Новости раздела

«Система кумовства рубит всю инициативу на корню» — какое будущее у татарского кино?

Продюсеры и режиссеры из Татарстана выясняли, почему у них не выходит кино

«Система кумовства рубит всю инициативу на корню» — какое будущее у татарского кино?
Фото: Илья Репин

Татарская молодежь из Берлина затеяла «международную нескучную и неформальную on-/offline-конференцию о будущем, популяризации и проблемах татароязычного кинематографа». Режиссеры, контент-менеджеры и продюсеры собрались в Национальной библиотеке Татарстана, а обсуждение прошло в формате Zoom-конференции. Называлось действо «Татар кино: нигә татар киносы «тар»?» — «Почему татарское кино такое ограниченное?» За беседой внимательно следил корреспондент «Реального времени».

Перевод против субтитров, кинотеатры против независимых продюсеров

В процессе подготовки к встрече организаторы провели опрос, в котором поучаствовал 141 зритель из 11 стран. Из них половина смотрит татарское кино один-два раза в год, самые известные для них картины это «Мулла», «Кире» и две «Зулейхи» — та, что по роману Гаяза Исхаки, и та, что открывает глаза (так сериал стал «татарским»).

Организаторы стремились охватить все виды татарского кино. Первым делом обсуждался вопрос дубляжа западных кинофильмов. Модератор встречи, руководитель Дирекции по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино» Альбина Нафигова, к примеру, указала, что рекомендовала бы делать к фильмам субтитры — они не являются вторжением в авторский замысел, тогда как в дубляже перекрывается актерская игра.

— Вопрос копирайта — с этим нужно что-то делать, — отметила Нафигова. — Что-то продается пакетами, что-то является народным достоянием. Надо поработать над международными связями. Ведь поскользнуться легко — штрафы в этой сфере выше, чем покупка.

Документалист Альберт Шакиров указал, что проблемы есть и у документальных лент:

— Многие забывают о документальном контенте. Была у нас студия кинохроники, так у нее архив недоступен, хотя там можно увидеть быт сел 70—80-х годов, это интересно уже не только иностранцам, но и нам.

Шакиров указал, что бесплатно добыть архивы нереально, хотя они снимались на народные деньги. Сам он экономит, снимая параллельно для «Хузур ТВ» и для «ТНВ», при этом его беспокоит, что делать с рабочим материалом: за несколько лет у Шакирова скопилось девять винчестеров, которые он не может стереть, ведь они могут пригодиться в работе.

— Каждый, кто снимает бюджетное документальное кино, сдает копию в Госархив, — отметила Нафигова. — Если деньги потрачены, почему бы — тут нужна, конечно, программа — почему бы их не выдавать народу?

Главным спикером встречи оказался продюсер и композитор Марат Ахметшин (фильмы «Кире», «Мулла»). Он посетовал, что в онлайн-кинотеатры фильм берут только с русским дубляжом, поэтому «Муллу» пришлось разместить на YouTube.

— Почему зритель не видит татарское кино? — объяснил Ахметшин. — Обычные люди мыслят так: стоит снять хорошее кино, и ты сможешь показать его в кинотеатрах и заработать? Так это не работает. Вы снимаете фильм. Допустим, что он по умолчанию хороший. Вы с ним идете в кинотеатры. У них есть долгие контракты с мейджорами. Приведу аналогии: вы напекли печенек и приходите в «Пятерочку». Вас тут же спросят про объем. А у меня один фильм, один килограмм печенек. Если у вас один фильм, вы завязнете в договорах с кинотеатрами. По Татарстану, Башкортостану их где-то 150. На каждый уйдет неделя.

В результате картины могут показывать целенаправленно в одном кинотеатре и заработать даже до 400—700 тысяч рублей. Это продюсеры называют «самокатом».

— Если есть производители, должны быть продавцы. «Татаркино»? Это не их обязанность. Нужен дистрибьютор, который зарабатывает на голливудских фильмах, но дружелюбен к национальному кино, — сделал вывод Ахметшин.

Дружить по-якутски!

Разумеется, как и в любой другой дискуссии о татарском кино, спикеры вспомнили феномен якутского кинематографа:

— Как они снимают фильм за два миллиона и собирают по 15 миллионов? — удивилась Нафигова. — Я думала, там люди в кино греются, но они и летом ходят. Все потому, что там смогли построить настолько полноценную сеть, что для них даже «Кинотавр» вторичен.

Независимый кинематограф и предпринимательские чаяния смогли вместе продвинуть кино. Якуты далеко от Москвы — это их и беда, и плюс. Они снимали кино, а якутский кинотеатр ставил их в прокат. За 20 лет они доросли до большой системы, включая собственный онлайн, обсуждали участники встречи.

— Я был на якутском фестивале, — отметил режиссер Салават Юзеев. — У меня там много друзей. Я специально изучил эту тему, посмотрел много фильмов. Наш зритель на такие фильмы не пойдет. У них зритель более невзыскательный. Почему они снимают так задешево? У них есть киностудия, которая классно работает. Представляете, сколько бюджета сжирает техника: свет, камеры? А еще постпродакшн! Они все делают с киностудией. Они живут сообща, друг другу помогают. Потому они и за 2 миллиона сняли фильм о войне, где взрывы и танки.

— Нам недостает контента, чтобы сделать современный онлайн-кинотеатр, — отметила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. — Фильмов должно быть много, для этого нужна киностудия, я согласна с Салаватом. Если делать онлайн-кинотеатр, одного национального контента будет недостаточно.

Отметим, что некоторые татарстанские картины можно увидеть легально онлайн — это «Водяная», «Солдатская шапка», тот же «Кире». С последним создателям помог Молодежный союз кинематографистов РФ. «В Татарстане его нет», — тут же указали авторы.

При этом, сообщил Ахметшин, казанские кадры постоянно подпитывают Москву: нет-нет, да и встретишь в титрах больших или громких проектов знакомые фамилии.

— Почему уезжают? Уезжают поближе к индустрии, — отметила Нафигова и предложила решение: при помощи налоговых послаблений перетащить к себе киноиндустрию Москвы.

Кум против

За разговорами о том, как снимать и продвигать кино, как-то забылось, что его основой является текст. Порой складывалось ощущение, что в целом в Татарстане с кино все хорошо, одна картина другой лучше, просто посмотреть их негде.

Поэтому логичным стал выкрик Салавата Юзеева:

— Куда нести сценарий? У нас нет системы, люди не знают, куда нести сценарий.

К этой же теме обратился исламовед и режиссер Ильшат Саетов:

— Нужно делать кураторство. Выделяется энная сумма денег, делается скрипт-докторинг — когда сценарии отдают хорошему редактору, а он доводит их до уровня, который заходил бы зрителю. Проблема в том, что киноиндустрии в Татарстане нет никакой. Это связано с отдельными личностями и непониманием того, что такое кино.

Ведь есть живые примеры на федеральном уровне, киноиндустрия в РФ выстроена. Есть система грантов, которую можно было сделать и в Татарстане. Это невозвратные гранты на дебюты, гранты на полнометражные вещи, даже гранты на идеологически нужные картины, рассуждали участники встречи: «Но там должны быть независимые эксперты. Система кумовства рубит всю инициативу на корню».

Радиф Кашапов
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 16 фев
    Надо понять вообще, почему зарубежные фильмы получаются интереснее наших. Нужно прекратить копировать фильмы зарубежные.
    Ответить
    Анонимно 16 фев
    1. Интересно, кого же копирует фильм "Мулла"?
    2. Как, вообще, можно скопировать фильм, снятый за 100 млн долларов, если у тебя бюджет 5 млн рублей.
    3. Копировать - это, вообще, нормально, Тарантино вот все копирует.
    Ответить
    Анонимно 16 фев
    Дело не в копировании. Просто "Мулла" скучный. Он явно сделан с расчетом, что на него пойдут люди, которые смотрели спектакль. Но спектакль-то лучше.
    Ответить
    Анонимно 22 фев
    Вы выдаете свое мнение за истину. Фильм "Мулла " выложен на Ютубе. Там другие мнения. И ни одного, что он скучный.
    Ответить
  • Анонимно 16 фев
    У нас везде кум сват брат
    Ответить
    Анонимно 16 фев
    Так обычай такой. Потому так и живём...
    Ответить
  • Анонимно 16 фев
    Где татары и где творчество...я сам татарин если что и не русифицированный. Просто аналитик. У нас даже татарские художники выстреливают только если они по сути своей уже русские. Вспомните. Даже музыкантов российского уровня хоть рок хоть попса нет. Так что не переживайте и слишком не пересиарайтесь, а то все равно растащат бабло
    Ответить
    Анонимно 16 фев
    Как вы оцениваете уровень, интересно? Один Бигичев затыкает всех Кобзонов, к примеру.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии