Новости раздела

Завод имени Горького: отложенный «Океан», курс на Азию и главный мушкетер России на юбилее

Выручка зеленодольского предприятия выросла за счет оборонзаказов в этом году

Завод имени Горького: отложенный «Океан», курс на Азию и главный мушкетер России на юбилее Фото: мистахов-ренат.рф

Сегодня генеральный директор «Зеленодольского завода имени Горького» Ренат Мистахов встретился с казанскими журналистам накануне торжества по поводу 120-летнего юбилея предприятия. Корреспондент «Реального времени» выяснила, что спасло завод в кризис, о судьбе проекта 22100, шифре «Океан» и о многом другом.

Завод им. Горького нацелился на поглощение ЗКПКБ

Отвечая на вопросы журналистов, Ренат Мистахов начал с того, что в рамках «Стратегии 2030» завод с 2010 по 2015 год сделал три акцента в своем развитии – увеличение объемов производства, подготовка кадров и модернизация предприятия. На следующем этапе – с 2016 по 2018 – запланирована трехлетка, в рамках которой стоят задачи (помимо увеличения производительности и снижения себестоимости) по выходу на экспорт и создание целой корпорации.

Так, предприятие, которое входит в состав холдинговой компании «Ак Барс», планирует приобрести ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». Слияние также обсуждается с рядом других предприятий, с которыми на данным момент ведутся переговоры.

Завод им.Горького планирует приобрести ЗПКБ. Фото: «Реальное время»

Курс на Юго-Восточную Азию

Что касается непосредственно экспорта, на данный момент его доля составляет 15-20%. Основной партнер – Вьетнам. В 2012 году им было сдано два фрегата серии «Гепард» – они сейчас флагманы вьетнамской флотилии. Был подписан контракт еще на два таких корабля.

«Дальнейшее развитие мы сейчас больше видим в направлении Вьетнама, Индонезии, Бирмы, потому что там мы востребованы и нас знают», – отмечает спикер. По его словам, в меньшем объеме на экспорт идет продукция из черного и цветного литья.

Заметим, что если сейчас 15-20% приходится на экспорт, 10% – на гражданскую продукцию, и все остальное – на гособоронзаказы, то к 2019-2020 годам доля последних должна составить не менее 50-60%, а долю экспорта продукции на заводе планируют увеличить до 35%.

В целом гендиректор предприятия отмечает рост производства за счет увеличения оборонзаказа. Напомним, в этом году завод попал в топ-5 исполнителей госзаказов России. Преимущественно благодаря этому они планируют в этом году выйти по выпуску товарной продукции с ростом в 10-15 %, то есть реализовать продукции на 18 млрд рублей. В прошлом году эта цифра составляла 16 млрд, в 2013 – 11 млрд, в 2012 – 7 млрд.

Фрегаты серии «Гепард» – флагманы вьетнамской флотилии. Фото news2.ru

По словам спикера, в приоритете сейчас развитие гражданского направления. Таким образом завод пытается подготовиться к уменьшению количества госконтрактов.

– Военная промышленность, которая сейчас развивается в России, поднялась. Сейчас хорошие заказы есть у «Казанского вертолетного завода», у КАПО имени Горбунова, у КАМАЗа – за счет этого промышленность поднялась. Если бы не было военных заказов, то не стала бы. Но так, что все время будут строить военную технику, быть не может. Мы понимаем, что в 2018-2020 будет снижение количества контрактов по линии госзаказов. Мы должны заранее насыщать свой процент загрузки рыночными заказами. Чтобы после уменьшения объемов госзаказов вакуум был заполнен гражданскими заказами, – считает Мистахов.

В связи с этим завод готов брать даже невыгодные контракты, но с перспективой выхода на рынок.

Оборонзаказ обновил завод

В 2015-2016 году на «Зеленодольском заводе имени Горького» завершится масштабная модернизация в рамках федеральной целевой программы. Собственно, средства направлены на строительство военных кораблей. С 2011 по 2016 годы на это было выделено 2,5 млрд рублей – 60% министерством промышленности РФ и 40% собственных средств предприятия.

После завершения модернизации планируется снизить себестоимость до 20% и увеличить производительность.

Как уже говорилось выше, одна из основных трудностей, с которой столкнулись при производстве – это импортозамещение. В связи с санкциями на сегодня появилась потребность в определенных изделиях для судостроительного завода, которые в России изготовить не могут. «Мы работаем в этом направлении – в основном это связано с судовой арматурой. В ноябре-декабре будут подписаны ряд меморандумов о создании совместного предприятия в рамках освоения новой продукции. Нужно искать союзников», – заметил Мистахов.

По его словам, рынок к импортозамещению готов не был, что повлекло за собой в том числе очереди за российскими двигателями и генераторами.

В 2015-2016 годах на заводе завершится масштабная модернизация. Фото zdship.ru

ТЭК как новое направление

Непосредственно зеленодольский завод в рамках импортозамещения планирует выпускать продукцию по двум направлениям – нефтяное и газовое оборудование, а также поставлять оборудование в рамках судостроения.

На данный момент все новые военные судна почти полностью оборудуют отечественной аппаратурой.

— По сути сегодняшняя ситуация с санкциями на руку Российской Федерации. Нельзя на военных кораблях ставить иностранное оборудование. Это собственная безопасность страны. А текущая ситуация заставляет промышленников модернизировать производство и искать новые пути, – уверен спикер.

Интересно, что руководство зеленодольского завода предложило министерству обороны заняться обеспечением сервисного обслуживания кораблей на весь жизненный цикл.

«Полярная звезда» пленительного счастья

В строительстве в рамках проекта 22100 находится два корабля для пограничных войск ФСБ России. В майские праздники была проведена операция по переводу головного корабля проекта – «Полярной звезды». На сегодня он завершает заводские испытания и переходит на государственные. Примечательно, что в России аналогов судну нет, так как оно обладает высокой степенью автоматизации. При водоизмещении более трех тысяч тонн экипаж составляет всего 44 человека. Для сравнения – на малом ракетном корабле в 1000 тонн экипаж составляет почти 60 человек. Главная функция корабля – большая автономность, так как в пути он может находится до 7 суток. «Полярная звезда» – это один большой сервер, который полностью управляет всей паутиной корабля: в корабль вложено более 500 км кабеля, что позволяет управлять им вплоть до задвижек для открытия и закрытия воды.

На заводе также строится еще два сторожевых корабля проекта 22100, шифр «Океан». И здесь, по словам Мистахова, завод сталкивается с двумя главными проблемами – импортозамещением и нехваткой финансирования. В связи с последним было отложено начало строительства еще двух кораблей этой серии. Планируется, что контракт на строительство второй партии будет подписан в 2017-2018 году. Строящиеся сейчас корабли также являются головными, так как на них полностью устанавливается российское оборудование. Это приведет к тому, что все испытания придется проводить повторно.

«Полярная звезда» завершает заводские испытания и переходит на государственные. Фото sdelanounas.ru

Держим три кита

На данный момент у завода в приоритете исполнение оборонзаказов. Так, в связи с увеличением объемов было принято решение приостановить строительство танкеров. «Когда будет уменьшаться объем госзаказов – вернуться к танкерам. Мы сейчас у себя стратегически держим три направления: военные корабли, скоростные корабли и баржи», – ответил на вопрос «Реального времени» Мистахов.

По его словам, танкеры и сухогрузы занимают очень большую площадь на верфях, поэтому решение было принято в пользу размещения военных кораблей.

Речные суда не в фаворе

В связи с динамично развивающейся инфраструктурой на второй план уходит речной транспорт. За пять лет зеленодольским заводом было реализовано всего 4 больших заказа. Кроме того, сейчас в строительстве находится серия А145, ориентированная на рынок. Строительство идет за счет кредитного портфеля, продолжаются поиски заказчика. Генеральный директор отмечает, что потенциальные заказчики есть, но, если бы ситуация в экономике была стабильнее, эти вопросы решились бы быстрее. «Сейчас мы строим и понимаем, что заказчика найти будет сложно», – считает Мистахов.

По его словам, завод сам ищет заказчика, прорабатывает с ним предложения и просчитывает всю логистику. Предприятие ищет инвестиции и работает с лизинговыми компаниями и банками, которые могут проинвестировать проекты. Пока партнеры из Китая предлагают предоставление денег в рассрочку, швейцарские банки также готовы к сотрудничеству.

Также «Реальному времени» стало известно, что завтра на торжестве по случаю 120-летия завода выступят Михаил Боярский, Анжелика Варум и Леонид Агутин. По словам Мифтахова, торжественное мероприятие пройдет в ДК Горького в Зеленодольске.

Мария Горожанинова
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 20 нояб
    даже Боярского позвали выступать, ну просто ретро-ретро)
    Ответить
    Анонимно 20 нояб
    наверное, у него ценник доступный просто)) как и у Агутина с Варум
    Ответить
  • Анонимно 20 нояб
    а до введения санкций что не задумывались над безопасностью? конечно нельзя ставить иностранное оборудование на военных кораблях
    Ответить
  • Анонимно 20 нояб
    И хорошая, и настораживающая одновременно новость...
    Ответить
  • Анонимно 20 нояб
    любят у нас двойную работу делать
    Ответить
  • Анонимно 21 нояб
    На катерах поменьше проблему решили быстро.Просто заменили немецкие двигатели MTU на китайские копии.ф По качеству-то же самое,по цене-в 2 раза дешевле.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии