Новости раздела

Как сохранить в Казани память о священных местах

Нужны ли городу памятные таблички на месте уничтоженных церквей и мечетей?

Как сохранить в Казани память о священных местах
Фото: wikipedia.org (Боголюбская церковь, стоявшая на месте речного техникума)

В Казани утрачено множество храмов, особенно ценные и самые старинные были уничтожены в 1920—1930 гг. Лишь единицы восстанавливаются, остальные же — канули в небытие, и сегодня экспертное сообщество спорит о том, как сохранить о них память. Колумнист «Реального времени», казанский краевед, журналист и блогер Ян Гордеев в своей очередной статье для нашего издания вспоминает утраченные церкви и мечети Казани и рассуждает, нужны ли городу памятные знаки о них и в каком виде.

В 1920—1930-е годы Казань утратила около полусотни храмов

Эта тема периодически поднимается в Казани краеведами и верующими. Стоит кому-то по теме высказаться, и начинаются дискуссии, правда, на короткое время. По моим наблюдениям, согласных много больше, чем несогласных. И, хотя этот вопрос обсуждают уже несколько лет, почему-то он не решен до сих пор.

Речь идет о возвращении памяти местам на казанских улицах, где некогда стояли церкви и мечети. Не о восстановлении храмов, а об установке памятных знаков или табличек.

В Казани в годы борьбы с религией — 1920-е и 1930-е — были разрушены, разобраны, взорваны около полусотни православных храмов и монастырей. Те, что избежали печальной судьбы уничтожения, закрывались, перестраивались, превращались в клубы, столовые, хранилища, склады, гаражи, мастерские и так далее. Конечно же, у выживших сбивались кресты и купола.

Карта Казани XIX века (красным обозначены разрушенные после 1917 г. православные храмы). Источник: wikimedia.org

Казалось, что разрушительная волна прошла по касательной мусульманские общины. Мечети в Казани чаще закрывали, чем разрушали, и перестраивали под разные нужды. Обязательно разрушался минарет, иногда михраб, но основной объем здания сохранялся.

Настоящая волна разрушений мечетей в Казани началась уже в спокойные 1970-е годы. Тогда разрушили Казаковскую мечеть на улице Татарстан. Две пороховые соборные мечети на улицах Фрунзе и Сабан. Была разобрана Вторая соборная мечеть на улице Большой в Кировском районе. Вместе с этим продолжали сносить православные храмы: разбили бывшую Смоленскую церковь на Чистопольской. Разобрали Успенский храм на улице Кирова (сейчас Московская); на этом месте потом возвели «Пирамиду».

Казаковская мечеть. Фото: wikipedia.org

«В каждом храме в алтаре стоит ангел — не важно, закрыт храм или нет»

По логике многих краеведов, память храмового места необходимо сохранять из просветительских и гуманитарных соображений. Примерная формулировка такая: мы должны помнить, каким наш город был, и тем самым не допустить забвения или повторения мрачных страниц истории. Если невозможно воссоздать храм, то хотя бы установить памятный знак с надписью, что на этом месте, когда-то стояла церковь, она была освящена так-то и в такие-то годы и разрушена.

У людей верующих более фундаментальное убеждение. В исламе, в ханафитском мазхабе в частности (он преобладает среди мусульман России), земля, на которой стоит мечеть, будет священным местом вплоть до Судного Дня. Не имеет значения, что мечеть разрушена; место, где люди когда-то обращались к Всевышнему, и призывали Его, — особое.

То же самое мы видим в христианской традиции. Кажется эта мысль описана в «Философии культа» Павла Флоренского. В каждом храме в алтаре стоит ангел, и не важно, закрыт храм, разрушен или поруган, ангел остается на этом месте до скончания времен.

Атеисты могут снисходительно улыбнуться, но в данном случае мы говорим об основании верующих сохранять священные места в городе. Много ли таких мест в Казани? Да много. Большинство застроено, там идет обычная жизнь. Но некоторые из тех памятных мест представляют собой пустыри.

Например, упоминавшаяся выше церковь Смоленской иконы Божией Матери, что в Козьей слободе. Она стояла недалеко от нынешнего перекрестка улицы Чистопольской и проспекта Ибрагимова. Храм был построен замечательным архитектором Федором Николаевичем Малиновским в начале 1900-х годов

Через Козью слободу каждое лето проходил в Казань многолюдный крестный ход с иконой Смоленской Божией Матери из Седмиозерной пустыни. Смоленская церковь была построена как остановка на долгом пути.

В 1939 году ее разрушили наполовину и перестроили в Дом пионеров. Потом здесь был кинотеатр «Октябрь». Старожилы помнят здание необычной архитектуры для красного кирпича. Храм сломали полностью в начале 1970-х, а в 1980-е годы рядом построили два 14-этажных жилых дома: ул. Чистопольская, 1 и 3. Сейчас место, где стоял храм, представляет собой заросший деревьями участок — он хорошо виден на современной фотографии.

«Знаки не должны превращаться в туристические гайды»

Есть другой пример — красивая Вторая соборная мечеть в татарской части Адмиралтейской слободы, на Большой улице.

Ее возвели в конце 1890-х на деньги Сулеймана Аитова, сына Мухаметзяна. Богатый купеческий род Аитовых много жертвовал на нужды исламской общины в Казани. Они, например, выкупили землю под строительство будущей Казаковской мечети. К сожалению, она тоже была снесена.

В 1929 году советская власть постановила закрыть Вторую соборную как «очаг дурмана и мракобесия». С мечети снесли два минарета, но основное здание сохранялось вплоть до 1970-х годов, пока не было снесено окончательно. Место мечети ныне поросло бурьяном и так сильно изменилось, что мне потребовалось немало времени, чтобы найти ее точное место.

Нужно ли устанавливать на этих местах памятные знаки. Считаю, что нужно. При этом они не должны напоминать надмогильные столбики (есть и такие идеи) и, конечно, знаки не должны превращаться в туристические гайды. Вместе с тем должны соблюдаться как требования городских властей, так и уважение к памяти места и чувствам, которые оно вызывает у людей верующих.

В начале текста я писал, что вопрос не могут разрешить уже несколько лет, хотя периодически то с одной, то с другой стороны появляются энтузиасты. Очень хочется, чтобы в этом году мы увидели хотя бы первый памятный знак.

Ян Гордеев
ОбществоИстория Татарстан

Новости партнеров

комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 24 фев
    Замечательная статья.
    Познавательная во всех отношениях.
    И памятные знаки нужны.
    Для сохранения Памяти.
    Другой вопрос - все ли хотят сохранять Память?
    Память может вызывать ощущение дискомфорта у людей.
    А большинство членов общества потребления стремится как раз к комфорту.
    Это во-первых.

    Во-вторых, люди должны не просто знать где какое здание (культовое или другое) стояло, но и почему их снесли.
    И кто их снёс.

    Тогда надо повесить таблички на дома, где размещались руководящие и карательные органы государства "пролетариата".

    Надо восстановить "памятные доски" на здании казанского ЧК, которые "таинственным" образом исчезли после ремонта здания.
    Надо повесить на здание Музея изобразительных искусств РТ табличку, что здесь размещался городской и областной комитет РКП(б), ВКП(б).
    А на зданиях казанской консерватории (Б.Красная) и совета министров РТ (площадь Свободы) вывести таблички, что в них размещался Татарский ОК КПСС.
    И т.д. и т.п.
    А на постаменте памятника В.И.Ленину надо у становить табличку, что этот красный диктатор является инициатором репрессий в отношении верующих и религиозных деятелей.
    Про другие многочисленные памятники марксистам-террористам тоже не стоит забывать.
    А что делать с улицей Дзержинского?
    Или Клары Цеткин и других марксистов-террористов, которые и возглавляли борьбу с религией и другими инакомыслящими?
    Не случайно в советское время все краеведение, а позднее и ВООПИК в частности, было под жёстким контролем соответствующих карательных структур.

    Ещё раз спасибо за интересную статью.
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    За "краеведами" и ВООПИиК в коммунистические времена "присматривали" не только советские карательные структуры, но и спецслужбы "наиболее вероятного противника".
    Это хороший "материал" для "протестных" выступлений против любой власти.
    Повод всегда найдется - опять сносят развалившийся столетний дом... Надо пойти его "отстаивать".
    Ответить
  • Анонимно 24 фев
    "В 1920—1930-е годы Казань утратила около полусотни храмов

    Эта тема периодически поднимается в Казани краеведами и верующими. Стоит кому-то по теме высказаться, и начинаются дискуссии, правда, на короткое время. По моим наблюдениям, согласных много больше, чем несогласных. И, хотя этот вопрос обсуждают уже несколько лет, почему-то он не решен до сих пор".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/204058-kak-sohranit-v-kazani-pamyat-o-svyaschennyh-mestah

    Совершенно очевидно, почему этот вопрос "не решен до сих пор".

    Его невозможно "решить", не дав морально-нравственную оценку на государственном уровне преступлениям против человечества красных диктаторов, памятник главному из которых красуется в самом центре Казани.
    И памятники Ленину стоят в каждом городе РФ и даже в селах и деревнях на самом почетном месте.
    Это не призыв к сносу памятников красным диктаторам (Орджоникидзе, Киров и прочие), как это делали с бывшими "кумирами" в США, Украине и др.
    Но рано или поздно, что-то с памятниками одиозным тоталитарным деятелям придется делать.
    Например, в Казахстане все памятники марксистам-террористам были убраны с центральных мест в городах (в том числе и Ленину и гораздо более мелким диктаторам) и перенесены на задворки парков, где создали своеобразные музейные экспозиции тоталитарным временам.
    Ответить
  • Анонимно 24 фев
    Для начала улицу Халтурина переименуйте. Это с него начался русский терроризм.
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Вообще-то "революционный" терроризм начался в Российской империи в 1866 году с террористического акта недоучившегося казанского студента Д.Каракозова - он стрелял в императора Александра II.

    Во многих городах РФ есть улица Д.Каракозова.

    Интересная фамилия.
    Фамилия "Карамзин" произошла от тюркских слов "кара" - черный и "мурза" - князь.

    Каракозов - черная коза?
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    почему же коза, может тут от "ходза" - хозяин...
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Черный хозяин?
    Символично...
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Казанский университет вообще прославился своими студентами-террористами.
    И это не только марксист-террорист Ульянов-Ленин, чье имя долгие десятилетия носил КГУ.
    Почему так много было в Казанском университет студентов-террористов пока никто и не ответил.
    Тот факт, что в Казанском университете всегда было много бедных студентов разных национальностей и этносов, на все вопросы ответы не дает.
    Но факт остается фактом - студенты КФУ опять в большом количестве поддержали радикальные и экстремистские призывы сторонников Навального.
    Ректор Казанского университета опять "отдувается" за выходки своих студентов.
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Продажность в университете всегда была: в моё время профессию юриста там получали гопники из казанских ОПГ. Беспредельщики ещё те, управы на них не было - их лично курировал замдекана по кличке "Иван - косой". Он же и инициировал отчисления неугодных студентов, если на место твоё позарился кое-кто из богатых или просто завистливых.
    Ответить
    Анонимно 25 фев
    Феофан - царство ему небесное!- поднял в своё время вопрос о восстановлении порушенных святынь. Таких, как Феофан, нет, и больше не будет.
    Ответить
    Анонимно 25 фев
    Будет, но о покойных не принято говорить в плохом ключе...
    Ответить
  • Анонимно 24 фев
    За ! таблички нужны , но вот вопрос ? есть пару тройка мест а может и больше , где разрушенная церковь стоит на месте разрушенной мечети , смелости и исторической справедливости хватит у устроителей ?
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Конечно надо поступить по справедливости - указать всю историю этого места.

    Например, Александринский детский приют - Дом ученых - Институт археологии АНТ.

    Мечеть - Сергиевская церковь - Мечеть Кул-Шариф.

    Штаб главнокомандующего Казанским военным округом - Казанский горком и Татарский обком ВКП(б) - Туберкулезный диспансер - Музей ИЗО.

    И т.д.

    Не будем брать пример с современных турецких властей.
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    И ещё :мечеть затем церковь затем кукольный театр и опять церковь .
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    Вроде в ханские времена там мусульмане не селились?
    Или у Вас есть соответствующие исторические источники?

    А вот христианская армянская община жила неподалеку в тех краях с давних времен.
    В Научной Библиотеке им.Н.И.Лобачевского есть армянское Евангелие написанное в конце 15 века - вроде в 1499 г. или 1500 г., точную дату, извините, забыл.
    Ответить
    Анонимно 24 фев
    ну так и Кул-Шариф стоит на месте бывшего монастыря
    Ответить
  • Анонимно 24 фев
    Идея хорошая.
    Сохранять Историю и Память.
    Но осуществима лишь при самой активной поддержке властей.
    Ответить
  • Анонимно 24 фев
    Развелось краеведов, что каждый, прочитав пару интернетных статей, становится краевед Всея большия и малая Казани!
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Мечети надо восстановить все, в Кремле их 4 было и собор Казанской иконы Божией матери стоит на развалинах Ханской Мечети
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии