Новости раздела

«Хочу помочь мужу»: журналист «Казанских ведомостей» стала кондуктором маршрутки

Раиля Мутыгуллина сменила профессию, но профессии не изменила

«Хочу помочь мужу»: журналист «Казанских ведомостей» стала кондуктором маршрутки
Фото: Максим Платонов

Чем может заняться талантливый журналист, решивший уйти из профессии? Первая мысль — писать книги, верно? А вот и не угадали. Журналист может заняться, конечно же, чем угодно, но вряд ли кому-то придет в голову мысль, что он станет кондуктором автобуса. Этот материал «Реального времени» — о том, как отличный журналист стал кондуктором казанского автобуса, но остался в профессии. И да, речь идет о женщине — Раиле Мутыгуллиной.

Путевые заметки

О том, чем сейчас занимается Раиля Мутыгуллина, прослужившая в «Казанских ведомостях» верой и правдой целых 14 лет, а всего в журналистике — 18 лет, автор этого материала узнала случайно. Коллега позвонила и загадала загадку — вот эту самую: чем может заниматься хороший журналист, уйдя из профессии. Разгадать ее, разумеется, не удалось.

— Она работает кондуктором и пишет об этом в соцсети!

Заглянув на страничку Раили, я застряла там, пока не прочитала все до последнего комментария. Яркие, лаконичные, полные достоинства и уважения к людям «путевые заметки» завораживали четко схваченные характерами, узнаваемыми ситуациями и прекрасным стилем.

Забегая вперед, скажу: да, я спросила Раилю, не хочет ли она со временем издать книгу. Нет, ответила она, это слишком большая ответственность. Меня этот твердый отказ огорчил, и думается, для других ее читателей это тоже будет разочарованием. Остается надеяться — вдруг она передумает?

Мне понравилась работа кондуктора. Каждый день новые лица, порой, интересные знакомства, опять-таки, новый поворот в журналистике

От первого лица

«Почти 2 месяца назад, в предпоследний день уходящего 2020 года, я поменяла работу — устроилась в одно из городских автопредприятий кондуктором. Уже с первой смены поняла, что эта работа — кладезь тем для журналиста. Ежедневные встречи с сотнями людей, среди которых находятся индивидуумы, очень интересные. Пройти мимо них я не могла. Так родился мини-проект, который работает только на моей странице в ВК».

«Знаете, что я заметила за собой, после того, как стала работать на автобусах? Еще сильнее полюбила Казань. Этот город вообще для меня особый. Впервые я приехала сюда в 1997 году. И хотя причина была не радостная — средняя дочь лечилась в ДРКБ — тем не менее влюбилась в Казань с первого взгляда. Тогда она еще не была такой ухоженной как сейчас. Но для меня это ничего не значило — очень хотелось переехать сюда и это случилось через 9 лет».

«Мои пассажиры нередко спрашивают сочувствующе: «Тяжело?». Честно отвечаю — «Нет». И это не кокетство, а, правда. Есть гораздо тяжелее работы, которые своей монотонностью, скукой, физической нагрузкой могут свести с ума. Мне понравилась работа кондуктора. Каждый день новые лица, порой, интересные знакомства, опять-таки, новый поворот в журналистике, если так можно назвать мое творчество на стене в ВК».

Я убеждена: если человек оказался в трудной ситуации, лишился работы — это не страшно, всегда можно найти замену. Переходить с одного места на другое — несложно

«Не могу я не писать!»

На вопрос, почему она ушла из журналистики, из газеты, Раиля ответила предельно честно — из-за денег. Строительство дома, кредиты — и на все про все скромная зарплата журналиста. А почему именно кондуктором? Тоже просто:

— Хочу помочь мужу. Ему три года не хватило до стажа, необходимого для льготной пенсии. Вот и уговорила супруга обучиться на категорию «Д» и стать водителем автобуса. А сама пошла в кондукторы — чтобы потом работать с ним на одной машине.

— Не страшно было так все кардинально менять?

— Я убеждена: если человек оказался в трудной ситуации, лишился работы — это не страшно, всегда можно найти замену. Переходить с одного места на другое — несложно. Я проработала 16 лет крановщицей, отсюда и льготная пенсия. А однажды поучаствовала в объявленном газетой конкурсе — написала поздравление к 8 Марта — и неожиданно для себя победила. Потом мне несколько раз давали редакционные задания, а потом пригласили на постоянную работу. Я стала корреспондентом, не имея специального образования. Работала с 2002 года по 2020-й — больше, чем на кранах! Я — рабочий человек и мне было несложно вернуться в рабочую среду, но я дала себе слово не терять того, что получила, работая журналистом. То хорошее, что я впитала — я сохраню.

— Но у тебя репортерство в крови, это видно по твоим путевым заметкам — неужели не хочется вернуться? — пытала я Раилю.

— Нет, уже не вернусь. Пишу для себя. А журналистика стала другой, амплуа репортера вымирает. С пандемией мы стали кабинетными журналистами, сидим на документах, пишем бегом — что успел, то и сдал, главное — я начинаю затухать.

— И все-таки ты пишешь...

— Да, потому что, чем я занимаюсь, мне интересно. Что ни человек, то характер, что ни день, то какие-то события. И заметки, которые я пишу для себя, соответствуют духу времени — они сжатые. Людям сегодня хочется прочесть мало, а узнать много. И мне хочется что-то новое узнать. Я необычный кондуктор — сел интересный пассажир, поговорили немного — и мой день сделан, мне хочется летать. Так что я по-прежнему больше журналист, чем кондуктор. Ездишь — и внутри все переполняет, не могу я не писать!

Они на самом деле очень отзывчивые, добрые, ранимые. Переживают за все — и за пассажиров

«Гляжусь в тебя, как в зеркало»

— Кондуктор — зеркальное отражение пассажира, — говорит Раиля Мутыгуллина. — Заходит пассажир взвинченный, готовый на скандал — и тут же вспыхивает искра. Но есть кондукторы, которые умеют сдерживаться, гасить это напряжение. Я тоже не кричу, не матерюсь — лучше спокойно сказать, если что-то не так. Зло и грубость обязательно вернутся, а это ни к чему

В своей новой профессии она видит много общего с профессией журналиста: тут и там на тебя обрушивается волна негатива:

— Но кондуктору в этом плане полегче, тут плохое быстро проходит. Три-четыре остановки — и человек вышел.

О чем молчит кондуктор

— И тем не менее, профессия кондуктора накладывает отпечаток на характер?

— О, кондукторы — уникальный народ! Не надо смотреть на внешнюю сторону — на них как будто оболочка надета. Это защитная реакция. Они на самом деле очень отзывчивые, добрые, ранимые. Переживают за все — и за пассажиров. Коммуникабельные, готовые прийти на выручку и пассажиру, и коллеге. Просто это не афишируется.

Иллюстрация этого утверждения из путевых заметок Мутыгуллиной: «Сегодня очень морозно. По градусам вроде бы терпимо, но из-за ветра холод пронизывающий насквозь. На остановке «Горьковское шоссе» заходит парень, и вплотную подойдя ко мне, просит провезти его без денег, то есть даром. По виду не наркоша, не гопник — обычный парень лет 18.

— Пожалуйста, возьмите меня, на работу надо, а денег нет.

Каждую смену попадаются желающие проехать бесплатно. Многим отказываю. Но этот парень чем-то зацепил. В жизни случаются всякие обстоятельства и мы, кондукторы, не звери. Заплатила за проезд из своего кошелька (план надо выполнять) и еще дала 50 рублей на обратную дорогу. Надеюсь, он меня не обманул».

Раиля Мутыгуллина рассказала, что сюжет, который недавно выложил в соцсети какой-то блогер — про то, как кондуктор автобуса выбрасывает из салона пьяную женщину, не имеет ничего общего с правдой

А еще, говорит Раиля, что ни кондуктор — то жизненная история. Вот одна из них, описанная ею в сети:

«Ее я заметила в первую неделю работы, настолько она привлекает к себе внимание. Немножко смешная, шумная. Копна светлых волос, облаком вокруг головы и на них маленькая вязаная шапочка, которая непонятно как держится на них. Как принято у кондукторов, сразу же начали разговаривать, как будто знакомы много лет.

А затем она села ко мне в автобус — ехала в гараж. «Я в Москву на днях собираюсь, к дочке», — заявила она, как будто продолжила прерванный недавно разговор. — «Да и лекарство надо забрать. Дорогущее, больше 200 тысяч».

Дальше она коротко и быстро, через каждое слово добавляя отборный мат, рассказала свою историю борьбы за жизнь. 15 лет живет со своей болезнью, научилась договариваться с ней, перетерпевать боль».

— Когда врачи сообщили о том, что мне осталось жить не более полутора лет, я их сразу послала: «А вот *** вам!». И, как видишь, жива еще, и их радую».

А еще Раиля Мутыгуллина рассказала, что сюжет, который недавно выложил в соцсети какой-то блогер — про то, как кондуктор автобуса выбрасывает из салона пьяную женщину, не имеет ничего общего с правдой. Нетрезвую гражданку кондуктор сама буквально затолкала в салон автобуса за несколько остановок до этого, ее довезли до дома, помогли выйти, а она не устояла на ногах и плюхнулась в сугроб. Этот-то момент и зафиксировал на видео возмущенный казанец. И добрый поступок кондуктора не остался безнаказанным.

«Жду и боюсь встречи»

Среди персонажей, описанных Раилей в путевых заметках, один пока не «засветился». Валера — инвалид без кистей рук, у которого вечно нет социальной карты, чтобы оплатить проезд.

— Он проехал бесплатно раз, второй, третий — и я с ним заговорила, — вспоминает Мутыгуллина. — И оказалось, что он знает, в каких приютах в какой день какое блюдо дают. Где кормят вкуснее. Где вещи дают. И вот он ездит — кормится.

Каждый человек, я убеждена, должен иметь не одну профессию, не одни «корочки», а две или три

А еще кондуктор-журналист очень ждет встречи с маленькой пассажиркой — девочкой, которая, ожидая на остановке автобуса, играла с бездомной собакой с желтым чипом на ухе, в салоне призналась, что очень мечтает о собаке, но родители в разводе, живет она с мамой в маленькой квартире, и мама собаку завести не готова. Потом была другая встреча — и девочка рассказала, что щенка овчарки обещал для нее завести папа, у которого свой большой дом, а она будет приходить и играть с ним.

— Я жду и боюсь встречи с ней, вдруг папа не сдержал слово, — говорит Раиля. — Думаю, что спрашивать не буду — если все сложилось хорошо, она сама расскажет.

«В крановщицы я пойду — пусть меня научат»

В выпускном классе школы Раиля Мутыгуллина оказалась на экскурсии на заводе и увидела работу мостовых кранов. И влюбилась в них на всю жизнь — она и сейчас говорит, что готова вернуться к профессии крановщицы. Только не на стройку и не на высоченный башенный кран — с нынешним уровнем техники безопасности брать на себя такую ответственность, говорит она, страшно.

— Крановщик — это рабочая интеллигенция, это профессия серьезная и ответственная, только оценивается сейчас эта работа плохо, — говорит Раиля.

Впрочем, она считает, что и сегодня есть достойные рабочие места на крутых современных заводах и что работать там куда интереснее и полезнее для собственного развития, чем протирать штаны в роли «менеджера» в магазине или офисе. Беда, по ее мнению, в том, что молодежь, под влиянием навязанных родителями стереотипов, не рвется к настоящему, достойному делу. И в том, что об этих профессиях не пишут и не рассказывают.

— Когда я вижу, что кондуктором приходит работать молодая девчонка, я ее начинаю толкать: ну что ты здесь пропадаешь — иди учись, получи специальность! — говорит Раиля. — Каждый человек, я убеждена, должен иметь не одну профессию, не одни «корочки», а две или три! У меня было три — крановщик, стропальщик и сверловщица. Большинство людей живет в узком «коридоре» — как положено. У большинства людей есть эти шоры. Если их снять, то проходит страх и легче принимать какие-то решения. А чего бояться-то — ну попробуешь, ну не получится.

Большинство людей живет в узком «коридоре» — как положено. У большинства людей есть эти шоры. Если их снять, то проходит страх и легче принимать какие-то решения

Правила жизни

Биографию журналиста Раили Мутыгуллиной легкой не назовешь. Родители — работники колхоза из Альметьевского района — перебрались с двумя сыновьями в Таджикистан на большую стройку по вербовке, стали строителями. Раиля родилась в Узбекистане в городе Янгиюль. Когда девочке было 4 года, мама, работавшая каменщицей, упала и разбилась насмерть. Родственники матери забрали Раилю и старших братьев к себе, а потом началась, как говорит она, «веселая жизнь сироты».

У нее было три мачехи, с последней она осталась жить после ухода отца и переняла от нее, как она говорит, неистребимое желание учиться, узнавать и, осваивать что-то новое:

— У нее было всего три класса образования, и она всегда жалела об этом, и подталкивала учиться меня. Говорила: есть возможность — учись! И своим дочерям я то же самое говорю.

А из своей «сиротской» жизни Раиля вынесла урок, ставший правилом жизни: никого нельзя унижать, нельзя ставить человека ниже себя, оскорблять отношением свысока — это недостойно в первую очередь со стороны того, кто унижает.

Инна Серова, фото: Максим Платонов
БизнесТранспортОбщество Татарстан Якупова Венера Абдулловна

Новости партнеров

комментарии 30

комментарии

  • Анонимно 25 мар
    В Москве нет кондукторов.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Всюду жизнь.
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    точно
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Молодец Раиля! Здоровья и счастья!!!
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    здоровья этой сильной женщине!
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Очень жаль, что этот человек получает так мало денег!
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    при этом строит дом выплачивает кредиты (к тому что мало получает).
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    А журналистика стала другой, амплуа репортера вымирает. С пандемией мы стали кабинетными журналистами, сидим на документах, пишем бегом — что успел, то и сдал, главное — я начинаю затухать.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/206716-kazanskiy-zhurnalist-railya-mutygullina-smenila-professiyu-na-konduktora

    А вот это ведь верно подмечено
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Какая сильная женщина! Спасибо Инна, что рассказали эту историю!
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Мужу повезло.
    Надо ценить такую преданную жену.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Насчёт работы менеджером вопрос спорный, рабочий класс в наше время особо не ценится.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    да, ерунда какая-то.
    Журналист зарабатывает меньше кондуктора?
    Ничего удивительного, если в Казани курьер зарабатывает больше программиста.
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    Журналист зарабатывает в 2-2,5 раза меньше кондуктора, это факт. Работает не меньше, но и не на ногах в основном.
    Но это в регионах.
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    зачем тогда учиться?
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    Молодец! Из журналистики толпами бегут из-за зарплаты 20-25 тысяч с графиком 24/7, новых корров ищут месяцами. Здорово, что не побоялась так круто всё переменить, начать заново, игнорируя все вот эти вот "ну как же так, это ж понижение по статусу".
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    сколько получает кондуктор?
    Что делает жyрналист в режиме 24/7?
    Чай в офисе пьет?
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    А блог то у нее где? почитать хочу
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    ой как трудно, наверное, такой интеллигентной женщине работать кондуктором! Сил и успехов
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    были времена, когда учителя и инженеры уходили на рынок - торговать. не место красит человека
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    ЛЮБОЙ ТРУД ЭТО-ПОЧЁТНО И УВАЖАЕМО. НЕЛЬЗЯ СТЕСНЯТЬСЯ ТРУДА, ЭТО ДЛЯ СЕБЯ, ЖИЗНИ и СЕМЬИ.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Спасибо большое Инне Серовой за великолепный материал, рассказывающий о реалиях жизни. Вот где настоящая не придуманная жизнь.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Так и у Раили узкий коридор специальностей. В журналистике она человек случайный, а все остальные - рабочие. Ну и что хорошего в рабочей, скажите-ка? Вечно в грязи, в мазуте, в опилках и прочей хрени, и все вокруг такие же... Это - жизнь?
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    Как-то очень ограниченно Вы жизнь воспринимаете...
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    Ничего не ограниченно.

    Добавлю про контингент, который получает эти самые рабочие специальности... Двух слов без мата не свяжут, и с матом, впрочем, тоже.

    Рабочая интеллигенция и в СССР была редкостью - все чаще простоватые мужики и бабы с ограниченным кругозором.

    Таких, как герой Баталова, было мало. Даже в Большой перемене сняли каких-то лубочных рабочих. Рыбникову работяги хорошо удавались. Вот самые хорошие были такими как он в Девчатах.

    Не, увольте, молодежь туда только на аркане можно сегодня затащить, дураков мало.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Позор, что журналисты так мало получают!!! Что приходится идти в кондукторы. А ведь журналистика - это сложная професия., голову ломать нужно - и ежедневно. Для некоторых-то заявление - проблема написать, а тут - каждый день по тексту. И во всем разбираться ведь надо.
    Ответить
  • Анонимно 26 мар
    Здравствуйте, ну хоть кто-то хоть что-то написал хорошее и приятное об этой работе.
    Я творческий по натуре человек и в своё время отошла от культурной деятельности, нужно было выжить одной с ребёнком.
    Из всей этого рассказа, статьи жалко НАМ ВСЕХ, тех кто по факту не нужен ,,государству,, . Зпл настолько жалкие, а цены вокруг высокий, что приходится выживать.
    Тут ещё не написано.
    Как ломаются машины и водитель чинит порой и за свой счёт.
    Как кондуктор сама раньше на красных двухдверках успевала и окна передние протирать и обилечивать.
    Как вместе в водителем мёрзну в мороз -30(например в районе РКБ)
    Кто то уезжал, бросал водителя, а кто-то сидел до последнего.
    Несказанно о баснословные плане, который нужно выполнить в наличке. О копейках за карточки...

    Ну хоть хорошо, что человек увидел, что каждый кондуктор это отдельный тонкий мир, своя волна. А резкие и крикливые, так с нашим народом как иначе?
    Просто сядут на шею.
    Благодарю автора за тему.
    Кто захочет понять суть статьи, тот поймёт.
    А кто не захочет, ему бесполезно что то объяснять.
    В журналистике сейчас мало правды ПРОИСХОДЯЩЕГО вокруг. Я не об отношении людей, Я о другом ????.
    Всем добра:)
    Ответить
    Анонимно 26 мар
    кто и о какой "этой работе" написал столь безграмотно?
    Ответить
  • Анонимно 01 апр
    Как то раз, она бесплатно взяла у меня материал для статьи в своей газете, но написала, что это было в городе Энске, в энской фирме, с энским директором - то есть обезличенно, видно она боялась написать правду об аферистах!
    Ответить
    Анонимно 01 апр
    В Казведе не она решает, что публиковать, а что скрывать. Там полный тоталитаризм. И главред придерживается такой позиции, что лучше все медом смазать и зефирками посыпать, чем критиковать. Особенно нельзя критиковать того, кто может в суд подать.

    Опять же, неизвестно, что именно вы дали, и были ли доказательства. Без доказательств только экспресс-газета публикует, для которой чем больше судов, тем больше славы.
    Ответить
  • Анонимно 01 апр
    Вот поэтому становятся неинтересными и закрываются такие местные газетки, потому что там все медом смазано и зефирками посыпано !
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии