Новости раздела

Татарстану предложили отказаться от толерантности в пользу братской любви

Татарстану предложили отказаться от толерантности в пользу братской любви
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

Татарстану и России не нужны толерантность и мультикультурализм: идеология страны должна строиться не на принципе терпимости, а на принципах братской любви. К такому выводу пришли участники заседания Совета по межнациональным отношениям и комиссии Общественной палаты, которое стало своеобразным ответом на пошатнувшийся после действий ИГ (запрещенная в России организация — прим. ред.) имидж мусульманства в России и в мире. Радикализации обстановки можно избежать, лишь прививая молодежи любовь к родине и развивая национальную идентичность, считают эксперты. Однако, судя по их выступлениям, средства объединения нации, помимо победы в Великой Отечественной войне, у властей пока на находится.

Виноваты НАТО, СМИ и социальные сети

На совместное заседание Совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям и комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в Казанский кремль съехались политики и религиозные деятели из нескольких регионов страны, а также из федеральных структур.

На фоне череды трагедий и террористических актов последнего месяца — подрыв российского самолета над Синаем, теракты ИГ в Париже, атака российского Су-24 турецкими военными на границе с Сирией и последовавший российско-турецкий кризис — более злободневную тему даже сложно себе представить. Масла в огонь добавило обращение президента России Владимира Путина к Федеральному собранию, где межнациональная тема и разрыв отношений с бывшим партнером в лице Турецкой Республики были ключевой темой. Именно к репликам президента неоднократно возвращались и участники заседания в Казани.

«Последние десятилетия в нашей стране шла серьезная трансформация общественно-политического устройства. Кардинально изменилось взаимоотношение с многими странами и народами, некогда представлявшими всю страну. Миграционные потоки, рост проникновения терроризма и экстремизма — те угрозы, с которыми нам предстоит сталкиваться», — заявил на открытии президент Татарстана Рустам Минниханов.

По его словам, особенно опасны эти тенденции для молодежи, где чаще появляются пренебрежение к общим ценностям и асоциальное поведение. «Не без помощи извне навязываются приоритеты чуждых взглядов и интересов. Нередко такие ценности, как патриотизм, духовность, дружба и верность высмеиваются как устарелые. Интернет заполнили низкопробные социальные медиа, сомнительные сообщества и радикальные группы, на психику молодежи оказывается серьезное давление», — сказал Минниханов. Что это за «помощь извне», он не уточнил: казалось бы, всем присутствующим и так все понятно. Однако вслед за главой республики подобные формулировки без перехода на личности стали использовать и другие выступающие.

Минниханов напомнил, что молодежь — стратегический ресурс развития страны, без нее невозможно развитие государства. А молодежи необходимы устойчивая идентичность и механизм для самореализации, для этого нужно сохранение языков и культурной среды, в которой она растет. «Нечистые на руку эксперты и критики активно тиражируют собственные размышления о якобы имеющихся конфликтах между народами и религиями», — удивился глава республики.

Разговор про патриотизм и идентичность продолжил замглавы агентства по делам национальностей Андрей Меженько. «Сильная Россия никому в современных геополитических условиях не нужна. Зачастую противник определяет новые вызовы, с которыми мы сталкиваемся: события, связанные с нашим самолетом, сбитым турками в Сирии? и реакция на это стран НАТО, как и ранее на присоединение Крыма. В течение 20-го века наша страна 2 раза переживала трагедию распада государственности гражданского противостояния и каждый раз большую роль играл внешний фактор. Поэтому сейчас важнейшим условием работы по патриотическому воспитанию и вопросом нац безопасности является укрепление внутреннего единства и развития общегражданской идентичности, не исключая национальную и культурную», — начал он свое выступление.

Меженько напомнил, что у России есть исторический опыт успешного сожительства славянских, тюркских и финно-угорских народов. «В нашей истории есть правило, сохраняющее актуальность и сейчас: сколько народцу вошло в состав, столько и сохранилось. Но насильственной ассимиляции, от кого бы она не исходила, нет и не будет. Для народа характерна внутренняя идентичность и надо учитывать многообразие ее форм. Важно, чтобы локальная местечковая идентичность не перебивала бы общее начало», — вдруг заявил он, возможно, не осознавая, что такое заявление могло прозвучало немного резко для национального региона.

Он сослался на Путина, который подчеркнул необходимость сохранения российской доминанты и цивилизационной идентичности. «Русский язык должен занимать приоритетное место во всех языках и программах. Но продолжим поддержку развития национальных языков», — пообещал он. По его мнению, общегражданская идентичность в узком понимании не должна стать догмой: в Москве 60% населения идентифицируют себя как москвичи, а уж потом — россияне, русские, татары, а в Татарстане население считает себя прежде всего татарстанцами, привел он пример. Поэтому важно не допускать конкуренции нации и национальности, не допускать формирования однородного общества людей, искусственно лишая их идентичности.

При этом, негативный опыт страны стоит оставить в прошлом, считает он, тогда и конфликты сами собой забудутся. «Как и любое государство, Россия развивалась не только мирным путем, но и через завоевания. У различных народов нашей страны были тяжелые, порой трагические страницы. Полагаю, что нам не нужно сосредотачиваться только на них: не только чиновникам, но и историкам, общественным деятелям и СМИ. Концентрация внимания только на них в конце восьмидесятых — начале девяностых годов способствовала взрывному росту сепаратизма и связанным с ним конфликтам», — сказал Меженько. Он считает, что если постоянно возвращаться к воспоминаниям о былых столкновениях, это лишний раз травмирует народ и заводит его «в исторический тупик». Но отдавать дань уважения прошлому все-таки нужно, оговорился он.

«Нельзя, чтобы борьба с религиозным экстремизмом воспринималась как крестовый поход против мусульманства»

Однако существующая угроза со стороны боевиков исламского государства серьезнее многих предыдущих, считает он. «Всем известно, что объектом ключевого внимания теологов и вербовщиков ИГИЛ является молодежь», — объявил он и напомнил, что 80% людей ушли в ИГИЛ через пропаганду в интернет-ресурсах. Противостоять этому нужно с помощью цивилизационного ислама, чтобы люди видели разницу. «Враги везде пытаются вставить исламские термины, и наша задача объяснять школьникам и студентам, что это злонамеренное искажение ислама», — говорит он.

С ним согласился председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин: «Во главе борьбы с религиозным экстремизмом должны идти религиозные деятели. Нельзя, чтобы борьба с религиозным экстремизмом воспринималась как крестовый поход против мусульманства».

Он подчеркнул, что радикальные группировки не имеют абсолютно никакого отношения к исламу и всего лишь «наглая спекуляция». Тем не менее, все были вынуждены признать, что существующие идеологии и модели поведения себя не оправдывают. «Нас не устроит политика плавильного котла, потому что народы России никогда не согласятся отказаться от своей культурной и национальной идентичности, но нас не устроит и мультикультурализм, потому что он всегда будет прорываться в политическую сферу и расколет страну. Поэтому та стратегия, при которой формируется множественная идентичность российских граждан, это когда ни одна из них не противостоит другой. Они просто реализуются в разных сферах», — заявил Дискин.

Примером для подражания в мирном соседстве религий и наций он назвал Татарстан. Однако, что работает для национального региона, не подходит для всей страны и в поисках универсальной объединяющей страну идеи эксперты стали называть патриотизм и победу в Великой Отечественной войне как его символ. «Одним из творцов победы был советский ученик. А современная система образования может подготовить новое поколение победителей? Я не хочу, чтобы ответ прозвучал вслух, потому что это чистая 282-я статья. Поэтому каждый из нас внутри себя вполне может ответить и озаботиться тем, что нас ждут впереди очень непростые годы, поверьте профессионалу: никогда в мировой аудитории такого масштаба изменения не проходили без большой волны. Россия пытается этого избежать», — обрушился Дискин на российское образование. Возвращение Крыма «в родную гавань» создало новую атмосферу и резко подняло значимость трех подлинно народных ценностей: патриотизма, социальной справедливости и подлинного этнического суверенитета. На это и нужно ориентироваться, считает он.

«Толерантность — это не наша задача»

По информации исполнительного директора АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадима Козлова, 81% татарстанцев разделяет общегражданскую идентичность, более 80% молодежи испытывают чувство гордости за страну. Не испытывают таких чувств совсем всего 10% (кстати, столько же не удовлетворены своим положением в отрасли. Совпадение? — прим. ред.), но и они требуют глубокого изучения, заявил он. Хотят уехать из страны не более 7% молодежи, однако 89% не участвуют в активной социальной деятельности в традиционном ее понимании. Каждый пятый представитель молодежи готов участвовать в социальных протестных акциях, что подчеркивает потенциально высокий протестный фон.

В докладе Козлова Дискин услышал слово «толерантность» и моментально отреагировал. «Давайте договоримся: толерантность — это не наша задача. Это прямое наследие мультикультурализма. Толерантности и терпимости нам мало, нам даже дружбы народов мало. Нам нужно ясно и четко ставить задачу: братство народов. Братья, даже если ругаются, им все равно деться друг от друга некуда, им все равно вместе жить», — заявил он. «Мы уже отошли от слова толерантность...», — попытался было оправдаться Козлов, но Минниханов такой возможности ему не дал. «Слушай, что тебе говорят старшие. Промолчи, все нормально же, старший товарищ дал совет — поблагодари и все», — с улыбкой и по-отечески посоветовал он.

Спикер Госсовета РТ Фарит Мухаметшин подтвердил, что Татарстан первым отказался от толерантности. «Нам чужды радикальные носители этого ислама, которые привносят раскол в нашу страну. Мы отказались от привлечения мусульманских богословов из стран, где только одна религия и нация. Там нет такого сожительства религий (как в Татарстане — прим ред.). И вынуждены были открыть свой Российский исламский университет — не от хорошей жизни», — заявил он.

Отметим, что Козлов стал не единственным, чьи доклады подверглись критике. Так, замминистра образования Андрей Поминов назвал в своем докладе Татарстан многонациональным регионом, чем вызвал возмущение государственного советника РТ Минтимера Шаймиева. «В Российской Федерации Татарстан обозначен как республика, а вы пишете регион, как это так?», — оскорбился первый президент Татарстана, усилиями которого республика и приобрела свой особый статус.

«У нас федеративное государство, мы — субъект, а каждый субъект федерации имеет свою категорию, свою историю. В советский народ нас превращаете… Хорошо, что Минтимер Шарипович все слышит», — поддержал его Минниханов и поручил лучше читать программы и материалы для выступлений. А заместителю министра по делам молодежи и спорту Рустаму Гарифуллину он посоветовал сменить приоритеты в работе. «У вас много спорта, но надо и молодежной политикой заниматься так же. По молодежной политике вам далеко еще, хотя она для нас даже важнее спорта», — поручил президент и тоже отметил, что нужно внимательнее читать материалы докладов.

Дружба народов благодаря Сабантую, нардам и бане

Далее пришло время высказаться духовным лидерам. Их выступления олицетворяли собой все религиозное многообразие страны. Так, речь муфтия Москвы и центрального региона России Альбира Крганова звучала весьма по-светски: он выступал за создание гармоничной, неравнодушной, конкурентоспособной личности, за независимое мышление молодёжи и ее созидательное мировоззрение, за формировать новой национальной идентичности, основанной на социально значимых базовых государственно-гражданских ценностях, уважении к прошлому, государству, на создании условий для решения социально-экономических, культурных и экологических проблем родного края.

А вот незапланированное выступление Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина было эпатажным. Оно было незапланированным, но заметив его яркий костюм, Минниханов развеселился и позвал его «показаться в новом обличии».

«У меня обличие не новое, какой родился, такой и уродился. Разные обличия имеют люди и некоторые животные, а нам обличия менять не пристало», — парировал тот. «Я только что с послания от президента Путина. Он несколько раз произнес, что «Аллах их не любит, а нас любит». Слышали? Мы не брошенные, страна не брошенная. Развалился союз… Но пока земной шар не развалится, Россия и наши отношения не развалятся тоже», — заявил Таджуддин и поблагодарил за приглашение на заседание «президента Рустама Нургалиевича, единственного, после Путина Владимира».

Межнациональные отношения в стране создавать не надо, они уже сложились, считает Таджуддин. «Их и Сабантуй укрепляет, и игра в шашки укрепляет, некоторые в баню вместе ходят, не разбирая, у кого какой… надо подумать, чтобы это не испортилось. А испортиться может легко. От этой дружбы может остаться только одна вонь, если мы ее не будем сохранять как следует», — говорит он. Чтобы ее сохранять, никого не надо принуждать, а дать людям свободу выражения национальных и религиозных чувств, считает он. «Если я могу вовремя помолиться, мой православный брат или сестра — перекреститься, а мой еврейский брат — спокойно прокричать в трубу», — говорит он. «Толерантность — это паразитское слово. Мы уже 20 с лишним лет говорим: наплевать нам на европейскую толерантность, мы любим друг друга, не только терпим. Терпеть можно, когда кто-то воздух испортил, зажать нос и терпеть», — «нокаутировал» толерантность в глазах собравшихся служитель культа. Тем не менее, закончил он своё выступление уже не эпатажно, заявив, что любовь — и есть вера и «ярчайший, лучший и светлый» метод гармонизации отношений.

1/25
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
Дина Валиуллина

Новости партнеров