Минэкологии: «Речь идет о полном запрете строительства на береговой полосе»
Войну строительству жилья в водоохранных зонах татарстанских водоемов объявило республиканское минэкологии. В ходе сегодняшней коллегии ведомства его глава Фарид Абдулганиев предложил ввести мораторий на строительство новых домов. Тем временем в рамках курса на снижение вредных выбросов в атмосферу власти Татарстана намерены запретить продажу на автозаправочных станциях судового топлива для заправки автомобилей. Какие еще темы стали ключевыми в работе минэкологии РТ, выясняла побывавшая на коллегии ведомства корреспондент «Реального времени».
Минниханов призвал бороться с «сомнительными» заправками
Татарстану необходимо ликвидировать продажу судового топлива на АЗС, считает министр экологии и природных ресурсов Фарид Абдулганиев. С такой инициативой он выступил на итоговой коллегии министерства 18 января. По словам министра, судовое маловязкое топливо не отвечает экологическим требованиям, но им регулярно заправляются желающие сэкономить водители грузовиков. «Выявлены 84 АЗС, осуществляющие его продажу. В ближайшее время эта проблема в республике будет решена путем полного запрета реализации данного топлива для автотранспорта, но она требует правового регулирования на федеральном уровне», — заявил он на коллегии.
Как он позже рассказал журналистам, соответствующие документы министерство уже готовит, но каким именно станет механизм запрета, не пояснил. «На федеральном уровне нам тоже необходима поддержка, чтобы экстраполировать пример на всю страну», — говорит Абдулганиев.
О сильном вреде судового топлива заявил и президент Татарстана Рустам Минниханов. «Содержание серы превышает в тысячу — полторы тысячи раз содержание серы в дизельном топливе стандарта Евро-5. Люди, которые удешевляют расходы на топливо, получат их в пятикратном размере за ремонт двигателя. Это топливо, конечно, разрушает двигатель внутреннего сгорания», — говорит он.
Так, содержание диоксида серы в выбросах при сжигании дизтоплива составляет 8,5 мг/куб. м, а при сжигании судового маловязкого — 92 мг/куб. м. «По большому счету все эти заправки имеют сомнительную репутацию, а все порядочные большие компании не позволяют себе реализацию судового топлива», — считает президент. Тем не менее, как сообщало «Реальное время», продают судовое топливо и крупные сети, такие как «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой». Причем на некоторых из них оно не просто продается в открытую — им разбавляют обычное дизельное топливо. По словам Минниханова, к обсуждению проблемы нужно подключить и депутатов Госдумы РФ. «Я смотрел передачу по телевизору на эту тему, она [проблема, — прим. ред.] остро стоит по всей стране, нам надо с этим бороться и принять соответствующие нормативно-правовые акты», — призвал он.
Сколько судового топлива на АЗС Татарстана реализуется за год, Абдулганиев ответить затруднился. Тем не менее на всех заправках республики ежегодно реализуется более 1 млн тонн топлива, из которых более 470 тыс. тонн — дизельное топливо, а более 540 тыс. — бензин.
Напомним, сейчас Татарстан активно борется с вредными выбросами в атмосферу, для этого республика в качестве пилотного региона реализует программу перевода техники на газомоторное топливо и даже планирует создать в Чистополе производство сжиженного природного газа и сеть крио-АЗС совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо». Инициаторы проекта рассчитывают, что к 2030 году в республике будет работать 16 тыс. единиц техники на СПГ, и его потребление составит 197 тыс. тонн в год. «Но будущее — переход на газовое топливо для общественного транспорта», — заявил глава республики.
Напомним, в настоящий момент на газовую технику переходит ОАО «КАМАЗ» и ХК «Ак Барс». Также Татарстан готов потратить до полумиллиарда рублей на субсидирование сельскохозяйственной техники на газу.
Кроме того, в конце года на заводе «ТАИФ-НК» было запущено производство топлива стандарта Евро-5, более экологичного по сравнению с Евро-4, который повсеместно распространен сегодня. Напомним, правительство России постановило прекратить использование этого класса топлива до июня этого года.
На карьеры не хватало денег
Другой экологической проблемой Татарстана была названа незаконная разработка карьеров. Так, по сообщению Абдулганиева, в прошлом году министерство выявило 243 факта незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, больше всего — в Бавлинском, Аксубаевском, Пестречинском, Альметьевском и Рыбно-Слободском муниципальных районах. А рекультивировать за год удалось лишь 105 карьеров, или всего 16% от общего числа выявленных. Для решения проблемы, по словам Абдулганиева, часто не хватает средств.
«Обращаемся к вам с просьбой поддержать предложение по целевому использованию средств, поступающих в виде налога на добычу полезных ископаемых, на рекультивацию незаконных карьеров», — попросил он президента. Речь идет о том, что с 1 января 100% налога на НДПИ будет поступать в местные бюджеты, что даст им дополнительно порядка 80 млн рублей поступлений. Минниханов предложение поддержал, поручив минфину выработать отдельную программу расходов этих средств.
«Исторически сложились целые поселения, комплексы…»
Не осталась без внимания и тема незаконной жилой застройки на общественных пляжах, громкое обсуждение которой началось с заседания Совета безопасности РТ, которое прошло в октябре этого года. Тогда Минниханов осудил строительство домов, как правило элитных коттеджей, в прибрежных зонах, которые должны быть общедоступными для населения. В пример приводились самые элитные казанские дачные поселки, в том числе и так называемая «казанская Рублевка» — поселок «Боровое Матюшино». «На деле к воде практически не подойти, все в заборах и частных постройках. Уже полгода работает специальная группа по наложению участков, а результатов пока никаких. Каждый делит полномочия и сферы ответственности, такое равнодушие и попустительство недопустимо», — комментировал глава республики и поручил найти виновных. Однако скандал быстро замялся.
Сейчас же Абдулганиев в числе первоочередных задач на 2016 год назвал введение моратория на жилую застройку в водоохранных зонах. «Мы говорим о перспективе, чтобы нарушения не допускались в дальнейшем. Речь идет о полном запрете строительства на береговой полосе», — пояснил он позже в ответ на вопрос «Реального времени». Однако что делать с теми домами, которые уже построены, власти, судя по всему, так пока и не решили. «Сейчас как раз вырабатывается политика о нашем взаимодействии в части этих нарушений», — ответил он.
Не добавила определенности и ремарка президента Татарстана. «Мы должны усилить контроль за проверкой законности застройки прибрежных зон», — заявил он. По мнению Минниханова, работа предстоит непростая: нужно привести в порядок законодательство и найти «формы и подходы». «Потому что, с одной стороны, мы приводим в порядок, а с другой — исторически сложились целые поселения, комплексы», — рассуждает он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
По итогам 2015 года в Татарстане, по данным минэкологии, было выявлено более 7 тыс. нарушений природоохранного законодательства, 96% из которых устранено. 644 предприятия и организации республики привлечены к административной ответственности, в судебном порядке приостановлена деятельность 104 предприятий. Судебными приставами было взыскано лишь 13% от общей суммы наложенных штрафов, которая составила 5 млн рублей. Кроме того, общая сумма за возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, составила 360 млн рублей, что в три раза превысило показатели предыдущего года. Крупнейшим явился иск к предприятию «Бавлы-Водоканал» в размере более 300 млн рублей. Предприятия республики направили более 9 млрд рублей на модернизацию своего оборудования в соответствии с экологическими стандартами.