Новости раздела

Ильшат Гафуров: «Если мы с этим не справимся, университету грозит трехлетнее отлучение...»

В Татарстане надеются возродить золотой век медицины и соединить теорию с практикой

Казанский федеральный университет принял принципиальное решение переквалифицироваться на медицину и фармацевтику, объявило руководство главного вуза Татарстана. Как стало известно «Реальному времени», в развитие медицинского направления КФУ уже вложено более 3,7 млрд рублей. Однако дальнейшее финансирование может быть под угрозой, если до конца года вуз не продвинется в вопросе создания производства лекарств. Президент Татарстана призвал решить вопрос в течение недели.

«Закат золотого века татарстанской медицины»

Вложения КФУ в создание научно-образовательного медицинского кластера практически превышают бюджет вуза на ремонт и реконструкцию всех объектов. Об этом стало известно на попечительском совете вуза. Как доложил ректор КФУ Ильшат Гафуров, всего в этом году работы велись на 24 объектах, а общие вложения «перевалили далеко за миллиард рублей» без учета строительства нового химического корпуса (его профинансировала группа компаний «ТАИФ» — прим. ред.). Так, отремонтированы 3 общежития в центре города на 3 с лишним тысячи мест (теперь условия в них не отличаются от Деревни Универсиады, утверждает Гафуров — прим. ред.), завершается полная реконструкция здания КГФЭИ, сдан новый институт геологии, кампус инженерного института, на базе КСК «Уникс» создан центр общественных организаций, построен инжиниринговый центр и отремонтированы общежития в Набережных Челнах и многое другое. Рассказал ректор и об успехах на научном поприще: 73% публикаций татарстанских ученых в научных изданиях принадлежат сотрудникам КФУ. Вуз вошел в рейтинг лучших вузов мира, заняв 334-ю позицию, что Гафуров назвал «неплохим» результатом, учитывая количество вузов в мире.

— В начале 30-х годов медицинский факультет был выведен из стен нашей альма-матер, чтобы стать основой отдельного медицинского института. По сути, это ознаменовало закат золотого века медицинской науки. Это не мой тезис, это общепринятое мнение историков медицины, — напомнил Гафуров.

По мнению ректора, такая ситуация обусловлена тем, что перед медвузами России ставились совершенно другие задачи: они должны были покрыть потребности страны в квалифицированных медицинских кадрах. А научная деятельность из университетов перешла в академию наук, тем самым произошел разрыв теории с практикой. «Все это побудило нас принять решение о создании медицинского подразделения. Мы определили медицинское направление в качестве одного из приоритетов и скоординируем на нем все ресурсы, полученные из различных источников. Мы это рассматриваем как гражданский долг», — пафосно подытожил Гафуров.

«Несмотря на кризис»: расходы КФУ на медицину растут

Изначально, по задумке руководства, в КФУ должен был появиться институт фундаментальной медицины в виде исследовательского подразделения со своим коллективом ученых по узкой тематике. «Но поскольку встал вопрос о материальном содержании исследовательских лабораторий, а расходные материалы там очень дорогие, а наука в университете финансируется не столь стабильно, как учебная деятельность, и во многом зависит от выигранных грантов, было принято решение получить образовательные лицензии по выбранным специальностям и превратить новоиспеченный исследовательский институт в полноценное научно-образовательное подразделение, что и было сделано всего за 3 года», — рассказал Гафуров. Сейчас в КФУ на медицинских специальностях обучаются 702 студента, 313 из них — иностранцы. 131 студент обучается на английском языке. «Одним из ощутимых показателей является публикационная активность: 216 статей в высокорейтинговых журналах, всего по университету — порядка 1800», — не без гордости объявил ректор. За это время из федерального бюджета было получено более 270 млн рублей грантов, и, несмотря на кризис, минобрнауки России приняло решение выделять ежегодно дополнительно 100 млн рублей для развития медицинского кластера. Всего же, по словам ректора, за 3 года в развитие медицины и технологии КФУ было вложено 3,7 млрд рублей.

Сейчас в КФУ на медицинских специальностях обучаются 702 студента. realnoevremya.ru/Максима Платонова

— Всего в рамках нашего приоритетного направления — биомедицина и фармацевтика — было создано 4 центра превосходства: биотехнологии, фармацевтика, нейробиологии, трансплантационной и регенерационной медицины, — рассказал он. Кроме того, для работы ученых, в том числе из других вузов и даже из других стран, было создано 22 площадки с современной научной инфраструктурой, где сейчас трудятся около 100 сотрудников. Там планирует создать лабораторию даже немецкий производитель лекарств Pfizer, напомнил он. Речь идет о меморандуме о взаимопонимании между Pfizer и КФУ, подписанном в августе. В его рамках, согласно официальной информации, будет осуществляться консультационное взаимодействие для создания и функционирования центра преклинических исследований, развиваться промышленный потенциал фармацевтической отрасли РТ, реализовываться создание квалифицированных кадров для отрасли.

Лекарства ставят под угрозу федеральные дотации для КФУ

Что касается местного производителя лекарств, компании «Татхимфармпрепараты», то тут он и КФУ также «подставляют друг другу плечо», как выразился Гафуров. «Вплотную подошли к открытию пилотного производства лекарственных средств и средств их доставки, ищем партнеров с лицензией на производство, готовых инвестировать средства, также с компанией «Татхимфармпрепараты» это делаем совместно, потому что опытное производство находится рядом с их территорией, вся инфраструктура нами создана еще в начале года», — заявил он.

Напомним, в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» на создание производства лекарств и субстанций на ул. Беломорская выделено 179 млн рублей. Как сообщала пресс-служба КФУ, площадь производства составит 2,2 тыс кв. м, 410 из которых — чистые помещения с классами чистоты K, D и C, для разработки технологии готовых лекарственных средств, выпуска опытных партий импортозамещающих препаратов и инновационных лекарственных средств.

В качестве стратегического партнера назывались «Татхимфармпрепараты», которому планировалось передать исключительную лицензию на объект интеллектуальной собственности. Другими партнерами, включенными в состав соисполнителей госконтрактов, являются ФГБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности», Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» и ГАУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и пр. Теперь же, судя по словам Гафурова, вопрос инвестора в производство остается открыт. «Все ваши замечания по обустройству фасада выполнены в полном объеме, — напомнил Гафуров президенту РТ Рустаму Минниханову его визит на будущее производство в марте этого года. — После того, как вы подключились, мне кажется, удастся оформить все необходимое: для нас оформление акта госприемки в этом году чрезвычайно важно, так как это реализация федеральной целевой программы, и если мы с этим не справимся, университету грозит трехлетнее отлучение по линии целевого министерства от участия в других федеральных целевых программах».

«Подпишем в этом году? На этой неделе подписывайте», — усмехнулся Минниханов.

Планы на 2016: закрыть «дорогу смерти» и открыть мегаклинику

Следующим шагом в развитии медицинского кластера станет практическое применение разработок института трансляционной медицины, созданного на базе КФУ. Как пояснил его директор Андрей Киясов, цель института — связать фундаментальную науку с клинической и ликвидировать эту «пропасть», которую сам Киясов назвал «дорогой смерти». По его словам, сейчас развивается этап международного сотрудничества: кроме взаимодействия с Японией, в мае будет крупная конференция с ассоциацией РАСА (успешные российские ученые, работающие за границей — прим. ред.), которая поддержала развитие программы трансляционной медицины. «И к 2016 году мы переходим к конкретной трансляции в клиники. Здесь разработан новый нейролептический препарат, новые разработки нейрореабилитации, персонифицированные симуляторы», — рассказал Киясов. Также, по его словам, будут внедряться разработки в области генетики и фармакогеномики.

Кроме того, как стало известно, с 1 января в новом виде заработает университетская клиника КФУ: к ней присоединятся 2-я городская поликлиника, РКБ-2 и БСМП-2. Это будет масштабный комплекс в центре города, включающий в себя 24 здания и 2 тыс. сотрудников. В него КФУ вложил с сентября этого года 633 млн рублей (340 млн было вложено в диагностическое оборудование), в последующем также ожидается вложение сопоставимой суммы. «Самое слабое звено, как нам кажется, это первичка и диагностика. А нам каким-то образом надо было позиционировать свою клинику. Поэтому первые вложения — в центр диагностики и чистые помещения под клеточные технологии», — рассказал Киясов.

Главврач больницы Альмир Абашев перечислил Рустаму Минниханову ряд проблем, с которыми сталкивается новое учреждение. Одной из его самых любопытных просьб стало повышение цен на ряд услуг. Абашев пожаловался на разноуровневую систему оказания медпомощи, когда пациент поступает в высокотехнологичный стационар на Чехова, 1, получает там широкий спектр высокозатратных медицинских технологий, а выписывается путем перевода в отделение на Ершова, 2, в бывшем здании БСМП-2. «Тогда оплата идет как за оказание услуг стационара второго уровня. Для приведения медико-санитарной части к единому уровню, по одному из сценариев, предполагается сокращение количества больных в стационаре и количество посещений на 10% от общего количества оказанных услуг, а высвободившие средства считаем возможным направить на повышение тарифов в БСМП-2», — сказал он. В противном случае больнице нужны дополнительные 75 млн рублей на выравнивание цен, пояснил он, а если этого не сделать, разница в тарифах будет приводить к перманентным путаницам, а ресурсов на покрытие увеличения себестоимости не будет.

Минниханов ответил, что привести цены к единому тарифу можно одним путем — опустить ценник услуг стационара на Чехова. «Двойного стандарта не должно быть, мы же говорим об одном стандарте. Это же надуманная кормушка, по большому счету… У нас будет нормальная медицина, когда у больного будет выбор, куда идти. Вы должны понимать, что бюджет сформирован. Но хуже того, что было, не должно быть. Если только кто-то из попечителей найдет форму поддержать дополнительно», — ответил президент.

Тем не менее он пообещал поспособствовать в решении других проблем. Первая касается роста ставки налога на имущество, связанного с переходом учреждений из региональной собственности в федеральную, с 0,3 до 1,3%, а также с сохранением республиканского софинансирования 60% стоимости оборудования (установок и томографов), что позволяло вузу тратить на них около 20 млн рублей ежегодно. «Вы являетесь бюджетополучателями федерального уровня. Выдавать деньги из республиканского бюджета было бы нарушением. Как можно это решить, надо посмотреть. Но тема есть, ее надо просто в рамках существующих возможностей сделать», — ответил Минниханов и пообещал изучить возможность выделения средств в виде грантов или субсидий.

Дина Валиуллина, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров