Новости раздела

«Даже стоит вопрос о применении бензина качества Евро-4 на более длительный период»

Сохранить существующие темпы нефтедобычи России, возможно, не получится. Об этом заявил сегодня на выездном заседании комитета Госдумы РФ по энергетике в Казани Кирилл Молодцов, замминистра энергетики России. По его словам, темпы добычи могут упасть, а вот объемы переработки — вырасти, но за счет первичной обработки, а не за счет выпуска готового высокомаржинального продукта. Кроме того, Россия предложит Евразийскому союзу продлить срок оборота бензина стандарта Евро-4 на полгода из-за низких темпов модернизации в нефтеперерабатывающей отрасли.

Налоги на ТЭК вырастут на 200 млрд



«Мы оцениваем возможность некоторого снижения объемов добычи топлива исходя из того, что первоначальные предложения Минэнерго были существенно выше по вопросам изъятия девальвационного эффекта из отрасли». Фото prav.tatarstan.ru

— Мы оцениваем возможность некоторого снижения объемов добычи топлива исходя из того, что первоначальные предложения Минэнерго были существенно выше по вопросам изъятия девальвационного эффекта из отрасли. Но, учитывая все проекты, которые запущены, мы ту цифру, которую достигнем по добыче в этом году, примерно 533 млн тонн, ожидаем все-таки примерно на том же уровне, — заявил на заседании комитета заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Дискуссия развернулась после вопроса депутата Андрея Крутова о возможных изменениях на топливном рынке в 2016 году, вызванных повышением экспортных пошлин на нефть, которые увеличат налоговую нагрузку на отрасль на 200 млрд рублей в год.

Молодцов отметил, что повышение пошлин — это «не налоговый маневр-2», а «затормаживание и откатывание от ситуации, которую прогнозировали в 2013 году». Напомним, речь идет о налоговом маневре, который предполагал снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых с целью снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть. По оценкам правительства, поступления в бюджет от нововведения должны были составить 247 млрд рублей в 2016 году и 250 млрд рублей в 2017 году.

Казахский реэкспорт

«Цель снижения экспортной пошлины была двойной: мотивировать добычу и глубокую переработку нефти и одновременно сближать позиции с точки зрения наших коллег по Евразийскому сообществу, так как у казахских коллег пошлины существенно ниже и получался реэкспорт. Так как пошлины не снижаются, мы ожидаем увеличения переработки нефти на наших НПЗ (нефтеперерабатывающих заводах, — прим. ред.), и мы ожидаем, что те производства, которые реализованы в рамках программы реализации, и все компании подтверждают своевременность их окончания», — сказал замминистра энергетики.

«Есть риск, что переработка возрастет на первичном цикле, то есть на тех НПЗ, которые мы называем независимыми и, возможно, малыми. То есть это не товарное топливо, а условно переработанное в мазут или прямогонный бензин. Такая ситуация будет возможна в следующем году», — продолжил Молодцов. Речь идет о тех продуктах переработки, которые, в отличие от бензина, не являются готовым продуктом для продажи потребителю, вследствие чего низкомаржинальны.

Напомним, 15 крупных российских НПЗ (40% от общего объема рынка отрасли) передвигают сроки модернизации минимум на год из-за налогового маневра, сообщала РБК в августе этого года. На 2016–2017 годы перенесено введение мощностей, которые уже должны были производить дополнительно до 2,5 млн тонн бензина Евро-5, на 2019–2022 годы — ввод установок суммарной мощностью еще 3,9–4 млн тонн.


Не растет бензин

— С точки зрения объемных и системных показателей отрасли мы считаем, что объемы добычи и нефти, и газа и, соответственно, переработки, останутся на тех цифрах, которые мы имеем сейчас. Но, повторюсь, мы видим возможное замедление показателя в будущем году, — подытожил чиновник.

Председатель комитета по энергетике Павел Завальный признал, что производство бензина в России растет медленно: с 36 млн тонн в 2010 году до 38 млн тонн в 2014 году. Более 90% рынка занимают 4 крупнейшие российские компании: «Башнефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и «Роснефть». А в сфере дизтоплива более 70% рынка принадлежит «Роснефти», «Лукойлу» и «Газпромнефти».

Отметим, что в прошлом году производство бензина и вовсе упало на 1%, до 38,3 млн тонн. «Рост цен на импорт оборудования, ухудшение условий кредитования, некоторая стагнация спроса, связанная с ухудшением экономической ситуации, тормозят управление программ модернизации НПЗ для роста объемов производства качественного топлива», — констатировал он. При этом производство дизельного топлива выросло с 70 млн тонн в год в 2010 году до 77 млн тонн в 2014 году. Но львиная доля — 45,5 млн тонн — уходит на экспорт, а на внутреннем рынке каждый третий литр дизтоплива является контрафактом, признал депутат.

По данным Завального, сейчас 80% рынка занимает бензин стандарта Евро-5, 20% — Евро-4. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Отложим

По его данным, сейчас 80% рынка занимает бензин стандарта Евро-5, 20% — Евро-4. «Даже стоит вопрос о применении бензина качества Евро-4 более длительный период», — заявил он. Информацию подтвердил и Молодцов. «Эта мера в ближайшие 3-4 дня будет обсуждаться на Евразийском совете, надеемся, что наши коллеги из Казахстана и Белоруссии поддержат сохранение оборота 4-го класса до 1 июля 2016 года. В случае прохождения всех технологических параметров мы совершенно спокойно во втором полугодии 2016 года перейдем на потребление бензинов 5-го класса», — заявил он.

С учетом переноса сроков модернизации НПЗ мера неслучайна: по расчетам того же минэнерго, прогнозное производство бензина Евро-5 в 2016 году из-за него будет снижено на 3,3 млн тонн, с 38,4 до 35,1 млн тонн. А общее производство Евро-5 в стране превысит общее потребление только к 2018 году. Ожидается, что в 2016 году внутреннее потребление составит 36–37,4 млн тонн, а выпуск бензина Евро-5 — лишь 35,1 млн тонн. Министр энергетики РФ Александр Новак в июле этого года прогнозировал, что полный переход на Евро-5 с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива в размере 2-4 млн тонн.

Дина Валиуллина

Новости партнеров