Новости раздела

Генплан Казани: второй мост к Иннополису, пешеходная Кремлевская дамба и 24 развязки сверху

Концепция будущей транспортной инфраструктуры столицы Татарстана

В интернете появилась пояснительная записка к проекту генерального плана городского округа Казань под названием «Транспортная инфраструктура. Этап 2. Разработка Концепции». Документ был подготовлен в 2015 году Государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы». Заказчиком проекта выступает МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполкома Казани». Корреспондент «Реального времени» проанализировал 200 страниц документа.

Двести страниц анализа и утопии

Отметим, в декабре 2015 года руководитель исполкома Казани Денис Калинкин утвердил Комплексную схему организации дорожного движения Казани. Схема была разработана петербургским Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры, ее презентовали в ноябре. Этот институт в 2007 году участвовал в разработке новой схемы движения общественного транспорта в Казани.

Ряд положений из этого документа совпадают с предложенными московским Институтом генплана, однако многие пункты и отличаются. «Реальное время» решило разобраться в двухсотстраничном документе и посмотреть, что именно предлагают московские проектировщики. Большую часть документа составляет анализ нынешней ситуации в транспортной жизни Казани, однако есть и вполне конкретные рекомендации.

Накрыть Салимжанова платформой и добавить набережных

Московский институт предлагает порадовать жителей Казани новыми пешеходными пространствами. Создавать их предлагается в привязке к нынешним пешеходным зонам — улицам Баумана, Петербургской и пешеходной зоне в Старо-Татарской слободе. Как обещает проектировщик, будет максимально задействован потенциал территории и его высокая функциональная насыщенность.

НИиПИ Генплана Москвы предлагает создать следующие пешеходные зоны:

  1. Проект пешеходной зоны на набережной Кабана. Для этого предлагается отвести движение транспорта с улицы Марджани на улицы Тукая и Сары Садыковой на участке от улицы Татарстан до улицы Сафьян. В результате, по замыслу проектировщиков, должна быть создана единая пешеходная зона с действующей пешеходной улицей Каюма Насыри и проходами по внутриквартальным территориям. Если проект будет реализован, в результате должен получиться исторический пешеходный квартал с татарской архитектурой и атмосферой.
  2. Второй пункт кажется чем-то фантастическим: предлагается организовать пешеходную площадь между парком Тысячелетия и набережной озера Кабан. Таким образом, должно возникнуть единое пешеходное пространство с площадью у театра Камала и набережной в Старо-Татарской слободе. Самое интересное (и, кажется, слабо реализуемое) в этом замысле — то, как планируется решить проблему улицы Салимжанова, являющейся сейчас преградой между парком Тысячелетия и озером Кабан. Московские специалисты предлагают понизить уровень проезжей части по улице Салимжанова и накрыть ее платформой. На этом описание замысла заканчивается — непонятно, идет ли речь о полноценном тоннеле на месте нынешней улицы Салимжанова или у московских планировщиков есть какое-то другое, еще более диковинное видение этого участка местности.
  3. Пешеходная набережная Волги — на участке от улицы Девятаева до улицы Ташаяк. Иначе говоря, предлагается сделать набережную на участке от Речного вокзала до железнодорожного вокзала, а связь с центральной частью города обеспечить подземным пешеходным переходом. Далее пешеходный переход должен плавно перетечь в пешеходную эспланаду (широкое открытое пространство или широкая улица с аллеями посередине) между зданиями Дворца спорта и ЦУМа, пройти пешеходным мостом через Булак и выйти к станции метро «Кремлевская».
  4. На левом берегу Казанки также предлагается сделать набережную, причем по всей длине — от улицы Пролетарской до «Казань-Арены». Речи о соединении этой пешеходной зоны с уже действующей набережной на другом берегу Казанки с помощью моста при этом не идет.
  5. Вдоль Булака, Нижнего и Среднего Кабана предлагается устроить пешеходно-велосипедные коммуникации. По замыслу проектировщиков, эти зоны (которые предлагается организовать на базе существующих расширенных тротуаров) обеспечат связность Кремля, набережных Казанки и Волги, площади у театра Камала, улиц Баумана и Петербургской. Специалисты НИ и ПИ Генплана Москвы отмечают, что в районе озера Кабан коммуникации необходимо проложить, используя свободную от застройки прибрежную полосу, а в заболоченных или занятых индивидуальной застройкой местах соорудить настилы над водой.
  6. На улице Татарстан от улицы Габдуллы Тукая до площади Тукая, на нечетной стороне (той стороне, где находится театр Камала и ТЦ «Кольцо») также предлагается организовать эспланаду. Впрочем, непонятно, что в данном случае подразумевается под эспланадой, учитывая, что тротуар здесь и без того достаточно широк.
  7. Еще одна эспланада предлагается на Кремлевском мосту, причем создать ее нужно за счет сужения проезжей части. Неизвестно, порадуются ли этой новости люди, перемещающиеся по городу на автомобилях.
  8. Предлагается несколько пешеходных мостов: два — через Булак, один — через Нижний Кабан, на месте действующего моста у «Нэфиса», два — через Ботаническую протоку, на территории зоопарка, один — с южной стороны железнодорожной насыпи «для обеспечения движения вдоль северного берега озера Кабан».
    Где, по замыслу проектировщиков, предлагается расположить последний из указанных мостов, корреспондент «Реального времени» так и не смог понять, сколько ни силился. Также осталось загадкой, что имеют в виду проектировщики, говоря про мост «через Монастырскую протоку на выходе из озера Средний Кабан». На этом мосту предложено устроить площадки с видом на стартовые позиции при проведении соревнований по гребным видам спорта. Логично предположить, что он должен расположиться напротив Центра гребных видов спорта.
  9. Помимо этого, предлагается создать подземный пешеходно-велосипедный пандусный переход через улицу Татарстан между Булаком и Кабаном; такой же — в продолжение улицы Марджани, в сторону Технической; четыре пешеходных перехода через железнодорожные пути к набережной Волги — около стадиона, вокзала, около улиц Чернышевского и Тази Гиззата; сделать дополнительные четыре выхода на набережную Казанки — в районе улицы Подлужной.
Институт рекомендует построить южный обход города с подключением к магистрали М7 и выходом на новый мост через Волгу, построить платную скоростную автодорогу Москва — Казань. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Через Волгу — к «Светлой поляне»

Рекомендации Института по развитию транспортной сети кажутся логичными и закономерными. Тем не менее в некотором плане они выглядят как утопия, учитывая, что реальность темпов строительства дорог в городе и стране несколько отстает от предложений института.

Предложения института включают два типа рекомендаций. Первый касается развития системы внешних транспортных связей, обеспечивающих развитие Казанской агломерации. К этим рекомендациям институт относит: строительство ВСМ Москва — Казань, строительство еще одного моста через Волгу в районе деревни Гребени (деревня находится в Верхнеуслонском районе, напротив базы отдыха «Светлая Поляна»: по мнению составителей генплана, наличие лишь одного моста через Волгу существенно повышает риски транспортной доступности Казани).

Кроме того, институт рекомендует построить южный обход города с подключением к магистрали М7 и выходом на новый мост через Волгу, построить платную скоростную автодорогу Москва — Казань. Помимо этого, проектировщики предлагают повысить пропускную способность действующих региональных трасс: реконструировать действующую трассу М7, соединить ее с трассой М5, реконструировать дорогу Р239 Казань — Оренбург с обходом населенных пунктов, дорогу на Пестрецы (с продолжением ее до границы с Тюлячинским районом), трассу Казань — Шемордан.

Помимо этого, предлагается сформировать транспортные связи Лаишевского района с соседними Пестречинским и Рыбно-Слободским районом, а также восстановить сеть водных маршрутов по Волге и Каме, реконструировав водные объекты и построив туристические объекты водного спорта и отдыха.

Южный обход Казани и Мамадышский тракт — до Ершова

Что касается второго вида рекомендаций — по строительству внутригородских дорог, то институт предлагает два варианта. Вероятно, один из них институт считает более бюджетным, другой — предпочтительным. Хотя, вновь вспоминая о реальности в сфере дорожного строительства, оба они кажутся «красивыми картинками».

Первый (видимо, предпочтительный) вариант включает строительство магистралей скоростного движения. В частности, их предлагается построить параллельно северному ходу железной дороги и ВСМ Москва — Казань. Полукольцевая скоростная магистраль предложена между Большим казанским кольцом (проспектами Ямашева и Победы) и трассой М7, а также — вдоль железнодорожной ветки на аэропорт с выходом на Матюшинский тракт.

Помимо этого, предложено строительство магистралей первого класса: участка Мамадышского тракта от улицы Николая Ершова до проспекта Победы, по Магистральной улице с выходом на проспект Победы с использованием Тихорецкой улицы.

Также предлагается строительство магистралей второго класса: Воскресенского тракта, радиального направления в секторе между улицей Мира и Мамадышским трактом, полукольцевой магистрали на продолжении дороги на Вороновку от южного обхода города до нового радиального направления. Кроме того, авторы предлагают реконструировать Горьковское шоссе, Боевую улицу, Аракчинское шоссе, Приволжскую улицу, улицу Комиссара Габишева, улицу Кул Гали. Реализация данной схемы магистралей потребует строительства 24 транспортных развязок и реконструкции 66 км существующих магистралей.

Второй вариант предполагает строительство магистралей первого класса — вдоль ВСМ, соединяя въезды в город со стороны Горьковского шоссе и Дербышек. Также предлагается строить полукольцевую магистраль-дублер М7, соединяя развязку М7 и Мамадышский тракт с Оренбургским трактом.

Помимо этого, авторы говорят о строительстве магистралей второго класса — в районе «Оргсинтеза», реконструкции Аракчинского шоссе, строительстве магистрали вдоль железнодорожной ветки на аэропорт и полукольцевой магистрали с внешней стороны Большого казанского кольца. Реализация этой схемы потребует, согласно замыслу проектировщиков, строительства 24 транспортных развязок и реконструкции 19 км существующих магистралей.


Максим Матвеев

Новости партнеров