:

  • цена на нефть = $50 за баррель;
  • курс доллара = 63,3 рубля;
  • инфляция = 6,4%.

Но, что важнее всего, и тот и другой прогноз крайне далеки от текущей экономической ситуации:

  • цена на нефть = $33 за баррель;
  • курс доллара = 77 рублей;
  • инфляция (официальная) = 12,9%.

Понятно, что в федеральном правительстве разговоры о как минимум 10-процентном секвестре расходов федерального бюджета носят уже налет неотвратимости. В случае с нашей республикой все не так фатально.

Давайте посмотрим исполнение консолидированного бюджета Татарстана за 2015 год и официальные сценарные условия, которые не пересматривались в течение всего бюджетного года. А они в свете последних событий вообще вызывают удивление:

  • цена на нефть — снижение до $100 за баррель;
  • курс доллара — рост до 38,8 рубля в 2017-м;
  • инфляция (официальная) = 5,0%.

Казалось бы, республиканский бюджет должен был при таких абсурдных выкладках рассыпаться в прах, но нет: он был сведен даже со сверхплановыми доходами и относительно небольшим дефицитом. Уже одного этого достаточно, чтобы усомниться во влиянии сценарных условий на исполнение нашего республиканского бюджета.

Для того чтобы лучше понять это, рассмотрим глубже некоторые особенности бюджетного планирования в Татарстане.

Бюджетное планирование по-татарстански

Известно, что всего три вида налогов составляют 80% всех собственных доходов консолидированного бюджета республики:

  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество.

И если с налогом на прибыль еще есть вопросы, то налог на доходы физических лиц и налог на имущество не зависят прямо ни от курса доллара, ни от цен на нефть, и подсчитываются они несложно.

По налогу на прибыль используются данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики. На совещаниях с участием министерства экономики, налоговой службы, отраслевых министерств рассматриваются порядка 160 предприятий, которые уплачивают в бюджет более 65% налога на прибыль. При этом ПАО «Татнефть» обеспечивает около 30% совокупного налога на прибыль республики.

Такова специфика давно устоявшегося порядка бюджетного федерализма: цена на нефть очень слабо влияет на отчисления «Татнефти» и малых нефтяных компаний в республиканский бюджет и весьма сильно значит для федерального бюджета. Несмотря на то что у той же «Татнефти» 64% выручки (по данным за 9 месяцев 2015 года) — это экспорт, часть выручки, которая зависит от цены на нефть и курса валюты, «срезается» и прямиком попадает в федеральный бюджет через механизм взимания экспортных пошлин.

На прибыль будет влиять множество других факторов, и службы компаний, готовящие бизнес-планы, лучше осведомлены, и их прогнозы в этом плане точнее.

Крупные статьи консолидированного бюджета Татарстана (в млрд руб.)

СТАТЬИ

2015 факт

2016 план

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

242,5

194,3

-48,2

-19,8%

1.1. Налог на прибыль

72,3

57,3

-15

-20,7%

1.2. НДФЛ

57,9

59,3

+2

4,8%

1.3. Акцизы

20,7

18,9

-1,8

-8,7%

Что мы видим? Во-первых, доходы совокупного бюджета Татарстана по плану в 2016 году очень сильно занижены по сравнению с фактическим исполнением 2015 года. Здесь заложен 20-процентный резерв по прочности. Очень солидный буфер от возможных неприятностей. Во-вторых, налог на прибыль и акцизы тоже имеют значительную фору. Единственный рост — это рост, закладываемый по НДФЛ. Здесь сказывается необходимость продолжения реализации «майских указов» в 2016 году.

Нет причин для урезания

Расходы консолидированного бюджета в 2016 году планируются в сумме 200,1 млрд рублей. При этом фактическое исполнение в 2015 году составило 248,9 млрд рублей. Здесь прямо противоположный результат: фактическое исполнение по расходам в 2015 году на 24,3% оказалось больше плана на 2016 год. Главная техническая сложность — удержать расходы в 2016 году на уровне запланированных. Но повторюсь, что сверхплановые расходы будут закрываться из сверхплановых доходов, вероятность получения которых весьма и весьма высока.

При проектировке объемных показателей по расходам на 2016 год учитывалось следующее:

  • повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в рамках реализации указов президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в соответствии с дорожными картами;
  • рост заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, не вошедших в категории работников, повышение заработной платы которых определено указами президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, государственных гражданских служащих Республики Татарстан и других категорий работников государственных органов Республики Татарстан на 7,0% с 1 октября 2016 года;
  • публичные обязательства, расходы на питание и медикаменты индексируются на 7,0% с 1 января 2016 года;
  • стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2016 года на 7,0%;
  • коммунальные услуги учтены с ростом 7,5% с 1 июля 2016 года.

Все эти увеличения уже учтены в скромных бюджетных планировках 2016 года, так что нет никаких сомнений в их реализации.

Вообще, тенденция такова, что растут первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2016 год они вырастут на 5% и составят 74,7% от общего объема расходов. Урезают такие расходы только в самую последнюю очередь, только после расходов инвестиционного характера. Так что за 3/4 нашего бюджета можно быть спокойным.

Единственный момент, где можно ждать подвоха, — это сокращение поступлений из федерального центра. В прошлом году по этой линии поступило 33,9 млрд рублей.

Федеральный бюджет сейчас пересматривается с секвестром на 10%, что, вероятно, снизит возможность получения Татарстаном федеральных трансфертов (дотаций, субвенций и субсидий), которые были предусмотрены ранее. Однако это тоже не факт, ведь много трансфертов также относятся к защищенным статьям и не подлежат корректировке. Так что размер потерь по этому источнику будет также минимальным и легко перекрываемым сверхплановыми доходами бюджета-2016. Кроме того, вряд ли федеральный центр в случае с Татарстаном будет жестко настаивать на «секвестре ради секвестра», ведь, как ни крути, мы все-таки регион-донор. А значит, можно рассчитывать и на особое отношение…

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров