Новости раздела

«Война с «Платоном»: президент РТ и нижнекамские коммунисты заступились за дальнобойщиков

На фоне cтолкновений с полицией и жертв среди водителей в других регионах Татарстан отличился самыми неожиданными формами протеста

«Война с «Платоном»: президент РТ и нижнекамские коммунисты заступились за дальнобойщиков
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

Пока в регионах России бунтуют дальнобойщики, Татарстану, похоже, не только удалось погасить волну протеста, но и перевести борьбу с «Платоном» в правовое русло. Перевозчики стали задействовать свои лоббистские ресурсы, КПРФ попыталась заработать на протестах политические очки, а Рустам Минниханов вообще увидел проблему с другой стороны — негативные последствия для региональных дорог.

Столкновения с полицией и первые жертвы

Сегодня снова практически по всей стране прокатилась акция протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам, который стал действовать с 15 ноября. В третий раз протест имел самые разные формы: стояние вдоль трасс, «улитка» (медленный проезд фур по крайней правой полосе) и традиционное для другой группы протестующих — дольщиков — хождение участников акции по пешеходным переходам.

Протест имел и разные последствия. Практически везде водителей останавливали сотрудники ГИБДД. В Дагестане акцию разгоняли с участием спецназа. В Энгельсе Самарской области протестующих задерживала полиция. Появились и первые жертвы протеста. В Твери насмерть сбили мужчину, одна из фур не справилась с управлением и влетела в толпу дальнобойщиков на обочине. А в Петрозаводске один из протестующих получил травмы, когда в него въехал уже автомобиль ГИБДД.

На фоне всего этого Татарстан отличился, пожалуй, самыми неожиданными формами протеста.

Татарстанские «прогульщики» протеста

Изначально в акции на сайте одного из ее организаторов «Коммунистического рабочего движения «Рабочий путь» были заявлены Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. В проведении акции в Казани были сомнения с самого начала: на сайте не сообщалось место проведения, да и в прошлый раз столица РТ проигнорировала протесты. Однако места проведения в Набережных Челнах, которые на прошлой акции стали центром татарстанского протеста и где десятки грузовиков фактически заблокировали движение по городу, и в Нижнекамске были заявлены. Правда, телефонов координаторов, в отличие от других российских городов, не указывалось.

В автограде предполагалось, что протестующие выстроятся по первой дороге «Эссен — ГЭС». Однако прибывший на место акции корреспондент «Реального времени» протестующих не обнаружил. Вдоль трассы (перед самым выездом в Казань) прямо напротив гипермаркета «Эссен» в пос. ГЭС действительно стояли редкие фуры. Но движение по 1-й дороге было привычным: ни «пробок», ни каких-либо заметных изменений в скоростях проезжающих фур не наблюдалось. Охранник «Эссена» сообщил, что сегодня ничего похожего на прошлую акцию не было. На вопросы корреспондента «Реального времени» водители стоящих фур только пожимали плечами: ни один из них не имел ни малейшего понятия об акции.

Ни в Казани, ни в Нижнекамске никаких массовых протестов на улицах также замечено не было. Еще во время прошлой акции многие перевозчики и водители намекали на то, что сотрудники МВД провели с ними разъяснительные беседы. Более того, после акции некоторые представители рынка даже стали говорить о том, что и «улитка», проползшая по Набережным Челнам, была вызвана не протестом, а плохими дорожными условиями, из-за которых водители грузовиков вынуждены были сбавить скорость.

В автограде корреспондент «Реального времени» протестующих не обнаружил. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«В «поле» никого из руководителей нет»

Возможно, сказалась и позиция руководства компаний-перевозчиков.

— Мы не участвуем ни в каких акциях, — заявил «Реальному времени» Леонид Штейнберг, генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс». — Мы стараемся отработать это все на законном основании. И мы добьемся изменений. А что там акции? Сегодня коммунисты, завтра еще кто-то будет провоцировать наших людей. Мы против всяких акций. Акции до добра не доводят, их никто не слышит. В «поле» никого из руководителей нет. Мы хотим, чтобы правительство поняло, что оно сделало ошибку, и отменило это все. Мы действуем через депутатов, через регионы: встречаемся, общаемся. Думаю, что здравые люди есть там.

Скромный протест от КПРФ

И действительно, протест в этот день в Татарстане перешел в иное — легитимное русло. На тему наконец-то обратили внимание представители КПРФ и попытались заработать на акции политические очки. При этом главная коммунистическая партия страны никак не связывала свои действия с другими «левыми» силами — организаторами всероссийской акции. Молодежное подразделение КПРФ в республике — «Комсомольцы Татарстана» провело одиночный пикет против системы «Платон» перед зданием кабмина РТ. Об этом сообщил в своем Instagram один из лидеров татарстанского отделения КПРФ Артем Прокофьев. Это был, наверное, самый скромный протест сегодня.

Параллельно в Нижнекамске местная парторганизация КПРФ действовала более активно. Тот же Прокофьев в своем Instagram разместил еще одно фото. Согласно подписи к нему, «водители и представители перевозчиков пришли в горком КПРФ, чтобы обсудить последствия введения системы «Платон». О результатах и той, и другой акции коммунисты пока молчат.

Минниханов: «Мы должны защитить наши дороги»

Однако совершенно неожиданно знамя протеста из рук коммунистов выбил президент РТ Рустам Минниханов, который, как оказалось, сам видит серьезные проблемы от введения системы. На 13-ой сессии Госсовета, которая проходила сегодня в самый разгар общероссийской акции, президент обратил внимание на иной аспект проблемы, который оставался до этого в стороне — ущерб регионам.

— Эта тема на слуху, от нас с вами ничего не зависит — решение принято, но мы должны подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь поток уйдет на региональные, — заявил Минниханов. — Поэтому я предлагаю создать рабочую группу: депутаты, минтранс, автоинспекция, муниципальные образования. Вы же знаете, насколько большегрузы разрушают дороги. Мы же все хотим с вами по хорошим дорогам ездить. Это решение было принято Государственной думой, что сейчас обсуждать. Но мы должны защитить наши дороги. Тем более они вообще не приспособлены для таких нагрузок. Я поэтому предлагаю поручить профильному комитету и министерству отработать и четко расписать последствия. Мы должны принять определенные меры.

О том, какими будут эти меры, пока остается только гадать.

Дмитрий Семягин, Сергей Афанасьев, Дина Валиуллина

Новости партнеров