Новости раздела

«А был ли Тукай?»: как башкирский поэт Хусаинов публично усомнился в реальности татарского культа

Статья с конспирологической теорией о мистификации личности Габдуллы Тукая третий день будоражит просторы Сети

«А был ли Тукай?»: как башкирский поэт Хусаинов публично усомнился в реальности татарского культа
Фото: vk.com

На днях башкирский литератор и блогер Айдар Хусаинов опубликовал заметку, суть которой в двух словах можно описать так: Габдулла Тукай никогда не существовал, это имя всего лишь мистификация, псевдоним творческой группы, собранной поэтом Фатихом Амирханом. Причем, как утверждает автор концепции, «проект Тукай» был создан по заказу, за вознаграждение, и должен был «выковать» нового человека, способного жить в Стране Советов. Своими заявлениями он уже успел пощекотать нервы татарской общественности, получив обвинения в провокации, впрочем, есть и те, кто видит зерно истины в рассуждениях литератора. Заслуживает ли внимания гипотеза Хусаинова, на чем она основана и для чего создавалась — в этом в беседе с ее автором попыталось разобраться «Реальное время».

«Я могу сказать, что я тукаевед с огромным стажем»

— Айдар Гайдарович, в своих блогах вы пишете в основном об истории и актуальной уфимской повестке. Почему вдруг Тукай и почему именно сейчас? Кто или что подтолкнуло вас взяться за эту тему?

— Наверное, все приходит вовремя. Есть вечные вопросы, которые касаются нас всех и всегда. Формальным поводом для этой статьи послужила статья казахского исследователя Зауре Батаевой об Абае Кунанбаеве. И она тоже не просто так взялась за Абая: около года назад другой казахский блогер Лан Туреханов написал: «Давайте подумаем об Абае, потому что Абай — это фигура, которая стоит у основания казахской современной литературы». Он говорил, что Абая не существовало. У него были определенные вопросы, и Батаева решила его опровергнуть. Она подняла документы и, работая с фактурой, пришла к тому же выводу, хотя изначально хотела его опровергнуть.

Прочитав эту статью, я задумался. Мы живем не в безвоздушном пространстве, наше пространство едино — и я задумался о фигуре Тукая, лежащей в основе культуры не только татарского народа, но и всего поволжского региона. И когда я проанализировал все, что я о нем знаю, а я, разумеется, много лет его изучаю, как и культуру, литературу всего нашего региона, весь этот пазл сложился — в эту статью.

— И на каких источниках базировалось ваше исследование — и было ли это исследованием в принципе? Возможно, вашу статью стоит считать «лирическим рассуждением на тему»? Или все же это конкретное заявление, вызов научной и культурной общественности?

— Я профессиональный переводчик с башкирского языка. Поскольку татарский язык близок башкирскому, я занимался переводами и с татарского языка. Я окончил литературный институт и много лет посвятил изучению фольклора и литературы. Когда ты занимаешься этим в течение многих лет, это становится предметом чуть ли не ежедневных твоих забот. Поэтому я могу сказать, что я тукаевед с огромным стажем, но я изучал Акмуллу и всех наших писателей, у меня есть свои наработки и статьи. При желании, конечно, можно сомневаться [в моей компетентности], но я думаю, что какие-то вещи я понимаю.

Г. Тукай. Почтовая карточка. Казань. 1912. Фотограф И.М. Якобсон
Мы живем не в безвоздушном пространстве, наше пространство едино — и я задумался о фигуре Тукая, лежащей в основе культуры не только татарского народа, но и всего поволжского региона

В данном случае я думаю, что если мой текст не имеет под собой оснований, то люди посмеются и скажут: «Ой как смешно», — и забудут о нем. А если там есть какие-то серьезные основания для того, чтобы действительно задуматься, посмотреть, то это легко опровергается или подтверждается. Пожалуйста, пусть ваши ученые откроют архивы и серьезно напишут. Это если интересно, конечно. А если нет, если фигура Тукая устарела и никому не интересна, то никто не будет об этом заботиться.

Что касается лирики, то с тех пор, как появился ЖЖ… Чем является то, что люди в нем пишут?

«Мой текст — не заявление, не вызов и не что-то лирическое. Это интеллектуальный продукт»

— Я думаю, это зависит от того, кто и где пишет и с какой аудиторией этим делится.

— А какая разница? Если какой-то человек пишет: «Я проснулся утром, у нас не было света, я не мог попить чаю». По Сети это сообщение попадает к [ответственным] людям, и эти люди пишут ответ: «В вашем доме не было света по такой-то причине, авария будет устранена». Это не была официально оформленная жалоба, но ответ был получен. Мой текст — это не заявление, не вызов и не что-то лирическое, это — интеллектуальный продукт. Который не претендует на то, чтобы быть последним словом.

Люди оставляют комментарии, пишут мне: «Это провокация». Это не провокация и не негатив, это просто размышления человека. Называть это провокацией все равно, что говорить: «Зачем вы написали о том, что солнце встало и стало жарко! Надо терпеть жару». С одной стороны, это чисто советский подход, а с другой — подход, который был в нас воспитан, в том числе, к слову, с помощью фигуры Тукая.

— Я пытаюсь понять, был ли у вас сам процесс научного исследования с целью что-то подтвердить либо опровергнуть. Или статья стала своеобразным сборником всего того, чего вы, как драматург, так или иначе касались.

— А как, по-вашему, пишутся научные работы? В какой-то момент появляется определенная мысль, теория. Вспомните Ньютона, который сидел под деревом…

— Это же байка.

— Ну почему. Или, скажем, научный факт — Менделееву приснилась периодическая таблица. Он же мог сказать: «Нет, я должен сначала 50 лет этот вопрос изучать, это ерунда». Но нет, он прикинул, посчитал, и эта гипотеза оказалась верной. В данном случае, на мой взгляд, то же самое. У поэта Михаила Светлова как-то спросили: «Как вы написали эту легендарную «Каховку»?». Он ответил: «Я писал ее 15 минут и всю жизнь».

Фото Олега Тихонова
Существует огромное количество написанного о том, что Шекспира никогда не существовало, и почему-то английская интеллигенция не воспринимает это как оскорбление

— Айдар Гайдарович, давайте попробуем зайти с другой стороны, со стороны цели: какого эффекта вы планировали добиться этой публикацией, каких реакций и чьих? Вы же, как культуролог со стажем, не могли не понимать, что статья, в которой вы пытаетесь доказать, что один из культовых героев татарского народа — всего лишь мистификация, станет инфобомбой, а часть татарской интеллигенции может воспринять ее и как личное оскорбление…

— Оскорбление? Это лучше спросить у оскорбившихся. Почему вы считаете это сообщение личным оскорблением? Такого рода вещи — банальность для мировой литературы и мирового литературного процесса. Существует огромное количество написанного о том, что Шекспира никогда не существовало, и почему-то английская интеллигенция не воспринимает это как оскорбление.

«Я делаю полезное дело. Может быть, люди задумаются: «А что это я так нервничаю по пустякам?»

— Может быть, это связано с тем, что у англичан не было такой исторической травмы, которая заставляет татар особенно ревностно защищать все татарское — культуру, традиции, язык, ну и героев соответственно?

— Это как раз и означает то, что я делаю полезное дело. Может быть, люди задумаются: «А что это я так нервничаю по пустякам? Может быть, нужно подумать, может быть, есть какие-то таблетки, какие-то способы это преодолеть».

На самом деле это как раз наше советское воспитание. Как там у Маяковского: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Вы сегодня надели рубашку синего цвета, что это означает? На какую разведку вы работаете? К какой ложе принадлежите? Все это глупости и не имеет никакого значения. Это жизнь, и люди не могут жить, не думая.

— Правильно ли я понимаю вашу мысль: для исследователя табуированных тем нет и быть не должно?

— На самом деле табу существует. Представьте себе, есть какой-то человек, который выступает по телевизору и говорит: «Вы знаете, дорогие друзья, я сейчас вас научу вызывать землетрясение — крекс, фекс, пекс». Допустим, люди, которые его слушают, решат незамедлительно попробовать, и земля начнет рушиться — начнутся землетрясения. Так вот, я хочу сказать, что писатель — это человек, который рассказывает людям о том, что пойдет им во благо. Писатель дает ту информацию, которая не будет во вред, которая не принесет зла.

— И почему вы уверены, что разоблачение Тукая как выдуманного группой критиков средневековых устоев персонажа будет во благо?

— Я в этом уверен. Я сейчас подумаю над примером… Лермонтов написал стихотворение «На смерть Пушкина». Он мог бы сказать — а зачем?

Фото Олега Тихонова
Я хочу сказать, что писатель — это человек, который рассказывает людям о том, что пойдет им во благо. Писатель дает ту информацию, которая не будет во вред, которая не принесет зла

— У меня есть своя позиция на этот счет, но мне бы хотелось узнать именно ваше обоснование. Я не спорю с вами и не пытаюсь опровергнуть ваши мысли или поддержать их, у меня для этого недостаточно знаний. Все же почему эта теория и ее обсуждение — во благо?

— Вы сами сказали, что, возможно, у каких-то людей существует травма и какие-то проблемы. Я думаю, что если люди задумаются и смогут ее преодолеть, то будут счастливы.

— Я могу ошибаться, но, мне кажется, масла в огонь вполне способен подлить еще и тот факт, что такую конспирологическую, я бы сказала, теорию вокруг личности Тукая выстраивает башкирский поэт.

— Я думаю, вы преувеличиваете. Мы все живем в одной стране, в одном поволжско-уральском регионе, существует масса всего общества, поэтому говорить «Ты не можешь об этом говорить» неправильно. И в жизни такого не существует. Все люди общаются, никаких подобных вещей не существует, есть диалог.

«Посмотрите, когда эти воспоминания были написаны, кто их писал. Все эти люди потом были репрессированы»

— Давайте обсудим вашу аргументацию. Первое — вы называете невероятным тот факт, что молодой человек без имени и опыта, едва появившись в «литературной тусовке», начинает довольно стремительно публиковаться сначала в татарских газетах Уральска, а затем и в Казани. Но разве история не знает примеров таких быстрых взлетов, почему эти факты кажутся вам сомнительными?

— Дело в том, что я не только человек, который много лет уже что-то пишет, я веду литературное объединение «Уфли». Кроме того, я знаю, как все это происходит, причем в разных эпохах. За быстрым взлетом всегда стоят какие-то силы или обстоятельства, не бывает такого, чтобы он не был чем-то обусловлен, это невероятно. А таких обстоятельств не было.

Я вам приведу пример. Всем известный деятель Ахмет-Заки Валидов в своих мемуарах пишет: «Я приехал в Вену и поселился в двухэтажном доме. На втором этаже снимал квартиру некий доктор Фрейд». Потом выяснилось, что это тот самый Фрейд. Заки Валидов приехал в Вену, он видит вывеску, на вывеске написано «Зигмунд Фрейд», и он что, думает, что в Вене множество Зигмундов Фрейдов? Но пока он не убедился, что это тот самый доктор, пока ему не дали каких-то гарантий, он не верил. И это действительно характерно для тюркских народов, которые долго привыкают к человеку и перепроверяют все.

Фото Олега Тихонова
Вы поймите, что все эти воспоминания [о Тукае] тоже могли контролироваться и создаваться очень узким кругом, который работал под один определенный образ. Вы сами посмотрите: когда эти воспоминания были написаны, кто их писал

— Второй ваш аргумент — оторванность от традиций своего народа, отсутствие свидетельств о посещении поэтом мечетей, отсутствие интереса к женщинам. А как же та же Зайтуна Мавлюдова? А как же любовная лирика Тукая, о которой немало писалось и говорилось, есть в том числе и свежие публикации…

— Во-первых, нужно понимать, что существует корпус произведений, существует образ, который ими выстраивается, и существует то, что о нем рассказывают. И там это противоречие существует. А решается оно просто, если предположить, что под именем Тукая писала группа людей, и это были нормальные люди, которые испытывали любовные чувства и писали об этом. Все это редактировалось, приводилось к общему знаменателю. Вот и все.

Вы поймите, что все эти воспоминания [о Тукае] тоже могли контролироваться и создаваться очень узким кругом, который работал под один определенный образ. Вы сами посмотрите: когда эти воспоминания были написаны, кто их писал. Все эти люди потом были репрессированы и прочее и прочее. Если это кому-нибудь нужно, те, кто захочет, смогут пойти в архивы поднять все документы и восстановить, прояснить картину по дням и по часам.

— Вам самому интересно было бы этим заняться?

— Я сделал все, что хотел, мне с Тукаем все понятно. С другой стороны, если меня пригласят, если бы был какой-то грант, то почему нет, можно было бы это обсудить.

«Я изучал практически все снимки Тукая. Если смотреть непредвзято, это разные люди»

— Насколько я понимаю, особенно нереалистичными вам кажутся два периода в биографии Тукая: детство со скитаниями по приемным семьям и быстрое угасание поэта с 1911 по 1913 год на фоне многочисленных переездов. В статье вы говорите об этом лишь вскользь, мы могли бы подробнее обсудить, что конкретно вызывает недоверие?

— Воспитание детей — очень сложный процесс. И всем известен тот факт, что если у человека нет матери, то у него уже гигантские проблемы. А если он вырос в детдоме, то у него уже совершенно иные проблемы. А здесь он [Тукай] сменил восемь семей — такой человек не мог бы стать полноценным. Вам это скажет любой специалист по воспитанию детей, это огромная травма, она на всю жизнь.

Учащиеся медресе «Мутыгия». Уральск. 1905. Г. Тукая — второй справа в первом ряду
Обратите внимание на то, что он рос в деревенской местности, а деревенская местность очень простая, там живут очень простые люди. Они могут дать детям только то, что у них есть, и чтобы там появился интеллектуал, который писал бы стихи, это невозможно

— Что вы подразумеваете под словом «полноценный»? Возможно, Тукай и не был полноценным в том смысле, который вы вкладываете в это понятие, и тогда никакого противоречия нет.

— Полноценный — это нормальный, разумный. Фактически если бы он побывал в восьми семьях, то он просто вырос бы Маугли и никакого воспитания не получил, это все фантастика. Не смог бы получить тот объем любви, который делает человека человеком. Кроме того, обратите внимание на то, что он рос в деревенской местности, а деревенская местность очень простая, там живут очень простые люди. Они могут дать детям только то, что у них есть, и чтобы там появился интеллектуал, который писал бы стихи, это невозможно.

— Но ведь известно множество историй детей, выросших без родителей, и даже более жестокие истории с психологическим, физическим, сексуальным насилием, людей, которые стали успешны в своей профессии, в том числе и в творческих направлениях.

— Этого не может быть, это придумывается для пиара, чтобы вызвать жалость.

Я вернусь — дело еще и в том, что в сельской местности живут очень здоровые люди, потому что слабые умирают сразу. Обратите внимание. Например, Чехов — он тоже вырос в сельской местности, у него была нелегкая жизнь, и то он дожил до 40 лет с туберкулезом. Смерть Тукая в 26 лет — это невозможно, с этим можно обратиться к медикам и тоже исследовать.

— Еще одно «доказательство», на которое вы опираетесь, — фотографии Тукая, которые, по вашим словам, нельзя считать свидетельством его жизни, на них изображены разные люди, что невозможно скрыть даже ретушью. Какие снимки вы изучали и какие различия обнаружили?

— Я изучал практически все снимки Тукая. И вы тоже можете их посмотреть. И если смотреть непредвзято, то хорошо видно, что это разные люди — разные комплекции. И потом, многие фотографии — это коллажи, соединенные фотографии, взятые из разных мест. Если кому-то это нужно и интересно, он может все это исследовать.

Г. Тукай и Ф. Амирхан. Казань. 1912. Возможно, фотограф И.М. Якобсон
У Амирхана был конфликт с отцом, он уехал в Москву, потом вернулся и стал работать. У него был паралич, он лежал и не мог двигаться. Откуда у него деньги? Значит, кто-то ему их дал, чтобы он занимался этой работой

«Амирхан был всего лишь исполнителем. Были силы в Российской империи, которым было выгодно»

— В качестве некоего резюме вы пишете: «Тукай был дан татарам как пример того, каким надо быть новым татарином». И каким же должен был быть «новый татарин»? Что, по вашему мнению, «вживил» Амирхан в образ Тукая и для чего?

— Первое — скорее всего, Фатих Амирхан был всего лишь исполнителем. У Амирхана был конфликт с отцом, он уехал в Москву, потом вернулся и стал работать. У него был паралич, он лежал и не мог двигаться. Откуда у него деньги? Значит, кто-то ему их дал, чтобы он занимался этой работой. Кто дал деньги — тоже интересный момент. Я думаю, что можно поискать и посмотреть, какие были действующие силы в Российской империи и кому было выгодно переформатировать сознание поволжских народов. Тукай повлиял не только на татар, но и на башкир, на марийцев. Какие-то предположения у меня есть, но я же не располагаю документом, подтверждающим это. Я думаю, таких документов не существует. Это предположение, и давайте оставим это в рамках интеллектуальных забав. Может быть, у кого-то появятся мысли, а может быть, я не прав, и это было не так, Тукай был велением времени, и, как коммунисты говорили, «неизбежно приходит социализм».

Я все-таки свяжу это с Абаем Кунанбаевым. В 1905 году, как известно, была революция. И Тукай, и Кунанбаев появились в это время. И какими людей воспитала советская власть, такими они и должны были быть. Вы же в этом живете и сами видите, какие черты есть в этих людях. Это и есть воспитание Тукая, тем более что они сами признаются, мол: «Тукай — наша величина, наша классика».

До 1905 года в Российской империи жил определенный народ, у него был определенный сельский менталитет, им нужно было создать новых людей, и они сделали это с помощью литературы. Нового человека, который бы по-другому относился к базовым вещам, явлениям жизни, человека с другими ценностями. Например, этот человек легко мог покинуть деревню и уехать в город как минимум. Мог быть преданным советской власти.

— То есть некая форма отступничества от традиционного уклада жизни в татарской деревне?

— Разумеется, конечно. Потому что для традиционного деревенского человека его родина — деревня, и там он должен жить. Это очень тонкий вопрос, потому что если какие-то люди считают, что они всем обязаны Тукаю, то давайте расскажите, чему вы научились у Тукая, есть ли у вас его качества.

Фото Максима Платонова
Конечно, люди пишут всякое: одни говорят, что это провокация, «льешь грязь», на другом полюсе считают, что это интересно и есть над чем подумать. Хотя бы то, что люди возьмут и почитают про Тукая — это тоже плюс, почему бы и нет

«Я думаю, что те, кому надо, всё прекрасно знают»

— Как вы считаете, почему сейчас у широкой общественности нет сомнений в том, что Тукай жил? Встречались ли вы с людьми, возможно, в профессиональном сообществе, которые разделяют ваш взгляд?

— Я думаю, что те, кому надо, все прекрасно знают, и все это секрет Полишинеля.

— По этой логике, кому-то должно быть выгодно этот секрет поддерживать?

— Я не знаю и не мыслю такими категориями, так как не являюсь человеком, который отвечает за состояние культуры в Татарстане. И на самом деле это чисто советский подход: деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим… И это одна из характеристик нового человека — в первую очередь экономика и так далее.

— Айдар Гайдарович, вы опубликовали статью два дня назад, уже удалось собрать фидбэк? Какой он — это какой-то бытовой спор, или дискуссия перешла на уровень предъявления каких-то аргументов, ссылок?

— Конечно, люди пишут всякое: одни говорят, что это провокация, «льешь грязь», на другом полюсе считают, что это интересно и есть над чем подумать. Хотя бы то, что люди возьмут и почитают про Тукая — это тоже плюс, почему бы и нет. К сожалению, содержательно со мной пока никто не спорит, в основном это эмоциональный подход. Я был бы очень рад, если бы люди начали писать какие-то статьи и доказывать, что это было не так и мой подход неправильный, привлекая специалистов.

— Вы думаете, за последний век этого никто не делал?

— Я думаю, если бы это кто-то делал, об этом было бы известно.

Ольга Голыжбина
ОбществоКультура БашкортостанТатарстан

Новости партнеров

комментарии 86

комментарии

  • Анонимно 25 июл
    Хусаинов мыслит стереотипами нынешнего века. Это сейчас никого не удивить подтасовками, экспериментами с переписыванием истории, всевозможными фейками и пранками. То, что его опус появился именно после вопроса Путина мужу армянки, многое объясняет. Творческих узбеков вам, Хусаинов. А также армян, азербайджанцев, таджиков, чеченцев, украинцев и белорусов. Попробуйте покопаться в их истории: может быть, больше узнают о вашем народе.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    А "слабо" с аргументами и фактами "в руках" научно опровергнуть башкирского литературоведа?
    Пока Вы "льёте воду" на его мельницу.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Завидуйте, завидуйте татарам, их Тукаю! Так было, есть и будет наверное! Чтоб говорить и мыслить о великом Тукае вы даже еще интеллектуально не доросли похоже. Чтоб быть таким как он, надо родится Тукаем, иметь такие гены! А слова Хусаинова пустые, ни одной ссылки, научн.документов. Аналогично можем говорить про любого поэта, писателя, тем самым смешить публику. Межнациональный спор не поднимайте. В вашем случае, "Молчание лучше золота!".
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Про "гениальные" гены вроде кто-то уже писал в начале 20 века.

    В Красной России "гениальные" гены были у "пролетариев", а в национал-социалистической (нацистской) Германии у немцев.

    Никогда не было и вот опять...
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    А чему завидовать башкирам? У него (Тукая) -мать башкирка. И жил в Башкирии.И писал все под впечатлением своего детства, те же сказки (Шурале) слышал именно в башкирии- от башкир
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    И что вам дает ваша клевета? Клеветой прошлого не изменить.
    Ответить
    Татар Тюрк 26 июл
    Вопрос башкира:
    А "слабо" с аргументами и фактами "в руках" научно опровергнуть башкирского литературоведа?

    Ответ татар:
    1. Татарам нет никакой необходимости, начинать опровергать с аргументами и фактами, каждое глупое заявление, очередного вашего "умника".
    2. Тем более, если таковых у вас довольно много.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    //А "слабо" с аргументами и фактами "в руках" научно опровергнуть башкирского литературоведа?//
    У башкирских "учёных" и ихнего прихода странные представления о науке. По сути они живут на разных планетах. Научно опровергать можно только научную работу. Писанина Хусаинова такой не является по определению. Выражаясь словами нашего президента (переведя в единственное число): "Все выковырял из носа и размазал по своим бумажкам". Вот когда Хусаинов свои измышления аргументирует, приведёт достоверные источники информации с указанием полных реквизитов, тогда можно будет заводить про научное опровержение.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    //А чему завидовать башкирам? У него (Тукая) -мать башкирка. И жил в Башкирии.И писал все под впечатлением своего детства, те же сказки (Шурале) слышал именно в башкирии- от башкир//
    Мать Тукая этническая татарка, имеющая корни в башкирском сословии. В сословии, а не в этносе. Башкирские "учёные" не хотят видеть разницу между сословием и этносом. Ведь тогда рухнут целые горы бреда ими порождённые. А жить в Башкирии Тукай не мог. Даже если бы очень сильно захотел. Административно-территориальная единица Башкирия родилась только при большевиках. А впечатления детства получил в родной Казанской губернии. Там же от татар слышал про Шурале.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    У вас неверная информация, вы сначала написали, что дедушка Тукая Зиннатулла якобы башкир, потом уже и мать стала башкиркой, оказывается якобы Тукай и жил в Башкирии...Столько вранья, не надоела врать постоянно.Тукай, когда писал свою биографию("Исемдэ калганннар"), не написал о том, что его дедушка был башкиром, хотя он при этом не упускает не единой мелочи. Его дедушка Зиннатулла работал муллой в татарской деревне "Очиле". Односельчане вспоминают, что он был добрым человеком и сочинял стихи на татарском языке.Писатель И.Нуруллин, написавший роман "Тукай", долгие годы по крупицам собирал материал для своего романа, бывал в тех местах , где жил Тукай, общался с теми людьми, которые знали Тукая и он в своем произведении не написал, что Зиннатулла был башкиром.Тукая вскормил и и взрастил татарский народ и он был благодарен своему народу.В стиховорении"Дошманнарга" он написал следующие строки:
    Азмы какканны вэ сукканны кутэрдем мин ятим?!
    Азрак устерде сыйпап тик манлаемнан миллэтем. А в стихотворении "Себе самому" написал с гордостью:
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    НЕ НАДОЕЛО ВРАТЬ?!Сначала написали якобы его дедушка был башкиром, потом уже мать башкиркой стала. Почему же тогда, когда Тукай писал свою биографию ("Исемдэ калганнар"), не написал, что дед был башкиром? Писатель И.Нуруллин, написавший роман"Тукай", долгие годы собирал материал для своего романа. Побывал в тех местах, где был поэт.Общался с теми, кто был знаком с ТУКАЕМ. И он ничего не писал о башкирском происхождении деда поэта. Тукая взрастил татарский народ и Тукай был благодарен своему народу, вот написанные строки в стихотворении "Дошманнарга","Уземэ узем"
    Азмы какканны вэ сукканны кутэрдем мин ятим?!
    Азрак устерде сыйпап тик манлаемнан миллэтем.

    Мне счастие татар дороже жизни,
    Дождусь ли я для них хорошей жизни?

    До срока думой тяжкой состарен,
    Я Сам татарин, Истинный татарин !


    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Сам слышал?)))
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Истинные татары похоронены в Забайкальской тайге воинами нашего великого Чингизхана.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Альберт Разин (вы про него знаете, слышали конечно же) утверждал что отец Тукая удмуртский мусульманин.Тоже врал?
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    Вобще то и Пушкин не русский.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Ради хайпа , известности , ГРАНТОВ - современные блогеры идут на все ! Это такие Геростраты сжигающие ДУХ НАРОДА !
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Кроме навешивания ярлыков что-нибудь ещё умеете делать?
    Например научно дискутировать?
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    //Например научно дискутировать?//
    А когда будут основания для научной дискусии?
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    сказано коротко ясно и доходчиво
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Тем более, когда сидишь без работы и денег))))
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Оставшись без работы, без денег и не то напишешь)))
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 25 июл
    Кто такой Хусаинов ?
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Кто такой Тукай?
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Тукая знаем, стихи читаем детям. А Хусаинова не знаем. Самозванец.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Кто такой Давлетшин?
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Тукай великий поэт татарского народа и это не обсуждается
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Зато вон как потирает руки на фото)))Что это означает???
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Кто такой Давдетшин?
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Националист. И не более того
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Человек который пишет неочем,хусаинов хватить умножать глупости .,
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Башкирские сказки
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    еще недавно были живы люди, которые его знали и есть фотографии его похорон- ВСЯ Казань вышла на это шествие.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Аргумент.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Бред. Читал воспоминания Мажита Гафури о приезде Тукая к нему в Уфу. Тукай был реальный человек с известной биографией, поэт, в детстве у меня была книжка с его стихами, изданная на башкирском. Кто не знает "Шурале" Тукая? А что написал "поэт" Хусаинов? Не знаю, не встречал его творения. По-моему, этот "поэт" хочет попиариться, чисто по-Геббельсовски, но вряд ли поднимется выше Моськи, лаявшей на слона.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    На помощь скандальному башкирскому карикатуристу Камиль Бузыкаеву подмога?
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Такой же манкурт- татарин, наверное, как и этот.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Человеку не дают покоя лавры Геростата.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Башкиры с ума похоже сходят))
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Видимо да, со многими народами испортили отношения: с татарами, с чеченцами, с курдами, с таджиками, теперь и с армянами.Куда катятся?
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Читая многочисленные открытия физиков-историков по созданию очень правдивой истории татар вполне возможно допустить и создание гениального Тукая.Есть у русских Москва вот вам тысячелетняя Казань.Есть у русских Пушкин вот вам Тукай.Тем более что в литературной среде во многих странах практиковались такие разводы обывателей.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Глупости не пишите.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Глупости пишут ваши лжеисторические институты
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Бред не говорите. По себе не судите. Что у вас вообще в голове? (можете не отвечать, и так все понятно).
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Лучше бы Хусаинов занялся Салаватом Юлаевом, кого башкиры подняли до небес. А так создается впечатление, что он амбициозный фантазёр, выдумщик, пустой переводчик, а не ученый, он ещё не дорос говорить что-то о великом Тукае.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Жаль, что у татар не было такого героя-батыра, как Салават Юлаев
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    У татар были настоящие Герои, сражающиеся за интересы многонационального народа Золотой Орды, Российской империи, СССР и РФ, а не просто асоциальные вожди.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Зачем.Муса Джалиль...
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Лучше бы А. Хусаинов написал про подделку мухамедши бурангулова - урал батыр. Хотя он же только на фейках ориентируется. Правда его не интересует.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    М.Бурангулов после отсидки был тише воды, ниже травы. Урал-батыра и прочие поэмы написал поэт Баязит Бикбай, скоропостижно скончавшийся в 1968 году. По какой-то причине он не передал их в издательство. А те прохвосты, которые разбирали его архив, издали их как народный фольклор, собранный Бурангуловым. По именам это другой Хусаинов, Айса. После того как удалось провернуть эту аферу, сочинение древних башкирских эпосов поставили на поток. Ещё один народный поэт Шафиков сочинил, на русском языке и у кого-то перевел поэму про ни много, ни мало печенегов, которые 1000 лет назад якобы пришли на Южный Урал. И эта ахинея была напечатана в томе Башкирского народного творчества как древний башкирский "эпос".
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Салават не носил фашистский мундир, не жрал халявный фашистский хлеб с рук фрицев, не орал "зигхайль-исанмесез" и не клялся в вечной любви к фюреру на Коране.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Никакого Салавата Юлаева не было.1. Во - первых, ни одного доказательства его существования. Это собирательный образ, легенда.(Но даже здесь непонятно:в чем заключается героизм убийцы, бандита?)
    2.Во - вторых, опираюсь на "теорию" хусаинова: Юлаева создали кучка фантазеров.
    Ответить
    Анонимно 30 июл
    Зато известно, что оказавшись на допросе, Салават Юлаев каялся, списывал все на свои молодость и страх: «из страха боясь учинить побега, в толпе злодейской и оставался». Старался приуменьшить размер своих преступлений перед государством: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». От «мужицкого царя» Пугачева/Петра III отрекся, именуя его теперь «злодеем Пугачовым». (Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2. С. 276-279). Вполне типичное для многих пленных пугачевцев, но едва ли героическое поведение. А ведь были и другие примеры. Вот как, например, вел себя нижегородский крестьянин Василий Чернов: «при сем допросе под жестоким мучением во все продолжительное время упорствовал назвать Пугачева злодеем, почитая ево именем государя Петра третияго». (Пугачевщина. М.; Л., 1929, Т.2. С.363).
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    А ты откуда знаешь, рядом ходил что ли?)))))
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Шекспир, Шолохов, Тукай. Есть чему завидовать ...
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Очень странно. Конечно, надо читать все исследование, в статье ничего толком и нет. Одни обрывки, пишет, что думается, с претензиями на правду.
    Конечно удивительно, что Тукай так много написал, и так хорошо. За столь короткий век. Но и другие поэты, не менее великие жили мало, но сделали много.
    Если это были разные люди, то почему не провести экспертизу стиха? Можно же выявить, кто автор - один, или множество. Проведите экспертизы фотографий - один человек или разные - установить тоже просто.
    Этот "продукт" же я полагаю вбросом. Сложно сказать, на что направленным.
    Я русский, я далек от татаро-башкирских взаимоотношений. Мне нет необходимости биться за национальные мотивы и предпочтения. Для меня же есть Тукай, который хорош, как поэт (пусть читал его в переводе). И я не уверен в правоте этой теории
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Разумно.
    И, главное, логично.
    Пишет русский.

    Но на пустом месте такие "теории" не возникают - поэт Хусаинов не первый начал "сомневаться".

    Марксисты Ленин и Троцкий "сконструировали", создали "советские нации".

    При чем умудрились разделить уже сложившуюся "буржуазную" нацию поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на две "советские"нации" - башкир и татар.
    Разделив и единый литературный язык на два языка - башкирский и татарский.

    Отсюда и все современные проблемы взаимоотношений башки и татар.
    И не только.

    В 1919 - 1950-е годы были сконструированы, созданы многие литературные национальные "советские" языки, национальная "советская" музыка и др.

    Т.о, нации можно "конструировать", создавать искусственным путём.
    Но только с помощью насилия и террора, как это делали марксисты-террористы Ленин и Троцкий.
    При "конструировании" наций создавались и мнимые "советские" писатели, поэты, композиторы и др.
    О многих из них ныне никто и не помнит...

    Зачем "интернационалисты"-диктаторы Ленин и Троцкий "конструировали", создавали "советские" нации и, соответственнл, "советских" поэтов и писателей - это другой интересный вопрос.
    Ответить
    Анонимно 29 июл
    Глупости не пишите...
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Сейчас начнут спрашивать, всех возражающих: А ты читал статью? Я к сожаленью читал, потому что был он у меня в подписке. И это была его последняя статья, которую я прочитал. Не будь его в подписке я даже бы и читать не стал, как не читал Гузэль Яхину. Потому что считаю лучше перечитывать того же Фатиха Амирхана, еще недооценного, чем он хуже Жюля Верна. Перечитывать всякий бред, потом участвовать в дискуссиях по этому поводу, не это ли праздное времяпрепровождение. Единственный плюс, который можно было бы считать, это дескать новая волна интереса к Тукаю. Ничего подобного, для тех кому он был интересен, его не прибавилось. А вот для тех кто знает едва, пошатнуть их и так малый интерес. В общем, о чем это я. Прощайте несуществующий Хусаинов, а может и никогда не существовавший. Кстати, где аргументы в пользу вашего существования.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    А вот это уже серьезно - Вы задали важнейший философский вопрос - существует ли поэт Хусаинов.

    Вполне вероятно, что "Хусаинов" это плод Вашего сознания, воображения - и весь Мир существует лишь в Вашей "голове".
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Можно ссылку на первоисточник. Из-за чего сыр-бор?
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Тукай видишь ли рос в деревне. А что деревня могла дать ему, спрашивает автор. А где рос Ломоносов? Что ему дала поморская деревня. Все великие люди вышли из деревни.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Михайло Ломономову деревня дала две книги - Арифметику и Грамматику - "врата учености".
    Библию все деревенские знали.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    //Мой текст — это не заявление, не вызов и не что-то лирическое, это — интеллектуальный продукт. //
    Это не продукт, а субстанция. Интеллект, увы, и рядом не валялся.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    // А как, по-вашему, пишутся научные работы? В какой-то момент появляется определенная мысль, теория. Вспомните Ньютона, который сидел под деревом…//
    Автор с большими претензиями на научность. Да только наш башкирский "учёный" Айдар Хусаинов к науке не имеет никакого отношения. От слова совсем. Суть настоящей научной работы в том, что учёный свой бред( мысль, теорию ) должен так или иначе доказать. Проведением ли экспериментов, работой ли с документами (как в случае с Хусаиновым) или иными способами. На каждый чих должны быть приведены аргументы с полными реквизитами источников. Но для Хусаинова это тёмный лес. Потому и пытается втирать эту субстанцию за научный труд. С другой стороны - настала ведь эпоха таких "учёных". Вот и Грета Тунберг у нас стала "учёной года". И автору туда же и дорога.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    //Или, скажем, научный факт — Менделееву приснилась периодическая таблица. Он же мог сказать: «Нет, я должен сначала 50 лет этот вопрос изучать, это ерунда». Но нет, он прикинул, посчитал, и эта гипотеза оказалась верной.//
    Айдар Хусаинов, не лез бы ты в науку. Это не твоё. Совсем. И с Менделеевым не всё так однозначно. Давным-давно уже постарались другие "айдары хусаиновы".
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    //Вы сами посмотрите: когда эти воспоминания были написаны, кто их писал. Все эти люди потом были репрессированы и прочее и прочее.//
    При претензиях на научность Хусаинову и надо было расписать кто что написал и что с ним стало. А не краснобайствовать. Вот Мажит Гафури написал в воспоминаниях о встрече с Тукаем. В итоге Хусаинов и его репрессировал. Просто блеск!
    //Если это кому-нибудь нужно, те, кто захочет, смогут пойти в архивы поднять все документы и восстановить, прояснить картину по дням и по часам.//
    Автор честно признался, что не работал с документами ,да и понятия не имеет как работать. Можно Хусаинова понять, документы - дело длительное, утомительное. Денег особых не заработаешь. Куда проще изрыгуть субстанцию в сеть и словить хайп. Где хайп, там и бабки. Грета соврать не даст - в школу не ходит, с документами не парится, а титулы и звания сыпятся как из рога изобилия.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    // Воспитание детей — очень сложный процесс. И всем известен тот факт, что если у человека нет матери, то у него уже гигантские проблемы. А если он вырос в детдоме, то у него уже совершенно иные проблемы. А здесь он [Тукай] сменил восемь семей — такой человек не мог бы стать полноценным. Вам это скажет любой специалист по воспитанию детей, это огромная травма, она на всю жизнь.
    Полноценный — это нормальный, разумный. Фактически если бы он побывал в восьми семьях, то он просто вырос бы Маугли и никакого воспитания не получил, это все фантастика. Не смог бы получить тот объем любви, который делает человека человеком.//
    Не хотелось бы переходить на личность Хусаинова, но после таких слов напрашивается вопрос: а есть ли тут личность?
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Явно, вы очень плохо знаете биографию Тукая. Попав в семью Сагъди абзый в Кырлай, маленький Апуш там учился в медресе и очень успешно. После того, как его нашла родная тетя Газиза и забрала в Уральск, он учился в медресе и одновременно в русской школе, поэтому ваши комментарии не достоверны.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    //Кроме того, обратите внимание на то, что он рос в деревенской местности, а деревенская местность очень простая, там живут очень простые люди. Они могут дать детям только то, что у них есть, и чтобы там появился интеллектуал, который писал бы стихи, это невозможно.//
    Святая правда! ВСЕ интеллектуалы вырастают из "золотой молодёжи". У них с рождения всё по высшему разряду. Вот и интеллект прёт из всех щелей. Часто видим их в разделе криминальной хроники.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    //Этого не может быть, это придумывается для пиара, чтобы вызвать жалость.

    Я вернусь — дело еще и в том, что в сельской местности живут очень здоровые люди, потому что слабые умирают сразу. Обратите внимание. Например, Чехов — он тоже вырос в сельской местности, у него была нелегкая жизнь, и то он дожил до 40 лет с туберкулезом. Смерть Тукая в 26 лет — это невозможно, с этим можно обратиться к медикам и тоже исследовать.\\
    Хусаинову стоило бы изучать метрические книги (если он вообще знает о них). В том числе по татарским деревням. Он бы осознал смертность в деревнях. Туберкулёз не спрашивал возраста. Например сестра Мажита Гафури умерла от туберкулёза примерно в возрасте Тукая.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Хусаинова лечить давно пора
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Пойду лучше Хакимова почитаю. У того историческое мифотворчество поинтереснее будет, чем эти окололитературные бубнилки. Там вам и татары-викинги, и татары, основавшие Узбекистан, и татары, научившие японцев махать саблей, скакать на лошади и добывать сталь, и никого не побеждавшие русские... Не верите? Вот на этом сайте все есть. Хусаиновский коллективный Тукай просто меркнет.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Ну и к чему ваша клевета? Лучше Салавата Галлямова прочитайте, величайшего башкирского историка и кумира Айдара Хусаинова. Там найдете и про 2 миллионов башкурдов в Иране и шумерское происхождение башкир и основание Казани и Булгара бурзянами.
    Хотя вот пару дней назад в муртазинском проуфу цвет башкирской фолкхисторической науки написали статью что без башкирских вождей Чингисхан не сколотил себе империю.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Заодно и Зиян Бердина почитай.
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Шекспир,пушкин тукай...я давно говорил про это своим

    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Размышлял бы о мистификации башкирского надуманного народного героя ,якобы поэта исполнителя всевозможных песен, балетов,эпоса урал батыр,и самозванного полковника пугачева Салавата Юлаева.а по факту разбойника,грабителя и убийцы
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Я изучал практически все снимки Тукая. Если смотреть непредвзято, это разные люди»
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/181788-intervyu-s-aydarom-husainovym-o-mistifikacii-tukaya-fatyhom-amirhanom?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

    А он видел историческую дореволюционную фотографию "похороны Тукая",где тысячи скорбящих татар в Татарской слободе сопровождают останки Тукая?
    Может у татар тогда "Фотошоп " был?
    На фото 1912 ( приведенном в этой в статье) Ф. Амирхан СИДИТ рядом с Тукаем, а не лежит парализованный. Чтобы сделать такое фото , Ф. Амирхану надо было самому посетить фотографию . Как он мог это сделать ,если он лежал парализованный?
    Не позорьте великий башкирский народ своими неумными скандальными выдумками!

    Ответить
    Анонимно 26 июл
    У Ф.Амирхана были парализованы ноги, но он мог сидеть.
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Я наполовину башкирка,стыдно было такой бред читать!! То Тукай башкир, то его вообще не было...Хоть б в фантазиях определились некоторые. Ни один казах или узбек так не будет позориться, и себя,и других уважают.
    А тут уровень пиара как у Ольги Бузовой, не более
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Открыв сайт Г.Тукая, вы можете познакомиться с воспоминаниями известных и неизвестных людей о Тукае. Их очень много! Писатель и ученый И.Нуруллин для того , чтобы написать роман"Тукай"ЖЗЛ собирал по крупицам материалы для своего произведения, побывал в тех местах, где жил, был поэт, общался с теми людьми, которые знали Тукая, вообщем, можно найти тысячи доказательств против такого бреда.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Талантливых людей, как Тукай, невозможно создать искусственно. Факты , приведенные автором, все неверны. Автор объявил себя тукаеведом. Быть тукаеведом, значит любить творчество поэта, мыслить как он, любить родную землю, родной язык,свой народ, как Тукай. Какой же вы тукаевед, если вы занимаетесь клеветой, нет вы верите, что ТУКАЙ был и есть.Приведенные вами якобы факты, их даже нельзя назвать фактами, об этом говорят.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Очередной "открыватель". Если Тукай это мистификация, выдумка, то о смерти какого Тукая в своем письме сообщала его возлюбленная, которая так же его любила, Зайтуна Мавлюдова? Или Горький, который сообщал, что в Казани от голода и чахотки умер татарский поэт Габдулла Тукаев? А уж в довод приводить то, что Тукай не мог быть интеллектуалом потому, что вырос в деревне, а там народ простой, дикость. Во-первых, Тукай из семьи муллы. Во-вторых, он воспитывался и обучался не в деревне, а городе. И интеллектуалом он стал потому, что ему еще шакирдом денег не хватало, и он подрабатывал репетиторством по арабскому языку.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    напомнило "спор" о том, летали ли американцы на Луну: и флаг там болтается на ветру, и свет голливудского павильона наперекосяк, и "ваще, амеры ну тупые...".Правда, нашлись дотошные ребята, которые терпеливо опровергли всю эту чушь.. Может быть и в этом случае надо спокойно рассмотреть каждый довод Хусаинова, изложить свои аргументы без особых эмоций, расставить все точки над чем их там ставят. Кстати, глядишь, на этом хайпе (извините) к теме еще народ подтянется.
    Ответить
  • Анонимно 30 июл
    Мем "британские ученые" пора менять на "башкирские ученые"!
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    Айдарик молодец! Красиво написал! Как они всполошились :))
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    А ты думал молчать будем???не дождетесь.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии