Новости раздела

Глава Росавтодора о «Платоне»: «По всей стране было зафиксировано не более 200 автомобилей»

15 ноября в России заработала система «Платон», в соответствии с которой владельцы грузовиков тяжелее 12 тонн должны платить за каждый километр, пройденный по федеральной трассе. По стране прокатилась волна недовольства среди дальнобойщиков. Насколько обоснованы протесты и какую пользу принесет система, обсудили участники круглого стола «Реализация системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» в рамках «Транспортной недели» в Москве. Дискуссию слушал корреспондент «Реального времени».

«Понятно, что без технических сбоев запустить ее, честно говоря, мы и не надеялись»

По уточненным данным, с начала запуска «Платон» собрал уже 910 миллионов рублей. В системе зарегистрировано 650 тысяч грузовиков, выдано 1 123 234 маршрутных карты. Система работает, принося живые деньги. Таким сообщением открыл круглый стол руководитель Федерального дорожного агентства министерства транспорта России Роман Старовойт. Потом добавил нотку самокритики:

— Понятное дело, система, не имеющая аналогов в мире. 50 тысяч километров фактически, от Калининграда до Магадана, охват. Такое количество автомобилей. Понятно, что без технических сбоев запустить ее, честно говоря, мы и не надеялись.

При этом технические проблемы, по словам Старовойта, устраняются оперативно: «от нескольких секунд до нескольких часов». Что до нарастающего социального напряжения, оно связано не столько с «Платоном», сколько с системными проблемами отрасли автомобильных грузоперевозок.

— Отменив лицензирование, мы отрасли не предоставили ничего взамен, отпустив в свободное плавание, — отметил Старовойт.

В итоге крупные компании, в автопарке которых больше ста грузовиков, заявили о готовности работать в системе. Логика простая — добавив несколько копеек к стоимости перевозки килограмма груза, компания в итоге сэкономит миллионы на ремонте автомобилей, топливе и выигранном в пути времени при движении по хорошим дорогам. При условии, разумеется, что деньги пойдут на содержание дорог, их ремонт и обновление.

…Тем временем «социальная напряженность» на дорогах Москвы нарастала непропорционально утреннему трафику: к столице приехали десятки, если не сотни дальнобойщиков с твердым намерением перекрыть МКАД…

«Платон» спровоцировал передел рынка

— То, что мы сейчас наблюдаем — по сути, передел рынка начался, — продолжал Старовойт. — Те, кто индивидуальные предприниматели, у кого машина в собственности, они уже с прошлого года говорят, что начали работать ниже себестоимости. Я говорю «работать», потому что это не бизнес. Когда ты заведомо выполняешь какие-то заказы ниже себестоимости, это путь в никуда. И будет введена система, не будет — влияния большого не окажет. Потому что надо искать другие механизмы поддержки бизнеса.

Протесты же носят локальный характер, заверил глава Росавтодора:

— Ответственно заявляю, что по всей стране не более 200 автомобилей было зафиксировано на всех шести участках федеральных трасс. То есть говорить о многотысячных недовольных нынешняя ситуация нам не позволяет.

При этом, посетовал Роман Старовойт, ситуация осложняется тем, что переговоры вести не с кем: ни профсоюза, ни ассоциации у дальнобойщиков нет. Каждый водитель сам себе гендиректор с офисом в кабине и рабочим столом на коленке.

…Подсчитать количество грузовиков, прорвавшихся на МКАД, довольно затруднительно. Однако их хватило, чтобы затруднить движение по кольцевой дороге. Сперва замедлить его, двигаясь на черепашьих скоростях, а потом и вовсе блокировать магистраль. Правда, в этом им помогли сотрудники ГИБДД, которые перекрыли движение по МКАД на пути у фур. По версии пресс-службы — для проведения некоего «спецмероприятия», которое случайно совпало в пространстве и времени с акцией большегрузов. Пробка растянулась на десяток километров…

Усердие лоббистов

Зампредседателя комитета по транспорту Госдумы Сергей Тен поддержал проект взимания платы с 12-тонников, назвав происходящее чуть ли не исторической вехой:

— Самое важное событие в транспортной отрасли уходящего года, если не пятилетки, это именно взимание платы с 12-тонников. Мы горячо поддерживаем принцип «пользователь платит» при возврате системы дорожных фондов, и это основной принцип, на котором мы должны основываться, — заявил депутат. Он также пригрозил водителям введением оплаты не только за пользование федеральными трассами, но и за въезд на региональные дороги. — Я думаю, что мы от этой перспективы никуда не уйдем. Мы будем эту дискуссию проводить. После того, как увидим результат и для федерального бюджета, федерального дорожного фонда, и для дорог.


Затронул Сергей Тен и вопрос региональной привязки получаемых «Платоном» денег: где гарантии, что платежи из Тверской области останутся именно там, а не будут закатаны в асфальт где-нибудь в Мордовии? Оказалось, что гарантий нет — региональным властям еще предстоит подсуетиться, чтобы деньги не уплыли куда-нибудь в Магаданскую область:

— У нас есть губернаторы, у нас есть вице-губернаторы, у нас есть министры, которые занимаются дорожным хозяйством. Федерация сказала, что есть такая возможность: вот, ребята, условия, приходите, проявляйте свою активную гражданскую позицию. Я вам хочу сказать, что абсолютно убежден, что из 85 субъектов на сегодняшний день, наверное, максимум одна треть начала проявлять какое-то движение в этом направлении.

Все по науке

— Просто и ясно. Является ли этот платеж корректным с экономических позиций, с точки зрения отношений участников перевозочного процесса и бюджета? Ответ четкий, определенный: является, — такое мнение высказал представитель научного сообщества, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

По мнению эксперта, оплата проезда по дорогам для грузовиков — мера вполне логичная и оправданная. И главное, она находится вне политического поля. Это подтверждают научные исследования, которые проводились в разные годы по заказу дорожных властей США и Германии:

— Это исследования не политические, это чистая физика. Как дорожная конструкция испытывает разрушающее воздействие в зависимости от осевой нагрузки автомобиля. Арифметика простая: (легковой, — прим.ред.) автомобиль, на котором езжу я, у него осевая нагрузка полтонны. У грузового автомобиля пусть, чтоб легко было считать — пять тонн. Разница в десять раз. Разница в воздействии на дорожную конструкцию — десять в четвертой степени. Поэтому введение этого платежа логично, закономерно, закон имеет очень четкое научное обоснование.

Другое дело, как это скажется на рынке грузоперевозок. Блинкин подтвердил идею передела рынка, но не по размеру фирм, а по типам грузов:

— Нам не нужно себя обманывать и не нужно обманывать общественность. Определенный сегмент грузовых перевозок со временем схлопнется. Объясняю почему: когда фура везет высокомаржинальный груз, к примеру, комплект продуктовых товаров, цены полтора или даже три рубля за километр на коробку конфет или пачку гречневой крупы отразятся в третьем знаке после запятой. Когда мы везем совсем дешевый груз — цементные блоки, щебень — там очень существенно это будет… Какой-то сегмент переместится на железную дорогу или на реки. Болезненный это будет процесс? Да, болезненный. Но ничего страшного для высокомаржинальных грузов с точки зрения инфляционных процессов не произойдет.

Тем временем за пределами Гостиного двора «Платон», казалось, оккупировал каждый метр публичного пространства. На МКАДе по-прежнему стояли дальнобойщики, с которыми Росавтодор пообещал работать и дальше, разъясняя условия работы системы. Москва превратилась в одну большую пробку. Впрочем, виноваты ли дальнобойщики, большой вопрос: транспортный коллапс в столице — повседневная реальность.

Реакция автолюбителей оказалась неоднозначной. На сервисе «Яндекс.Пробки», где каждый может оставить на карте отметку с комментарием, звучали полярные призывы: от «У всех, кто не на рейсе, отнять и порвать права!» до «Мужики, стойте до конца, мы за вас, я и на работе заночую».

Тем же вечером Госдума провела голосование и отменила драконовские меры в отношении нарушителей «платоновского» режима. Теперь водитель или собственник грузовика, пойманный на федеральной трассе без бортового устройства, будет платить 5 тысяч рублей в первый раз и 10 — при повторном нарушении. Изначально штрафы для юрлиц доходили почти до полумиллиона рублей.

Большегрузы будут платить 1,53 рубля за каждый километр, пройденный по федеральной трассе. С 1 марта 2016 года платеж вырастет до 3,06 рубля за километр. Ожидается, что такая мера будет пополнять бюджет региональных дорожных фондов на 40-50 миллиардов рублей в год. Много это или мало? Объем только федерального дорожного фонда составляет 600-650 миллиардов рублей в год. Однако сборы «Платона» позволят покрыть новые проекты в регионах, заверили участники круглого стола.

Об отмене системы речи не идет, как бы не настаивали на этом протестующие дальнобойщики. А значит, система будет наполнять бюджеты регионов с сильным лобби в Москве и доходы Игоря Ротенберга, которому принадлежит 50% фирмы-оператора «РТ-Инвест транспортные системы».

Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров