Михаил Зотов, ЧМ-2015: «У нас уже продано 50 тысяч билетов. За 130 дней до начала это очень неплохая история»
Организаторы чемпионата мира по водным видам спорта в Казани намерены изменить подход к продаже сувениров, пытаясь найти баланс между количеством и качеством подарков для гостей мега-события. Заместитель директора АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» Михаил Зотов в развернутом интервью «Реальному времени» рассказал о том, как к чемпионату «развели» понятия сувениров и национальных изделий, чем помогут местным ремесленникам и что хотят выпускать под брендом FINA-2015.
«Здоровые отношения» с Нури Амдиевичем
— Руководитель Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев на заседании комитета в Госсовете РТ пожаловался на дирекцию, которая к Универсиаде закупила китайскую «сувенирку» на общую сумму $3 млн, и обещал бойкотировать ЧМ-2015. Удалось как-либо урегулировать конфликт?
— С господином Мустафаевым у нас здоровые рабочие отношения. Недавно мы с Нури Амдиевичем обсуждали тему лицензионной продукции, он согласился, что расчеты на Универсиаду были неверными. Как и все остальные наши лицензиаты, он — коммерсант, у которого к тому же были льготные условия: он не платил фиксированную стоимость, как другие. На мой взгляд, довольно-таки опрометчиво делать горы сувенирной продукции и на все подряд ставить логотип соревнований. Но это решение самого лицензиата.
Все подарочные наборы партнеров формируются по пожеланиям и состоят как из изделий татарстанских ремесленников, так и из просто сувениров. Наши партнеры выбирают из перечня лицензионной продукции те, которые им понравились, и подают нам заявку на их приобретение. Для себя же мы заказываем сувенирную продукцию, которая требуется нам для продвижения, например, на выставках и других событиях. Мы делаем заказ на продукцию в определенном количестве, например 2 тысячи магнитов, и сразу покупаем ее у производителя (лицензиата). Лицензиат — это тот производитель, который приобрел права на изготовление лицензированной продукции.
До 31 марта на официальном сайте 16-го чемпионата мира FINA по водным видам спорта открыт конкурс лицензиатов. Пожалуйста, подавайте заявку, что хотите производить то-то и на таких-то условиях. Есть желающие, они понимают условия сотрудничества и согласны работать. Понятно, что половина из них — это люди, с которыми мы работали на Универсиаде. И если они хотят повторить опыт сотрудничества, значит, есть в этом смысл. Если, например, ваши условия по производству чехлов (показывает брендированный черный чехол на своем iPhone — прим. ред.) окажутся лучше, чем у других, вы сможете стать лицензиатом. В частности, лицензиат по чехлам для iPhone у нас пока всего один.
— А будут еще?
— Конечно, будут, если лицензиатов найдем. Надо понимать, что все, работая на Универсиаде, били пальцем в небо. Все думали, что сейчас все продадут. Но вот видите коробки, которые тут стоят, — это все нереализованная продукция. Это продукция тех компаний-лицензиатов, которые не смогли выполнить свои финансовые обязательства перед нами. Они попросили забрать у них хотя бы продукцией — у меня полный склад этими коробками набит. И мы идем навстречу. А могли идти в суды, затребовать миллионы по этим контрактам.
Не повторить опыт Катара
— Получается, что люди делали продукцию, не до конца понимая, сколько будет посетителей, как они будут покупать сувениры и в каком объеме?
— Как вы думаете, а у кого данная информация была? Вот, например, проходит в городе матч «Рубина» с кем-то. Как можно предположить, сколько народу приедет на этот матч? Никто не может. У нас есть свои определенные финансовые отношения с лицензиатами, но диктовать условия продажи мы никому не можем, это же их деньги. Мы можем только посоветовать сделать поменьше.
Моя позиция состоит в том, что нужно сделать качественную лицензионную программу, соотношение цены, качества и ассортимента. Вот, например, на чемпионате мира FINA на короткой воде в Катаре, на который мы в декабре ездили, лицензионная программа состояла из восьми позиций. Восьми! (Для сравнения: у ЧМ-2015 уже около десятка лицензиатов — прим. ред.). Не знаю причин такой кампании в Катаре, но мне не хотелось бы, чтобы на предстоящем чемпионате в Казани было то же самое.
— Какие-то ошибки учтены сейчас, как-то изменится маркетинговая стратегия?
— Мы встречались в Кабмине с предприятиями, общались в том числе и с Нури Амдиевичем. Когда я его позвал прийти и предложить свои условия (по получению лицензии на изготовление брендированной продукции — прим. ред.), он отказался. Я ему даже сказал, что будем работать на безвозмездных условиях, передадим в пользование логотип, и если что-то продастся, заплатите роялти. Нет так нет. Он ответил: «Я понимаю риски, именно поэтому не хочу. Потому что национальное есть национальное, и я не считаю нужным на него наносить логотипы». В этом вопросе я с ним согласен. Есть национальная татарская кожаная обувь — ну она же классная, любой логотип ее испортит. Он может быть на упаковке как знак определенной принадлежности.
Поэтому я ему предложил выставиться в парке FINA, который будет между стадионом «Казань Арена» и Дворцом водных видов спорта. Это аналог парка Универсиады, где будет проходить вся культурная программа. Там также будут сувенирные точки. И я ему сказал: пожалуйста, мы бесплатно предоставим место и даже коммуникации. Обычно все платят хотя бы за расходники, за электроэнергию. Но мы и эти расходы готовы взять на себя, чтобы поддержать производителей национальных сувениров. Попросил их сделать все красиво. Мы с Нури Амдиевичем начали вместе креативить: он сказал, что у него есть деревянный вагончик в национальном стиле, кузницу можно поставить. Мы только поддерживаем эту инициативу, рады, что в парке будет уголок народных промыслов и все гости пойдут туда. А в другом конце парка будут продаваться, как вы говорите, китайские аналоги. Но это не аналоги, это другие вещи.
— Значит, договоренность о том, что у него будут свои места, уже есть?
— Я бы сейчас не привязывался ко множественному числу, будут места или место. Пусть он сначала предложит варианты. Спланирует одно большое хорошее место в парке. Ему нужна проходимость. Мы, конечно, можем ему дать точку на каждом спортивном объекте, но он оттуда уедет через 2 дня.
Тонкая сувенирная материя
— Почему? Плохо продается?
— Продается и окупается — это разные вещи. Там же нужно ставить специальную палатку, продавца. Нельзя поставить вот такой стол, как на Баумана выкладывают очки и игрушки. Так не бывает, есть определенные требования к внешнему виду. Чтобы сделать хороший павильон, логистику, это все денег стоит. Хорошее место я и предлагаю, это в парке. Где каждый день мы ждем по 20 тысяч гостей.
— Сувениры отдельно, ремесло отдельно?
— Совершенно верно, а зачем смешивать? Этот опыт был на Универсиаде, но любой опыт, даже отрицательный — это положительно. И палата ремесел вынесла вот такой опыт.
Не надо забывать, что есть еще оператор по продаже лицензионной продукции, который должен включать свою маржу. Он же продает, у него есть арендные площади, продавцы, биперы, которые надо клеить на товары, чтобы их не украли и не повредили.
Мы встречались с потенциальными операторами и лицензиатами. У нас есть производители, которые изготавливают в Казани, например, кружки. То есть кружки — привезенные, а нанесение делается здесь. Это местное производство? Я считаю, что да. Вообще, «сувенирка» — тонкая материя. Всем кажется, что это недорогие безделушки, но на самом деле, это колоссальный труд и риски, особенно если учесть, что происходит с долларом. В нынешней ситуации, я считаю, что надо памятник поставить тем, кто берется делать сувениры из так называемой китайской продукции, потому что она стала в 2 раза дороже.
Инвестировать в «сувенирку» боятся во всем мире
— Какие самые популярные виды товаров среди тех, кто уже заявился?
— Популярно все, но наиболее популярен «мелкий» товар. Он делается большими тиражами и хорошо раскупается. Мы все понимаем, что на выходе эта продукция дешевле, чем те же самые спортивные костюмы.
Не стоит забывать, что у нас впервые в истории одновременно с основным чемпионатом проходит чемпионат мира в категории «Мастерс». Лицензионная продукция потребуется и здесь. На «Мастерс» участники приезжают с семьями, они сами оплачивают проживание и питание, покупают сувениры. По мнению представителей FINA, спрос на продукцию будет хороший. И мы настаиваем, чтобы та продукция, которая делается на чемпионат, была представлена и в символике «Мастерс». Потому что обидно, если на ЧМ будет представлена целая линейка сувениров, а на «Мастерс» их будет мало. Я был на таком чемпионате в Монреале в прошлом году, там сувенирная линейка была опять-таки в 4 наименованиях. И представлена она была только спортивным брендом Speedo, они просто делали футболки с надписью «Монреаль».
— То есть во всем мире люди боятся вкладываться в «сувенирку»?
— Совершенно верно, это же деньги. Куда потом девать продукцию? Бренд же не сотрешь. Поэтому мы благодарны нашим лицензиатам за то, что они готовы производить столь широкий ассортимент продукции.
— Кто в основном заявляется на получение лицензии — компании из Казани или из других регионов?
— Есть и из Казани, и из других регионов. Изначально производство мягкой игрушки, например, обсуждалось с крупной тольяттинской фирмой. Они будут сотрудничать с одной из казанских компаний, берут на себя разработку. Есть одна московская компания, которая хочет делать бинокли. Тут даже я удивился! Причем это государственный Лыткаринский завод (ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» — прим. ред.), который занимается оптикой, у них основная история — оборонзаказ. И к вопросу об импортозамещении: они начали двигаться к тому, что надо идти на рынок. Мы общались и высказали свои опасения, чтобы они правильно рассчитали стоимость своего товара, так как он недешевый. Но сама идея нам очень понравилась, хотя я не знаю, как бинокли будут продаваться. Этот продукт будет классный, но не дешевый.
Были еще желающие из Казахстана. Но они в итоге отказались, потому что решили участвовать в проекте EXPO в 2017 году. Желающих много, но это как в спорте — до финиша добегают не все. Но я все же думаю, что десяток лицензиатов-то мы привлечем.
YouTube как рекламоноситель
— Как продвигается реализация билетной программы? Учтен отрицательный опыт Универсиады?
— Мы 30 сентября стартовали с продажей билетов. Вы думаете, ринулся народ в кассы?
— Конечно, нет?
— У нас уже продано 50 тысяч билетов, это 10% от общего количества: за 130 дней до начала это очень неплохая история. Понятно, что заранее люди не берут билеты. Вот вы, например, когда покупаете билеты на концерт или в театр, заранее?
— Не получается — сложно спрогнозировать, буду ли свободна в тот или иной день.
— Вот возьмите эту фразу и помножьте на всю страну: все мыслят абсолютно так же. Люди сидят и ждут до последнего, и я тоже такой. Мы не покупаем билеты заранее, а потом жалуемся, что в кассах очереди и билет достать невозможно. Благо сейчас в Интернете очередей нет: берите, покупайте, потом решите, пойдете ли. Если нет, то, думаю, среди ваших знакомых найдутся желающие. Кстати, хочу предупредить, что появились сайты-дублеры, которые пытаются перепродать наши билеты даже на церемонии открытия и закрытия, хотя их в принципе еще нет в продаже. Есть официальные сайты ticketkazan2015.com и kazan2015.com, а все другие автоматически считаются фейковыми. Также есть офлайн-кассы в «Корстоне» и «Казань Арене». В ближайшее время мы планируем открыть кассы в торговых центрах и в других городах республики и даже РФ.
— В целом концепция продвижения чемпионата как-то изменилась? Вот, например, будет канал на YouTube стоимостью несколько миллионов рублей.
— Это уже было на Универсиаде — проект «Юни-TВ». В рамках продвижения ЧМ-2015 будет работать интернет-канал KAZAN2015 TV на YouTube, проект, который стартует сейчас и будет реализовываться вплоть до конца чемпионата. Если говорить о соизмеримости затрат, то завесить весь город наружной рекламой будет стоить десятки миллионов рублей за один месяц. А сколько людей увидит данный плакат и сколько потом побежит в кассы, это тоже тяжело спрогнозировать. И это речь только об одном городе. Если бы у нас были огромные бюджеты, мы закатали бы весь город в FINA. А то многие говорят, что якобы вот на Универсиаду было все закатано, а здесь другая история. Ну давайте не будем путать: Универсиада — это первые за последние 30 лет крупные международные мультиспортивные соревнования в России, которые предшествовали Олимпийским играм, были одним из ключевых федеральных проектов с серьезными федеральными вливаниями не только в продвижение, но и в инфраструктуру города и республики. А здесь чемпионат мира, который хоть и является одним из наиболее статусных спортивных соревнований и проходит под эгидой Международной федерации плавания, это спортивное соревнование. Кроме того, вы сами видите, как в настоящее время складывается экономическая ситуация. Если бы мы могли себе это позволить, то, наверное, были бы более активны в плане продвижения. Но я уверен: Интернет является лучшей площадкой для продвижения чемпионата. «Наружка» потихонечку умирает, все уходят в Интернет. Поэтому канал на YouTube — одно из основных средств. Там будет все: и история чемпионата, и рассказ о спортсменах, и описание. Каждый день будет новый ролик.
— До старта осталось 130 дней. Что уже сделано, что предстоит сделать?
Работа идет планомерно, четко по графику, за этим в дирекции следят специальные сотрудники, проектные менеджеры. Билеты продаются, идет работа по подготовке к застройке временных объектов. 15 апреля для нас станет очередным рубежом в преддверии чемпионата — будем отмечать 100 дней до старта.
Полмиллиона билетов на ЧМ
— Не могу не спросить, отразились ли как-то геополитические сложности России на проведении чемпионата? Изменилось ли количество ожидаемых иностранных гостей?
— Наши двери открыты для всех, мы гостеприимны и стараемся сделать все, чтобы на чемпионат приехало как можно больше гостей, — посещаем международные выставки и соревнования, рассказываем о чемпионате. И мы видим результат этой работы, цифры говорят сами за себя: на участие в соревнованиях уже подало заявки рекордное количество стран — 183. Уверен, для того чтобы у людей не сложилось ложное представление о городе, его населении, людях, нужна открытая позиция и откровенный разговор. Это и есть наша задача, потому что спорт вне политики. Особо хочу подчеркнуть, что для спортсменов чемпионат мира — самое значимое событие 2015 года, так как это отбор на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро в 2016 году. И если не принимать в нем участие, то тогда не будет и Олимпиады — для многих спортсменов она является главной целью, центральным событием в жизни.
— Напомните последние цифры по количеству спортсменов и гостей?
— Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани пройдет с 24 июля по 9 августа 2015 года. Ожидается, что в соревнованиях примут участие 2,5 тыс. спортсменов и 1 800 официальных лиц. В Казани будет разыграно рекордное за всю историю чемпионата количество наград — 75 комплектов в 6 видах спорта. Что касается чемпионата мира «Мастерс», то здесь ожидается около 5 тысяч участников. Говоря о гостях, отмечу, что зрительская программа на самих соревнованиях рассчитана на 425 тысяч билетов. Еще 70-80 тысяч — это билеты на церемонии, которые пройдут на «Татнефть-арене». Сложив две эти цифры, получим около 500 тысяч.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.