Новости раздела

Казанские перевозчики столкнулись с отказом «Платона»

В первый же день работы в системе оплаты проезда по федеральным трассам произошел сбой, но перевозчики уже поднимают тарифы на свои услуги

С первого дня ввода платы за проезд по федеральным трассам онлайн-система оплаты «Платон» перестала работать, и перевозчикам пришлось ездить в офисы обслуживания, чтобы заплатить за проезд офлайн. Перевозчики уверены в ее недоработке, а компания-оператор заявляет о хакерской атаке. Пока в Госдуме обсуждают законопроект, по которому размер штрафа за неуплату проезда могут снизить до 10 тысяч рублей, перевозчики стали поднимать тарифы.

Интернета нет — перевозок не будет

15 ноября в силу вступил закон о введении платы для большегрузов за проезд по федеральным трассам. Проект, который ранее вызвал широкий резонанс и стал причиной забастовок по всей стране, на деле оказался недоработанным. На следующий день казанские перевозчики столкнулись со сбоями в работе системы. Сначала все списывали эти сбои на большой наплыв желающих зарегистрироваться в системе.

— Мы начали оформление. Из-за большого количества обращений для регистрации маршрутных карт мы не можем войти на сайт. Вчера ночью система работала, а сегодня днем она уже не работает, потому что большой наплыв. Бортовых приборов по-прежнему не хватает. Нам говорили, что проблема решается, но за неделю ничего не решили. Как выходить из ситуации? Стоит вопрос, с утра до ночи думаем, что делать. Не можем грузиться и доставлять грузы, — рассказывает Леонид Штейнберг, генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс».

Помимо невозможности регистрации или проведения оплаты, перевозчики фактически не могут и оформить сам выезд на федеральную трассу. Напомним, что еще за неделю до этого перевозчики жаловались на нехватку бортовых устройств, с помощью которых можно оплачивать проезд по федеральной трассе. После вступления в силу закона проблема осталась неразрешенной. Разработчики предлагали и альтернативу — маршрутные карты, которые можно оформить на сайте в личном кабинете, в офисах оператора системы или через терминал самообслуживания. Но из-за сбоев недоступными оказались сразу 2 способа.

Войдя на сайт системы «Платон», мы обнаружили, что при переходе по кнопке «Разовая поездка» и вовсе отображается ошибка. В этой ситуации перевозчикам приходится прибегать к наименее технологичному способу — ездить в офис обслуживания. В Казани он по находится по адресу Короленко, 52.

— В онлайне есть такие проблемы. Но, в принципе, можно доехать до офиса, чтобы зарегистрировать машину. Такой обостренной ситуации на сегодня я не вижу. У нас приборы кто-то взял, кто-то не взял. Но представители «Платона», комментируя ситуацию, говорят, что проблем с пользованием нет. Будем надеяться, что это действительно так, — говорит Вячеслав Лаврентьев, генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозок».

Сам оператор «Платона» «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) вчера заявил, что система подверглась атаке хакеров, и именно из-за нее произошли все сбои. Представители компании уверяют СМИ, что утечки данных не произошло. На вопрос «Реального времени» о том, когда заработает система в онлайне, официальный ответ к моменту публикации получен не был.

Штрафы могут снизить в сто раз

Плата для водителей большегрузов с самого начала вводилась со скрипом — изменения в законодательстве не только не получили поддержку, но и стали причиной массовых акций. Более чем в 40-ка регионах России фуры собирались в заранее оговоренных местах. К слову, забастовку поддержали и в Набережных Челнах, тогда как Казань осталась в стороне. Накануне акции перевозчикам удалось добиться некоторого смягчения условий. Напомним, что первоначально с каждого транспортного средства массой от 12 тонн должна была взиматься плата в размере 3,73 рубля за километр пути. Однако затем тариф был снижен сразу вдвое — до 1,53 рубля. На этом уровне он должен сохраниться как минимум до марта 2016 года. В минэкономразвития РФ заявляют, что будут бороться за то, чтобы продлить этот срок до 2017 года.

Однако больше самого тарифа перевозчиков пугали размеры штрафов в случае неуплаты — 40 тысяч рублей для индивидуального предпринимателя и 450 тысяч рублей — для юридического лица. При повторном нарушении сумма возрастает для водителей большегрузов до 50 тысяч рублей, а для юрлиц — до 1 млн. Перевозчики сетовали на то, что водители могли заработать эти космические штрафы не столько от злого умысла, сколько от незнания о новой системе. В результате минтранс РФ заявил, что отложит введение штрафов до 1 мая 2016 года, чтобы у водителей было больше времени привыкнуть к нововведениям. Исключением должна была стать только Московская область, где штрафы стали взимать со вступлением в силу закона. Однако, по данным «Газета.ру», мораторий так и не был введен.

И вот буквально вчера стало известно, что группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым внесла на рассмотрение нижней палаты законопроект, по которому штрафы для водителей и собственников большегрузов за неуплату взносов за проезд по федеральным трассам будут значительно сокращены.

«Неуплаченная плата за один день проезда по федеральным дорогам одного грузовика оценивается примерно в 1 тыс. руб. Полагаем, что размер штрафа должен соответствовать уровню 10 тыс. руб.», — отмечается в пояснительной записке. При этом сумма будет одинаковой как для индивидуальных предпринимателей, так и для юрлиц. Кроме того, в той же пояснительной записке приводятся и доводы в защиту законопроекта: «Учитывая преобладающее число в автомобильной отрасли субъектов малого и среднего бизнеса, указанные размеры наказаний приведут к их неминуемому банкротству и масштабным социальным последствиям».

Перевозчики поднимают тарифы на 10%

Несмотря на то, что войны за «большую дорогу» до сих пор продолжаются, сами перевозчики не верят в их благоприятный исход и начинают повышать тарифы, что неминуемо должно привести к повышению цен на продукты и товары. По словам самих перевозчиков, крупные контракты заключались до нового года, и сейчас достаточно трудно изменить тарифы по таким сделкам.

— В прошлом году большие предприятия подписали контракты с получателями их продукции. Сейчас остается месяц до окончания года, они должны поднять тариф. Но они же не могут этого сделать, им надо продать эти продукты покупателям. Вы придете, а вам скажут: «Наша продукция на 15-20% дороже». Вы скажете: «Да вы что?!». Это надо было внедрять в начале года, — считает Леонид Штейнберг.

Тем не менее в случаях, когда речь идет о более мелких перевозках, тариф уже сейчас поднялся в среднем на 7-10%.

— Тарифы поднимаются. У нас есть постоянные клиенты, у которых есть определенные объемы. На них повышение тарифов не распространяется. Потому что сумма уже была определена до нового года. Разовые клиенты, которым нужно было перевезти небольшие объемы, платят чуть больше. Но сумма не очень-то большая накладывается, больше неразберихи получается. Например, если у нас по городу перевозка стоила 150 рублей, сейчас в среднем получается на 10-15 рублей больше, — поясняет Вячеслав Лаврентьев.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров